"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Последние мазанки Харькова

Хата‑мазанка характерна для культуры многих народов, но только для украинцев она стала неким культурным кодом. Неслучайно образ Украины для многих отождествляется именно с белой хатой‑мазанкой. Если на Днепропетровщине ставили красно-желтые хаты, в Западной Украине строили деревянные дома, то на Слобожанщине белая мазанка оставалась неизменным типом жилища.
По словам архитектора-реставратора Дениса Витченко, в основе традиционной украинской хаты лежит сруб. Для экономии лесных угодий, большими запасами которых слобожанские земли похвастаться не могли, его делали не из бревен, а из разрубленных пополам колод. Кроме того, здесь росли преимущественно лиственные деревья — колода из них получалась неровной, в отличие от сруба, сделанного из хвойного дерева (Волынь, Закарпатье), в ней приходилось заделывать щели обмазкой из глины с добавлением соломы. На начало ХІХ века население Слобожанщины увеличилось настолько, что древесины стало не хватать, и бедные слои населения начали строить хаты каркасных конструкций, где сруб заменили плетением из хвороста, которое также замазывалось глиной. В отличие от срубных, такие хаты были более холодными.
В конце XVII — начале ХІХ века мазанки стали «выносить» из глубины двора на улицу. Тогда же их начали ставить на кирпичный цоколь, что делало хату более долговечной. При надлежащем уходе она могла простоять полтора века.
Традиция «присыпать», «заваливать» хаты пришла с VIII – IX веков, когда славяне жили в землянках — одна половина дома выкапывалась в земле, другая же возвышалась над ней. Сруб обносили частоколом и засыпали песком с глиной, т. е. он «заваливался» или «присыпался». Когда хата «подросла» и вышла из земли, традиция делать завалинку («призьбу») сохранилась — это утепляло земляной пол, защищало от проникновения холода.
До революции 1917 года в Харькове действовали противопожарные правила: хаты не разрешалось укрывать камышом или соломой, предварительно не обмазав глиной.
Дома по типу мазанок в Харькове строили до середины XX века. Это был очень простой и экологичный тип жилища. Неслучайно сегодня экологичное строительство считается инновационным. Немецкие фирмы предлагают вариант соломенной крыши, которая стоит намного дороже медной. Сегодня белых хат‑мазанок осталось немного. В Харькове их можно увидеть на Ивановке, Шишковке, Новоселовке, Холодной Горе, Лысой Горе, Липовой Роще, Новой Баварии, в Ледном. Несколько мазанок сохранилось и в центре города — даже на улице Рымарской (во дворе) и пер. Ивана Дубового. Большинство городских мазанок обложили снаружи кирпичом в 1960–1970‑е годы. К слову, одна из старейших харьковских хат простояла до 1970‑х годов на ул. Чистоклетовской недалеко от храма Казанской Иконы Божией Матери. По преданию, в ней жил Григорий Сковорода. В этой хате в советские годы ученые даже планировали открыть музей философа, но власти накануне круглой даты со дня рождения Григория Саввича, ожидая приезда гостей из-за границы, в одну ночь мазанку снесли — чтобы не краснеть перед иностранной делегацией за «развалюху».
В начале 1920‑х годов известный украинский искусствовед Стефан Таранушенко выпустил книгу «Старі хати Харкова». Вместе со своими коллегами он описал, обмерил эти хаты Харькова, сделал их фотографии, чертежи. Ни один ученый в Украине ни до, ни после Таранушенко не изучал городские мазанки.
«Самые старые хаты должны быть взяты на учет как памятники украинской традиционной народной архитектуры. Для нас они представляют не меньшую ценность, чем памятники эпохи модерна. Стекло, железобетон, пластик можно встретить где угодно, но, если Харьков утратит мазанки, — вместе с ними исчезнет и его украинское обличье. Было бы хорошо, если бы государство выделяло деньги людям, которые живут в мазанках, чтобы они не вставляли в них евроокна и содержали дома в аутентичном виде. Посмотрите на наши рестораны в украинском стиле в центре города — это вариант на тему мазанок, но это подделка, стилизация, а ведь в городе есть хаты настоящие», — считает Михаил Красиков.
Напомним, он — руководитель краеведческого проекта по поиску сохранившихся мазанок. Общими усилиями художников, историков, архитекторов, студентов сделано более ста изображений харьковских хат — это графические рисунки, живописные картины, фотографии, с указанием конкретных адресов; по мере возможностей делались и чертежи. Часть этих работ представлена на выставке, которая сейчас экспонируется в Харьковской областной библиотеке для детей. Сотрудники библиотеки не только дополнили коллекцию этнографа раритетными соответствующими книгами, но и дали оригинальную историко-культурологическую трактовку темы выставки. Главная цель выставки — привлечь внимание посетителей библиотеки к проблеме «вымирания» традиционных украинских хат.