"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Прерванная песня Галины Шевелевой

—Яркая внешность, широко распахнутые выразительные глаза и прекрасные вокальные данные, — рассказывает экскурсовод, — это то, что выделяло Галину Шевелеву из целой плеяды солистов ВИА начала 80‑х. Ее песни слушала вся большая страна, но имена солисток в то время скрывались за названиями коллективов. Песни «Старый костер», «Синий иней», «Рябиновые бусы» — их мелодии наши старые знакомые. Но обо всем по порядку.
26 декабря 1952 года в Харькове на Москалевке — вот ведь район какой опять вспоминаем, это же родина Шульженко! — появилась на свет маленькая девочка Галя, обогнав свою сестру-двойняшку на целых 45 минут. Родители девчушек к музыке не имели отношения: папа — строитель, мама — воспитатель детского сада. Сестрички вместе ходили в детский сад, в один класс, пели в хоре, но застенчивая и робкая Людмила неловко чувствовала себя на сцене. В отличие от нее сестра Галина увлеклась пением настолько, что уже не представляла без этого свою жизнь. В 16 лет она уже была солисткой детско-юношеского оркестра, пела на сцене ДК ХТЗ, ДК «Металлист» и других площадках нашего города.
Вспомним то время: хорошо и сытно жили работники торговли и общепита, поэтому после окончания школы родители, желая дочкам благополучия и достатка, отправляют девочек поступать в институт Общественного питания, пожалуй, самый рейтинговый институт тех времен в городе, да и не только. Так в 1970 году Галина стала студенткой заочного отделения экономического факультета, сразу преследуя несколько целей: окончить институт и положить перед родителями диплом о высшем образовании. Сама она понимала, что ее призвание совсем в другом. Галина устраивается вокалисткой в ресторан «Кристалл» в саду Шевченко, где совершенствует свое мастерство, приобретая опыт общения с публикой.
В один из вечеров, будучи на гастролях в Харькове, ужинать в ресторан пришла уже знаменитая к тому времени Валентина Толкунова. Услышав пение Галины, она подошла к ней и сказала: «Вы знаете, что вам с вашим талантом здесь не место. Поезжайте в столицу, вам нужна большая сцена, а не ресторанные подмостки».
Галина — трудолюбивая и талантливая, шла к своей мечте сама. Она участвовала во всевозможных прослушиваниях, надеясь, что удача ей обязательно улыбнется. В 1978 году девушка приехала в Кривой Рог, где в это время с гастролями находился популярный украинский ВИА «Музики». В ансамбле работали ее знакомые харьковские музыканты. Там она прошла прослушивание, на котором познакомилась с руководителем нового ВИА «Здравствуй, песня!» Аркадием Хаславским. Харьковчанка ему понравилась и получила приглашение на работу в коллектив. Шевелева едет в Москву. Так открылась и началась новая творческая страница молодой певицы.
В записи первого диска-гиганта ВИА «Здравствуй, песня!» Галина участвует как бэк-вокалистка. Прекрасные авторы — композитор Александр Морозов и поэт Леонид Дербенев дарят ей первую сольную песню «Старый костер». Бытовые сложности, съемная на двоих со второй бэк-вокалисткой ансамбля квартира не омрачали Галину, она была счастлива, она — пела. В 1981‑м Шевелева становится единственной солисткой вокально-инструментального ансамбля. Она записывает песни в сольном исполнении, в которых раскрылись яркие грани ее таланта и мастерства. Тогда же между певицей и руководителем коллектива возникли чувства, Галина в 1981 году переезжает к Хаславскому, а в 1982‑м становится его женой. Гастроли, новые песни — ее счастью, казалось, нет предела. Но в 1983‑м Хаславский попадает под андроповские чистки, его судят и садят в тюрьму. Руководителем ансамбля становится Игорь Матвиенко, который привнес в коллектив другие, роковые ритмы. Шевелева в 1984 году уходит из коллектива, но сотрудничества с ним не прекращает, не изменяя себе, исполняет на концертах свой репертуар.
В 1985 году Галина Шевелева приезжает в город Тихорецк, где отбывал наказание ее муж. За время своего свидания Галина и Аркадий сумели записать совместный магнитоальбом, который позже вошел в дискографию нового коллектива «Вокс». А в 1986‑м Хаславского досрочно освобождают, он регистрирует бренд «Вокально-оркестровая концертная студия» («Вокс») «Здравствуй, песня!» при Томской филармонии. С группой «Вокс» после Галина выпустила два диска-гиганта и три магнитоальбома. Наиболее популярными ее песнями того периода были «Две реки», «Белый налив», «Вот и лето пришло», «Хризантемы».
В 1990 году Аркадий Хаславский распускает группу, и Галина Шевелева начинает сольную карьеру. Она много гастролирует, выступает в программах Филиппа Киркорова, Марка Рудинштейна, становится солисткой музыкального центра Вячеслава Добрынина. А песня, специально написанная для Галины композитором Борисом Емельяновым «Рябиновые бусы», становится настоящим хитом.
В мае 1991‑го Галина в последний раз приезжает в родной Харьков. На стадионе «Металлист» она дает совместные концерты с Вячеславом Добрыниным, выступая в первом отделении. Публика восторженно принимала землячку, у нее были огромные творческие планы, Хаславский тем временем готовил для Галины гастрольный тур по Израилю, но… Из города, который открыл для нее большую столичную сцену (Кривой Рог), к ней пришел и тот, кто прервал ее песню навсегда.
Галя была очень добрым, открытым человеком и верила только в лучшее. На гастролях в Кривом Роге она познакомилась с молодым парнем, настоящим фанатом, как ей казалось. Он приехал в Москву, Галя как хорошему знакомому открыла ему дверь, ведь квартира Хаславского и Шевелевой всегда была открыта для друзей, коллег‑музыкантов. Но 25 июня 1991 года пришедший подло убил певицу, забрав из квартиры аппаратуру, кассеты и диски. Он закрыл квартиру снаружи и поехал продавать украденное. Его поймали и посадили.
—Я умышленно не называю его имени, — завершает рассказ экскурсовод. — Имя есть у человека. А он — недочеловек. Похоронили Галину в Харькове на Алексеевском кладбище.
Прошло много лет. Имя Галины Шевелевой, благодаря многим неравнодушным людям, снова возвратилось в родной город. Восстановили памятник, сделали красивую ограду, на базе Университета торговли и общественного питания, где училась Галя, провели конференцию. Сестра Людмила передала в Музей знаменитых харьковчан документы, концертные костюмы и много‑много фотографий, с которых смотрит счастливая, талантливая, красивая молодая женщина, певица — Галина Шевелева, пролетевшая по небосводу жизни яркой звездочкой, погаснувшей на взлете.