С вошедшим тогда в моду первичным искусством Пикассо завел знакомство после приезда в Париж в 1900 году. В 1907-м он купил первое неевропейское произведение для своей коллекции — статуэтку тики с Маркизских островов. А посещение этнографического музея Трокадеро потрясло художника до такой степени, что он решил переписать своих «Авиньонских девиц».
«Когда я впервые побывал в музее Трокадеро, я заставил себя там остаться, изучить эти маски, все эти предметы, которые люди создавали для священных, магических обрядов, чтобы те служили посредниками между людьми и неизвестными враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что в этом и заключается смысл живописи. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебными миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В день, когда я это понял, я знал, что нашел свой путь», — цитирует художника Франсуаза Жило в книге «Моя жизнь с Пикассо».
Организаторы выставки «Примитивный Пикассо» не хотели в очередной раз сравнивать его работы с произведениями первичного искусства и искать гипотетические заимствования и источники вдохновения. По крайней мере сам Пикассо об этом не распространялся. А на вопрос интервьюера в 1920-м году и вовсе ответил настолько же резко, насколько парадоксально: «Негритянское искусство? Такого не знаю».
Личная коллекция Пикассо свидетельствует о том, что художник, возможно, не столько напрямую заимствовал у «архаичного» искусства, сколько окружал себя им. Не зря почти 200 из 300 выставляемых работ — произведения не самого Пикассо, а художников Африки или Океании, которые Пикассо коллекционировал или мог видеть на выставках. Это, например, маски или статуэтки из Габона, Конго, Кот-д’Ивуара, Папуа — Новой Гвинеи, Вануату, стан Южной Америки, а еще различные фотографии и документы.
Пикассо отвечал на те же вопросы, что и первичные художники (например, об обнаженном теле, сексуальности, желании или смерти) и пользовался схожими пластическими решениями, например, искажал тела или разрушал их структуру. А само «примитивное» искусство понимается не как неразвитое, а как самое что ни на есть глубинное, универсальное, как источник самого интимного и важного для человека.
Выставка встала возможной благодаря тому, что парижский музей Пикассо передал музею на набережной Бранли 105 работ испанского художника, в числе которых «Поцелуй» (1943 г.), «Большой натюрморт» (1931 г.), скульптура «Женщина с детской коляской» (1950 г.).
Выставка «Примитивный Пикассо» открыта для посетителей с 28 марта по 23 июля 2017 года.
Подготовил Александр Легезин