"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Последний герой эпохи

Сергей Бодров снялся всего в семи фильмах. После второго же стал символом поколения и национальным героем. Ему не нужно было блестяще исполнять роли и следовать системе Станиславского. Ему не нужно было поражать зрителя глубиной внутреннего надлома киногероев. Ему нужно было… просто быть.
Начало
Сергей Бодров появился на свет в Москве 27 декабря 1971 года, в семье режиссера Сергея Бодрова-старшего и искусствоведа Валентины Николаевны. В школе Сергей углубленно изучал французский язык и был, по словам учителей, в меру активным и подвижным. Он не раз говорил, что детство является самым потрясающим временем в жизни человека.
Сергей хотел поступать на театральный, однако отец отговорил его, сказав, что кино — это состояние души, страсть. Не почувствовав в себе достаточно страсти, Бодров‑младший решил поступить в МГУ на исторический факультет. Здесь, с 1989 по 1994 год, Бодров изучал историю искусства, специализируясь на венецианском Возрождении. Начиная с 1991 года, в течение нескольких лет он пребывал в Италии, где изучал искусство, а в свободное время подрабатывал спасателем на пляже. В 1998 году Бодров защитил диссертацию по своей теме, став кандидатом наук.
Дебют
Еще обучаясь в МГУ, Сергей Бодров понял, что должен не изучать искусство, а активно в нем участвовать. Первым актерским опытом для него были небольшие роли в картинах отца «СЭР (Свобода — это рай)» (1989) и «Белый король, красная королева» (1992).
Полноценным дебютом Сергея Бодрова в кино можно считать фильм «Кавказский пленник», снятый его отцом в 1995 году. Сергей очень хотел отправиться с Бодровым-старшим на съемки в Дагестан, но неожиданно получил еще более щедрый подарок — стал исполнителем одной из ключевых ролей — солдата срочной службы Вани Жилина.
Когда Сергей впервые оказался на съемочной площадке, произошло удивительное превращение. Абсолютно мистическое взаимопроникновение актера и кино, точка отсчета, взрыв, породивший внутри человека новую вселенную. «Впервые это произошло на моей первой картине — «Кавказский пленник». Я узнал, что мне предлагают эту роль, за три дня до съемок. И вот — первый день. Военкомат. Все голые. Ну, думаю, кино началось… Не то чтобы я был всем этим напуган. Но чувствую — меня кидануло в какую-то другую реальность. И единственный способ защиты от этой агрессивной реальности — оставаться самим собой. Самый верный путь. Потому что себя-то ты знаешь. Я — это я. Стол какой-то не такой, стул мягкий, стакан другой формы. А я зацепился за себя — как в трамвае за поручень», — говорил в интервью актер.
Фильм был принят на ура и получил множество отечественных и зарубежных кинонаград, в том числе приз FIPRESCI в Каннах.
«Взгляд»
В октябре 1996 года Сергей Бодров‑младший появился на экранах в качестве телеведущего программы «Взгляд». Здесь он проработал четыре года и ушел с «ощущением хорошей школы». Программа помогала людям, в частности детям, которые писали письма Деду Морозу, а редакция канала забирала с почты письма.
В 1997 году Сергей Бодров женился на своей коллеге, авторе телепроектов «Акула Пера» и «Канон» Светлане Михайловой. Спустя год у них появилась дочка Ольга, а еще через четыре года — сын Александр.
Брат
В 1996 году Сергей на кинофестивале в Сочи познакомился с Алексеем Балабановым. Он привел его на студию СТВ, где проходили съемки картины «Брат». В фильме Бодров сыграл главную роль — Данилу. СМИ, после выхода ленты, начали наперебой критиковать. Фильм, по их высказываниям, пропагандировал расизм и русофобию. Несмотря на это, массы картину признали, и он стал чуть ли не культовым. «Брату» достался Гран-при на фестивале в Сочи и несколько международных наград. Для многих телезрителей Данила стал идеалом и героем. А саундтреком к картине стали песни «Наутилуса Помпилиуса», которые нравились самому Сергею.
Далее Сергей Бодров сыграл сразу две роли за два года. Первой была роль в картине «Стрингер» Павликовского. Актер стал Вадимом, который работает оператором на свадьбах и мечтает стать стрингером. Ему удается снять несколько «жареных» событий, однако телекомпании не принимают этот материал. В результате главный герой остается ни с чем. Картина, кстати, основана на реальных событиях из жизни фотожурналиста Алексея Островского.
Второй работой стала роль в картине «Восток-Запад» Варнье. Сергей воплотил на экране образ Саши, который мечтает стать Олимпийским чемпионом и, чтобы обратить на себя внимание, проплывает несколько километров в открытом море.
В 2000 году зрители увидели продолжение фильма «Брат». Создатели говорили, что идея снять «Брат-2» пришла после шутки. Снимали картину в Москве, Чикаго, Питтсбурге и Нью-Йорке.
