Полет в узком коридоре – газета «Харьковские известия»

01.12.2020 02:04   -
Автор:
Символично, что изначально премьера «Уфти-Туфти» состоялась в 2015 году — в разгар войны на востоке Украины. Тогда, в процессе создания спектакля, режиссер вложил в него много собственной любви, добрых помыслов — и постановка действительно получилась с ярко выраженной положительной энергетикой, буквально освещала пространство вокруг, в чем мы все на тот момент, безусловно, нуждались. Так совпало, что и возвращение «Уфти-Туфти» на сцену случилось в очень непростой период.
РЕФЛЕКСИИ ПО СЛУЧАЮ
2020-й в Харьковском театре для детей и юношества, по-хорошему, должен был пройти под знаком двойного юбилея — 100 лет основанию театра и 60 лет его возрождению. На деле же год прошел под знаком карантина, кадровых пертурбаций, болезненных внутренних противоречий и, как следствие, невысокой продуктивности (возобновление «Уфти-Туфти» — первое за одиннадцать месяцев творческое событие). А еще есть ощущение, что коллектив брошен один на один со своими проблемами.
Налицо недооцененность миссии театра для детей, которая, без лишнего пафоса, заключается в формировании нашего будущего. Причем миссия эта эволюционирует вместе с театром и обществом, а потому на данном этапе речь уже не идет об идеологической обработке юных зрителей и прямолинейном воспитании по типу «надо помогать», «нельзя врать», «стоит делиться» и т. п. (В конце концов, такого рода установки родители могут дать и сами, а жизнь все равно внесет в них свои коррективы). Сегодня через театральное искусство есть шанс сформировать у ребенка изысканный вкус, чувство прекрасного и зажечь в его душе тот особый свет, который на глубинном уровне станет лучшей «профилактикой пороков».
Часто свою миссию недооценивают сами же слуги «детской» Мельпомены. А как иначе объяснить тот факт, что тюзовские режиссеры порой не утруждают себя поиском новых интересных авторов, а раз за разом кормят публику проверенными сюжетами, которые в результате из классических переходят в категорию банальных? Как смириться с тем, что порой малыша держат за абсолютно непритязательного зрителя и считают, что аляповатые костюмы, преувеличенно «сказочные» интонации и примитивные трюки являются достаточным арсеналом выразительных средств для того, чтобы его по-настоящему заинтересовать?
Получается своеобразный замкнутый круг: работники ТЮЗов становятся заложниками обидных стереотипов, ими же формируемых и укореняемых. Потому и не спешат в эту отрасль, скажем, перспективные выпускники творческих вузов. Потому в Украине буквально считанные спектакли для детей смогут стать полноценными, конкурентоспособными участниками международных театральных фестивалей.
Возможно ли преодолеть это? Если осознать степень ответственности и перестать идти по пути наименьшего сопротивления, то, думаю, возможно. По крайней мере, такой подход избрал для себя Александр Ковшун. Режиссер, за плечами которого почти 15-летний стаж работы в «серьезном взрослом» театре, констатирует, что спектакль для маленьких зрителей от трех до шести лет стал чуть ли не самым сложным в его карьере:
— Детские постановки являются для меня непростой территорией. Я не могу позволить себе «напустить» в такой спектакль своих «демонов», свои рефлексии, ведь малышам нужна чистая, прозрачная и красивая история. То есть ты также должен лететь мыслью, визией, но в достаточно узком коридоре выразительных средств.
МЕЖДУ ФОРМОЙ И СОДЕРЖАНИЕМ
Зато познание доселе неизведанных вещей является процессом очень увлекательным. Харьковский театр для детей и юношества первым в Украине знакомит зрителей с творчеством всемирно известной Беатрикс Поттер. Изысканная миссис Поттер больше всего на свете любила животных, которых чувствовала и понимала, с которыми дружила и о которых сочиняла добрые светлые истории. А еще писательница собственноручно иллюстрировала их живописными пейзажами родного Озерного края, получавшимися у нее настолько красиво, что по сей день люди со всего мира съезжаются посмотреть места, изображенные в книгах англичанки. Собственно, личность авторки надиктовала общий ход и визуальное решение спектакля (художник — Александр Абманов).
