Проект социалистической реконструкции Харькова

11.06.2012 15:17   -
Автор:

Центральный научно-технический архив Украины — уникальная организация, которая хранит разнообразнейшие документы, в том числе и по градостроительству и архитектуре Харькова. Например, в личном фонде Алексея Николаевича Бекетова содержится очень интересный документ — «Проект социалистической реконструкции Харькова», позволяющий полнее представить себе картину развития нашего города и страны.

В начале ХХ в. Харьков становится крупнейшим административно-промышленным и торговым центром, важнейшим железнодорожным узлом юга России. Удельный вес харьковской промышленной продукции в УССР возрастает с 7,5 % в 1927 году. До 17 % в 1932 году увеличивается темп роста численности населения города (в 1920 г. — 285 тыс. чел., в 1932 г. — 652 тыс. чел.), в связи с чем значительно расширилась территория города.
В Харькове, первой столице УССР с 1917 по 1934 год, сформировался ряд государственных учреждений и организаций, которые осуществляли программы по восстановлению хозяйства после Гражданской войны, созданию и реализации планов промышленного, жилищного и культурного строительства. В 1929 году был создан Государственный институт проектирования городов (Гипроград) с филиалами в Киеве, Днепропетровске, Одессе, который занимался разработкой проблем градостроительства. В 1931 году Гипроградом по договору с горсоветом начал разрабатываться «Проект социалистической реконструкции Харькова». Над проблемой работал коллектив архитекторов, инженеров, экономистов, всего — около 100 человек. Автором проекта был технический директор Гипрограда, профессор Александр Львович Эйнгорн. В 1931–1933 годах было разработано технико-экономическое обоснование с анализом освоения территории города, с учетом перспектив промышленного, транспортного, сельскохозяйственного, демографического развития города. Генеральный план был рассчитан на срок в 15 лет — до 1947 года. Согласно демографическим прогнозам, население Харькова с пригородами к 1947 году должно было составить 1 млн. 813 тыс. чел., из них — 1 млн. 625 тыс. чел. проектировалось расселить в самом городе. Высотность застройки в центральных районах города предполагалось увеличить в среднем от 4 до 8 этажей.
Средняя обеспеченность жилплощадью — 5,7 кв. м на душу населения. Процент населения, живущего в домах, присоединенных к водопроводу, — 50 %, к канализации — 38 %, к электросети — 60 %, к газопроводу — 1 %.
Намечалось преобразование развития планировочной структуры в радиальную или лучевую схему города, развивающегося стихийно по радиусам — дорогам, пересекающимся в одной точке — старом центре — в ленте трех площадей — Сергиевской (сейчас Пролетарская площадь), Розы Люксембург и Тевелева (сейчас Площадь Конституции). Основной перепланировочной идеей, выраженной в проекте, являлось создание кольцевых секущих и обходных магистралей, которые бы создавали новые связи между всеми районами города, минуя ленту трех площадей по более коротким направлениям, превращая таким образом систему уличных магистралей из лучевой в радиально-кольцевую.
Наиболее здоровые, возвышенные части территорий отводились под жилые массивы: Центральный, Салтовский, Лосево-Основянский, Краснозаводской и Холодногорский. Места с плохими санитарно-гигиеническими показателями намечено было освободить от жилой застройки и использовать как складские или промышленные площадки. Наименее «здоровый» район — Журавлевку планировалось использовать, главным образом, под зеленые насаждения. В целом средняя норма зеленых насаждений с 5 кв. метров доводилась до 18,5 кв. метра.
Промышленность была распределена в основном в 3 крупных районах — Краснозаводском, Лосевском, Новобаварском, размеры общей территории, отводимой для промышленности и транспортно-складских целей — 2,5 тыс. га из 19 тыс. га общегородской территории.
Для города с населением около 1,5 млн. чел. и площадью более 300 кв. км чрезвычайно важной была проблема транспортных сообщений. Одной из основных идей реконструкции схемы внутригородского транспорта являлась разгрузка старого центра от рельсов трамвая, путем создания вокруг центра малого обходного кольца и перенесения основного транспортного узла с площади Сергиевской на новую транспортную площадь в районе Благовещенского базара. Общее количество поездок на жителя в год к 1947 году прогнозировалось трамваем — 450 поездок или 62 %, автотранспортом — 172 или 23,8 %, электрической железной дорогой 90 или 12,4 %, проч. 13 или 1,8 %. Общая протяженность трамвайных линий внутри города планировалась в 192,6 км. Насыщенность города к 1947 году определялась в 30 тыс. легковых машин. В дополнение к обычным уличным магистралям запроектирована сверхскоростная автострада, которая должна была охватывать все основные районы города.
Исключительное внимание в проекте было уделено вопросу обводнения Харьковских рек и санирования как рек, так и прилегающих к ним районов. Обводнение реки путем устройства верховых водохранилищ и подпорных плотин должно было не только
оздоровить город, но и быть источником для технической воды для нужд промышленности, а также быть использовано при организации водного пассажирского и грузового транспорта. Прибрежная полоса рек шириной не менее 50 м освобождалась от застройки и отводилась под зеленые насаждения. В центральных районах города проектировались гранитные набережные, в месте слияния рек Лопань и Харьков планировалось устройство расширенного бассейна, имеющего большое архитектурное значение.
План социалистической реконструкции Харькова 1930‑х годов стал значительным этапом в градостроительной практике Украины первой половины XX в. В связи с переводом столицы из Харькова в Киев в 1934 году проект не был реализован до конца, тем не менее многие идеи, разработанные специалистами Гипрограда в 1930‑е годы, сохранились в современном облике города, продолжают оставаться актуальными и в наши дни.