Бодров‑младший вновь стал Данилой. Этот фильм, как и первая часть, подвергся критике. И опять обвинения в расизме, оскорблениях украинского и американского народа. В том же году появился фильм о том, как снимался «Брат-2».
Режиссер
Едва начав актерскую деятельность, Сергей Бодров стал мечтать о режиссерской работе. Да и Алексей Балабанов пророчил ему славу на этом поприще.
В 2000 году Сергей Бодров в Калифорнии принимает участие в съемках фильма своего отца «Quickie. Давай сделаем это по-быстрому». Здесь Бодров — Дима — предатель, который под предлогом борьбы с тараканами провел на виллу американца с русскими корнями киллера.
Во время работы над Quickie Сергей пишет сценарий к своему первому фильму «Сестры». Идеей для его написания поделился отец. Сценарий был написан всего за две недели, еще спустя четыре дня начались съемки. Изначально картину предлагалось назвать иначе: «Дочь бандита», «Танцовщица живота» или «Младший». Здесь речь идет о двух несовершеннолетних сводных сестрах, у которых кардинально меняется жизнь, как только отец-отчим возвращается из тюрьмы. За сестрами начинают охотиться.
Первый и последний поставленный им фильм «Сестры» насыщен балабановской эстетикой, песнями Цоя и атмосферой легкой безнадежности. Безнадежности, в которой никто не виноват.
Сергей в картине сыграл эпизодическую роль. Она писалась не для него, просто актера не удалось подобрать. Фильм представили зрителям в мае 2001 года. После этого картина получила Гран-при в Сочи за «лучший дебют», а актеры главных ролей «За лучший актерский дуэт».
Последний герой
В конце 2001 года Сергей Бодров стал вести игру «Последний герой». Здесь шестнадцать человек жили в диких условиях на острове около побережья Панамы. Они проходили различные испытания, самый выносливый получал приз в виде трех миллионов рублей. Сам Сергей Бодров рассказал, что, по его мнению, тема голода на острове встает очень серьезно перед игроками. Но главное здесь — показать, насколько ты силен и можешь ли сохранить человечность в нечеловеческих условиях.
«Ведущим проекта «Последний герой» меня выбирали «всем миром», как «героя нового времени» — Даниле Багрову спасибо. Это была интересная работа. И даже не в смысле живописности съемок, экзотики местности, экстремальности некоторых ситуаций, хоть и это все, не скрою, восхищало. Но в большей степени я доволен полученным бесценным опытом человеческих отношений в условиях выживания — ведь на островах отрезанными от мира оказались совершенно разные люди, каждый со своими привычками и характером, симпатиями и неприятием. Как эти люди менялись у меня на глазах! Это невозможно рассказать в двух словах… Пожалуй, это могло бы стать основой для моего будущего «невоенного» фильма», — рассказывал в интервью Сергей.
Конец
Осенью 2002 года Сергей Бодров работал над своим новым фильмом «Связной», в котором выступал в качестве режиссера, сценариста и актера. 18 сентября съемочная группа приехала во Владикавказ. На 20 сентября были запланированы съемки в Кармадонском ущелье — там снимали всего одну сцену фильма. Из-за задержки с транспортом начало съемки перенесли с 9.00 на 13.00, что стоило жизни всем участникам. Около 19.00 работу пришлось завершить из-за плохого света. Группа собирала аппаратуру и готовилась к возвращению в город. В 20.15 по местному времени с отрога горы Казбек сорвался гигантский массив льда. За 20 минут Кармадонское ущелье было накрыто 300‑метровым слоем камней, грязи и льда. Спастись никому не удалось — селевые потоки двигались со скоростью не менее 200 км в час, накрывая собой целые деревни, базы отдыха и палаточные лагеря туристов на протяжении 12 км. Под завалами оказалось больше 150 человек, 127 из них до сих пор считаются пропавшими без вести. Дорогу завалило, и до ущелья спасатели смогли добраться только через несколько часов. На помощь пришли и все жители окрестных деревень. В результате 3‑месячной спасательной операции обнаружили всего… 19 тел. В течение следующих двух лет добровольцы продолжали поиски. Прямо на леднике они разбили лагерь под названием «Надежда», ежедневно занимаясь поисками. По их версии, съемочная группа могла добраться до автомобильного тоннеля и укрыться от лавины там. Однако в тоннеле не нашли никаких следов пребывания людей. Поиски прекратили в 2004 году.
***
Памяти Сергея Бодрова была посвящена книга «Связной», несколько песен, а также фильм «Бумер 2». Он был романтиком и борцом за справедливость не только в фильмах, но и в жизни. Сергей Бодров говорил, что все картины, в которых он принял участие и как актер, и как режиссер, в какой-то степени о достойных людях. Нужно ли говорить о том, что и сам он был достойным человеком, не менее, чем его герои.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА