Привет из Харькова
Вот-вот придет светлый праздник Пасхи в наши дома, и во всех социальных сетях и мессенджерах, преодолевая в мгновение ока тысячи километров, миллионами полетят поздравления и виртуальные открытки, для этого понадобится лишь один клик на экране смартфона. Однако совсем другой была ситуация век-два назад. Чтобы поздравить друга или родственника в соседнем городе, не говоря уже о другом конце страны, нужно было использовать перо и бумагу, чтобы написать письмо. Ведь не только интернета не существовало, но даже понятия «открытка» тогда не было. Мало кто знает, что только в 1898 году на территории Российской империи в преддверии Пасхи были изданы первые художественные «открытые письма».
Наш с вами любимый город имеет к этому прямое отношение. Ведь создателем этих красочных и оригинальных поздравительных карточек, давших возможность тысячам людей обменяться, несмотря на расстояния, фразой «Христос Воскрес!», был дворянин Харьковской губернии, внук основателя Харьковского университета — Николай Николаевич Каразин.
Великий иллюстратор

живописи, Каразин в 1865 году вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств.
Проучившись всего год в императорской Академии художеств под руководством известного баталиста Б. П. Виллевальде, Каразин после конфликта с ректоратом академии был исключен из нее. Впоследствии он часто рассказывал об этом эпизоде. До нас он дошел в воспоминаниях Александры Петровны Шнейдер — художницы, с которой Каразина связывала многолетняя дружба:
«На курсе была задана тема из Библии: «Посещение Авраама тремя ангелами». Каразин трактовал ее реально: нарисовал палатку, трех странников, сидящих у стола, Сару прислуживающую и Авраама, беседующего с ними. За такую трактовку темы он получил от жюри следующее замечание, написанное на самом рисунке: «Отчего Вы лишили ангелов подобающего им украшения — крыльев?», Каразин немедленно схватил карандаш и написал: «Потому что считал Авраама догадливее академиков, и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие». За что и был немедленно в 24 часа исключен из академии».
В 1867 году Каразин принял участие в походе на Бухару. С особым интересом истинного художника присматривался к новой для него природе Средней Азии и быту местных жителей. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были отправлены и напечатаны во «Всемирной Иллюстрации» за 1871 г. А в 1874-м и 1879 гг. Каразину, как знатоку края, было предложено Императорским Русским географическим обществом принять участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна Амударьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона, он избирается членом Императорского Русского географического общества (ИРГО).
Газеты того времени, вспоминая о Николае Каразине, отмечали, что «в Империи едва ли найдется иллюстрированный журнал, который не привлек бы когда-либо к сотрудничеству Каразина. Так как для него нет такой темы, которую он не смог бы изобразить». Именно Николаю Каразину были доверены первые художественные почтовые открытки в империи, изданные Общиной св. Евгении.
Помимо создания большого числа открыток, газетных и книжных иллюстраций, Николай Каразин находил время на написание приключенческих романов, сказок и необыкновенно красивых картин. Занимался он иллюстрациями газет и журналов, оформил огромнейшее количество книг, кроме того, был автором сказок и приключенческих романов. Даже на продукции одного из самых известных фарфоровых заводов — завода братьев Корниловых — можно встретить его неповторимые рисунки.

«Опоздали!» — лаконически встретил меня симпатичнейший Н. Н. Каразин, подымая глаза от картона, на котором его тонкая смелая кисточка успела нарисовать за утро целую картинку из жизни нашего далекого-далекого Севера.
— Только что отослал в Москву на акварельную выставку около двадцати вещей. Приди вы часом раньше — посмотрели бы!
Оставалось пожалеть, что я и сделал вполне искренне.
— Могу, впрочем, показать вам кое-что, — Николай Николаевич развернул объемистую папку. — Вот несколько иллюстраций к Тургеневским «Запискам охотника».
Много чисторусской застенчивой прелести было в этих маленьких вещицах, где проходила мимо вас вся галерея типов. И усатый, топорчащийся дикарь — Чертопханов, и степенный, уверенный в себе Хорь, и бездомный бродяга Ермолай со своей бессмертной Валеткой, и кучка белоголовых ребятишек вокруг костра на Бежином лугу. Ряд этих мирных черноземных настроений сменился вдруг отвесными, глядящимися в небеса скалами, по тропинкам которых медленно пробираются отважные всадники.
— А это, — пояснил Каразин, — ряд иллюстраций к моему рассказу «Джигиты» обещанному для журнала «Природа и люди».
Ненасытный «книжный король»

Суворин постоянно «наращивал обороты» собственной книжной торговли. Помимо сети книжных магазинов, он владел также своей собственной издательской фирмой, газетой и имел монопольное право на торговлю издательской продукцией на железных дорогах и пристанях. Но и этого было мало ненасытному «книжному королю».
Суворину принадлежит ряд инициатив чисто предпринимательского характера. В их числе — создание первого в России контрагентства по распространению произведений печати. Говорили, что в то время не существовало такой губернии, пристани или станции железной дороги, где не было бы киоска «Контрагентство А. С. Суворина», торговавшего книгами и периодическими изданиями. Со временем «Контрагентство А. С. Суворина и К» стало крупнейшим в России издательством видовых почтовых открыток.
В первой половине XX века вышеупомянутым издательством в частности была выпущена открытка «Привет из Харькова».
Почтовый индекс
Почтовый индекс, привычный во всем мире способ кодификации почтовых участков и отделений в различных населенных пунктах, появился в некоторых европейских городах еще в середине XIX века. Но не в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Например, в Лондоне или Ливерпуле в позапрошлом столетии существовали почтовые зоны, ускорявшие доставку корреспонденции. Но большинство городов не имело индексов вовсе, а там, где они были, индексы были нестандартизированы — каждый город придумывал свое количество знаков и обозначений.
В 1932 году именно в Харькове впервые в мире была внедрена унифицированная система почтовых индексов, которая распространялась на всю Украину. Харьков, как столица, получил в индексе единицу, сама же Украина также обозначалась в индексе буквой У в середине, например 267У19, хотя остальные республики индексов так и не получили.
В этом же году вышел справочник «Список почтовых предприятий, ж/д. станций, городов, поселков и с/советов Украины с обозначением индексов», в котором было закодировано около 25 000 районов.
Система почтовых индексов в УССР была отменена в 1939 году перед началом Второй мировой войны. Области Западной Украины после раздела Польши индексов уже не получили, ликвидированы были индексы и на остальной территории Украины. Причины этого до сих пор неясны. На Западе стандартизированная система индексов начала появляться лишь в первой половине 1960-х гг. (1962 г. — ФРГ, 1963 г. — США), в СССР индексы восстановили лишь в 1971 г. Тем не менее стоит помнить, что именно Харьков останется первым городом с первым современным индексом.
Ольга Тараб