Правда о современном искусстве

05.04.2017 07:06   -
Автор:
Но чем на самом деле является перформанс? Откуда и зачем он возник? Чем отличается от других течений искусства? И, главное, в чем его ценность? Возможность разобраться в этих и других вопросах мне дала лекция Елены Апчел, которая состоялась в галерее COME IN.
В который раз убеждаюсь: если хочешь получить новые знания, самое главное — найти правильного учителя. То есть человека не только компетентного в данном вопросе, но и умеющего делиться своим внутренним светом, способного пробудить интерес и вдохновить. Елена Апчел оказалась именно такой. Её «послужной список» внушает доверие и уважение: кандидат искусствоведения, режиссёр театра, перформер, культуролог. От себя добавлю: очень тёплый и яркий человек, умеющий подать информацию так, что два часа лекции пролетают, как одно мгновение. Ты понимаешь, что готов слушать столько же, а может, и гораздо дольше. Главное, что после этой лекции мне захотелось углубить знания, ещё больше и глубже разобраться в этом вопросе, а значит, Елене удалось заразить меня (и, думаю, не только меня) своим энтузиазмом.
Конечно, даже при своём большом желании, я бы не смогла уместить в обзоре всё, о чём узнала в этот вечер. Постараюсь поведать о самом важном и интересном — о том, что запомнилось больше всего и передаёт суть такого явления, как перформанс.
Итак. В начале ХХ века произошла практически революция сознания — появилась культура «модерна» — нового искусства. Модерн пропагандировал отказ от «изящного искусства», предназначенного для эстетического наслаждения, в пользу декоративно-прикладного творчества, которое может иметь практическое употребление в повседневной жизни. Модерн стремился вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Открытие теории и практики психоанализа также повлияло на возникновение перформативного жанра: человек начал смотреть вглубь себя. Начала появляться осознанная индивидуальность, то есть понимание, что каждый имеет право на своё собственное видение мира, осознание ценности личного восприятия.
Какие же существуют главные критерии, которые обязательно должны присутствовать в перформансе, чтобы сделать его таковым?
Предпосылка и контекст. Другими словами — обязательно должна присутствовать мысль, взятая за исходный пункт, которая придаёт смысл всему происходящему. Без этого не существует ни одного значимого перформанса.
Ответственность и осознанность перформера. Он должен осознавать свои действия и быть готовым не просто к неприятию, но даже к осуждению, вплоть до тюремного заключения. Как, например, одна из первых перформеров — немецкая танцовщица и теоретик танца Ольга Десмонд. Она была осуждена общественностью за скандальные по тем временам «вечера красоты», где изображала Венеру в полностью обнажённом виде. Представления Десмонд даже стали предметом разбирательства в Государственной Ассамблее. Сама же Ольга считала своё занятие «чистым искусством»: «Я решила разорвать цепи, созданные людьми за прошлые столетия. У меня нет стыда и мне нечего стыдиться».
Наличие критического и концептуального мышления. Что же это такое? Концептуальное мышление состоит в том, что в каждой ситуации вы видите не проблему, а множество выборов и богатство ресурсов. Шаблонное мышление загоняет вас в рамки одного-двух вариантов поведения. Концептуальное — вручает палитру красок, позволяющую жить в ярком и волнующем мире. Критичность ума — это умение строго оценивать работу своей мысли, тщательно взвешивать все доводы «за» и «против». Критический ум не стесняется задавать неприятные вопросы, в том числе и себе. Он не боится подвергать сомнению «признанные» авторитетные умы.
Одна из основных трудностей, которые всегда испытывали перформеры, — это отсутствие перформативной среды, то есть недостаток мест, где он мог бы создаваться. И тут мне хочется немного подробней рассказать об удивительной школе, которая имеет прямое отношение к зарождению перформанса.
Весной 1919 года в Германии в г. Веймаре была открыта Высокая школа строительства и художественного конструирования. Она получила название Баухаус. Основой школы была прогрессивная по тем временам идея — сделать высокое искусство доступным всем, то есть разработать удобные, приемлемые по цене предметы быта, которые будут иметь функциональный дизайн. В наше время Баухаус есть чуть ли не в каждой квартире, это очень многое из того, что нас окружает. Мир, придуманный этой школой, безграничен. Это и мебель IKEA, и функциональные предметы кухонного быта, и дизайн современных кинотеатров, и многоэтажки с плоскими крышами. А также это театральные перформансы с использованием аудиовизуальных эффектов.
Ученики школы самим конструированием занимались не более двух часов в день. Всё остальное время было отдано изучению различных отраслей искусства — танцу, театру, живописи и различным энергетическим практикам, расширяющим сознание. Всё это служило одной цели — отказаться от мысли «как правильно» и понять, что правильно так, как ты видишь и чувствуешь.
В Баухаусе преподавали известные художники, такие как Кандинский и Пауль Клее. «Мастера» спорили между собой и учениками, в спорах рождались новые идеи, которые тут же находили воплощение в сценических постановках. Театр, игра — всё это было рабочими моментами школы, которые давали удивительные результаты. Например, платье из металла для балета стало прообразом венчика для взбивания, который до сих пор используется в кухонном быту.
Сейчас, спустя 90 лет, можно уже сказать, что ни одно архитектурно‑художественное направление не повлияло на жизнь современного человека столь сильно и явно, как этот комплекс: не только о внешнем, но и о внутреннем устройстве мира. Опыт Баухауса очень чётко показал, что, если ты хочешь изменить окружающую действительность, ты обязан развивать в себе критическое и концептуальное мышление. У творца должно быть свободное сознание. Если ты берёшься за искусство, ты — «человек мира».
Так что же такое перформанс и какова его цель? Это синтез танца, декламации и различных художественных приёмов. Это акция, где действия художника развиваются по сценарию в определённом месте и времени, направлены на взаимодействие с публикой. Это вид искусства, в котором главным становится не само произведение, а процесс его создания. Цель происходящего — освобождение искусства и жизни от условностей. Перформанс — это всегда провокация, призывающая зрителя наконец-то понять ограниченность собственной жизни, выйти за рамки, обрести свободу мышления.
Но, на мой взгляд, в перформансе важнее даже не процесс создания, а связь, которая возникает между людьми во время него. Самое важное, чему учит перформанс, — взаимодействие. Главное решение всех сложных проблем современного общества — это научиться простым человеческим отношениям, имхо.