Главная героиня, маленькая девочка по имени Люси (Марина Агеенко), живет на английском ферме, атмосфера которой воссоздана в прологе через колоритно-ироничные мелочи: нарисованный забор украшают объемные цветы, в углу «притаилась» белая садовая лавка, внизу разбросано душистое сено. Тут же чопорный слуга Джон (Владимир Царьков/ Андрей Гапанович) в жилете и шляпе курит трубку, сверяя кукареканье петуха с показаниями карманных часов на цепочке. Его не менее стильный «коллега» Джек (Евгений Колесник), нарушая субординацию, кокетничает с работницами фермы (Ольга Дружченко, Антонина Шейко). Подобные моменты сразу вовлекают в игру присутствующих в зале взрослых, не позволяя свести их поход в театр исключительно к выполнению родительских обязанностей.
Непослушная и непоседливая Люси все время теряет свои носочки, платочки, фартучки. Однажды, отправившись на их поиски, девочка встречает сказочных персонажей: Котика (Данил Кузнецов/Виталий Цевменко), Курочку (Виолетта Яковлева/Наталья Перепелица), Дрозда (Павел Федорченко/Артем Химич), Овечку (Светлана Симоненко/Анна Дровлиненко). Зверьки, как один, спешат к загадочной Уфти-Туфти (Елена Романова/Людмила Удачина), которая оказывается ежихой-прачкой. Она помогает оставаться чистенькими и опрятными всем жителям сказочного леса, поэтому всегда занята, и Люси решает помочь ей. За это Уфти-Туфти возвращает девочке потерянные вещи выстиранными и свежими. Приключение настолько впечатляет героиню, что она обещает всем отныне самостоятельно заботиться о своей одежде и помогать маме по хозяйству.
Как видим, сквозное действие и моралите «Уфти-Туфти» достаточно просты. За счет этого у режиссера появляется возможность правильным образом усложнить художественный язык постановки, прививая маленьким зрителям образное мышление. Скажем, грим и костюмы базируются не на копировании животных, а на характерных элементах, которые, во-первых, вытекают из английского колорита спектакля, а во-вторых, помогают детям ассоциативно связать героев с их «реальными» прототипами. Так, Котик предстает джентльменом в элегантном костюме с огромным бантом на шее, Курочка — суетливой мамочкой в пышном золотистом платье и шляпе с красным гребешком, Дрозд — самоуверенной оперной звездой в концертном фраке и с начесом, Овечка — яркой кокеткой в белой шубке и туфлях на каблучках-копытцах, Уфти-Туфти — хозяйственной леди в чепчике с «колючей» челкой.
Приключениям героев вживую аккомпанирует мини-оркестр. Между прологом и основным действием на сцене происходит настоящее чудо: работники фермы откладывают орудия труда и берут в руки гитару, скрипку, аккордеон и барабаны, превращаясь в такой себе кантри-бэнд. Партитура прописана композитором Геннадием Фроловым, а за дирижерский пульт становится исполнительница роли Беатрикс Поттер Сусанна Борисенко, которая, кстати, появляется с живым кроликом на руках, как это всегда делала экстравагантная сказочница. Музыкальное сопровождение не только структурирует спектакль темпоритмически, но и поддерживает точность пластического рисунка, поскольку оркестр «берет на себя» еще и подзвучку всех движений на сцене (скребет когтями Котик, суетится Курочка, прихорашивается Дрозд, дефилирует-цокает копытами овечка и т. д.). Этот прием также стимулирует малышей внимательнее наблюдать за действием и сопоставлять различные категории выразительных средств в единый целостный образ.
Судя по аплодисментам в финале, спектаклю удалось ненавязчиво проложить мостки к детским сердцам — а значит, со своей задачей справились и актеры, и постановочная группа, и весь театр в целом.