Под парусами надежды
Только что тут состоялся бенефис корифея этой сцены, начавшего свой путь в театре более полувека назад и ныне празднующего свое 75-летие — народного артиста Украины Владимира Антонова.
А на 17, 19 и 30 мая в театре запланирована премьера, с которой связаны надежды долгожданного обновления ТЮЗа. «Капитан Фракасс» по роману Т. Готье должен стать визиткой модернизирующегося театра для детей и юношества, хотя адресован не только последним, но и взрослой публике. Постановку впервые на этой сцене осуществляет известный по работе в театре им. Т. Шевченко актер и режиссер Александр Ковшун, с которым мы и поговорили о готовящейся премьере.
—Александр, вы получили приглашение директора ТЮЗа Андрея Гапановича на постановку и привели с собой еще четырех специалистов из своего театра. Это — от недоверия к мастерам ТЮЗа?
—Скорей потому, что мы — команда. Хотя, безусловно, лучшего специалиста по свету, чем В. Минаков, в нашем городе нет. Е. Приступ не только занимается в «Капитане Фракассе» постановкой танцев, боев и пластики, но и является автором инсценировки.
Д. Евсюков создал полноценный саундтрек, а художником выступил А. Абманов, с которым мы уже сделали шесть спектаклей на сцене театра им. Т. Шевченко.
—Его работы на академической сцене всегда отличает экспериментальная сценография. В театре для юношества будет так же?
—Главная деталь оформления — плот, он же развалины замка, он же дощатый помост бродячих комедиантов. Если вначале замок барона де Сигоньяка будет осыпаться, а из ржавого крана на авансцене, кажется, уже никогда не потечет вода, то в финале тема любви и профессионального призвания актеров воскресит былую славу — и плот сдвинется с места, превратившись в корабль под парусами, который поплывет по самым настоящим волнам. В таком образе спектакля мы постарались отразить свою веру в обновление былой славы харьковского ТЮЗа, как одного из культурных брендов города, сделать его снова территорией творчески живой. Поэтому мы пустили в ход подручную алхимию. В подвале театра нашли ящики — они еще ездили на гастроли в советскую пору, — а у нас «оживут» и заиграют в спектакле. Я со своей дачи привез все необходимое, чего не нашлось на складе театра. Художник А. Абманов умеет из ничего делать чудеса. Его костюмы — верх изощренности, стиля и фантазии.
—Представьте, пожалуйста, героев вашего спектакля. Судя по составу в главных ролях, вы решительно сделали ставку на молодежь.
—Сигоньяка играют совсем юные выпускники ХНУИ им. И. Котляревского — Максим Левадный и студент того же вуза Дмитрий Герасимчук. В роли Изабеллы представительница той же альма-матер Нина Хижная. Кроме того, играют выпускники академии культуры Анна Дровлиненко и Владимир Царьков. Я действительно доверяю молодым сознательно, потому что моя режиссерская интрига такова, чтобы поставить этих начинающих актеров на место их героев и в жизни. Почему бы им самим на деле не попробовать стать героями, открывающими новую страничку в истории ТЮЗа, как в спектакле становится лидером бродячей труппы барон де Сигоньяк? Для меня особенно важна тема театра вообще и харьковского ТЮЗа конкретно. Безусловно, не все зрители это будут читать. Но мы возводим нашего «Капитана Фракасса» в надежде на объединение труппы, всех ее поколений артистов. Не случайно стали происходить приятные сюрпризы. Тридцать лет отдавший этой сцене А. Подорожко вернулся из радиоэфира, пожелав сыграть в нашем спектакле. И вот он, как своеобразный мудрый дух этих кулис, будет открывать занавес в этом спектакле в качестве всезнающего старого слуги барона Пьера. И когда Пьер услышит голос сто лет как поломанного в этом замке радио, — свой собственный голос! — то он заплачет, растроганный и потрясенный надеждой на возрождение. Нам важна тема истинного служения театру, потому даже традиционно голубая героиня Изабелла в нашем «Капитане Фракассе» будет музой труппы, такой непоседой, бунтующей против сложившегося положения, буквально подгоняющей, будоражащей актеров стремиться к успехам, к вершине. В конце концов, не случайно именно Изабелла выбирает будущего лидера для своего театра. В спектакле задействовано 34 актера, конечно же, такая масштабная работа — проверка не только для них, но и испытание для меня. И все же, уже можно уверенно говорить об удачах Н. Сараева, который играет Педанта, С. Городецкого (Тиран), О. Двойченковой (Дуэнья), В. Бондарева (Матамор). Проработав по многу лет на этой сцене, они сами выбрали для себя роли, созвучные своему пониманию театра. Их индивидуальные связи с этими подмостками обогащают игру бесценным подтекстом. Вместе с тем, и среднее поколение меня радует — например, в исполнении В. Мизяка роль любовника труппы Леандра стала просто бенефисной! Каждый из них начинает свою роль в масочном приеме, но постепенно под масками оживают люди… Зрителю будет понятно — из посредственной труппы, игравшей фарсы, команда Фракасса превращается в театр, играющий высокую комедию — ведь они современники Мольера!