"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Профундо — значит глубокий…

Опера Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» — единственное значительное произведение великого певца-баса XIX века. Тем поразительней, что она не только является бесспорным шедевром по меркам украинской музыки, но и входит в сокровищницу мирового оперного искусства. В музыке оперы, при опоре на украинский национальный мелос, нет и следа той «шароварщины», которой, что греха таить, часто злоупотребляли современники композитора: в своем детище С. Гулак-Артемовский искусно совмещает национальные мотивы с лучшими традициями европейской лирико-комической оперы.
В опере присутствует не только увлекательный сюжет, но и неподражаемый народный юмор, яркие герои, за взаимоотношениями которых интересно наблюдать. В центре действия — две пары персонажей: пара комическая — супруги Одарка и Карась — и пара лирическая — юные влюбленные Оксана и Андрей. В роли нежной и хрупкой Оксаны предстала Юлия Пискун: в двух песнях героини и дуэте с Андреем ее выразительное сопрано звучало ярко и полно. Очень порадовал Андрей в исполнении заслуженного артиста Украины Сергея Гонтового: его герой получился решительным и смелым, в исполнении ощущался напор, уверенность, движение; очень убедительным было и вокальное решение партии: сильный, объемный голос певца прекрасно дополнял сценический образ. В результате лирическая пара в спектакле получилась очень гармоничной: поэтичная Оксана и твердый, решительный Андрей дополняли друг друга.
Очень яркой и остроумной получилась Одарка в исполнении заслуженной артистки Украины Лилии Кутищевой. Ее сакраментальное «Іване, виходь, бо битиму!» сказано было по-боевому, решительно и задало правильный тон последующей дуэтно-диалогической сцене с Карасем. Особо отметим интересное режиссерское решение сцены, в которой Одарка исполняет свою песню-жалобу «Ой казала мені мати…». Героиня поет ее не в одиночестве, работая по дому (как это происходит в большинстве постановок), а сидя на скамейке с молодыми девушками — выговариваясь как бы в назидание и предостережение им. Девушки сочувственно кивают головами, лузгают семечки и подхватывают окончание каждого куплета. Подобное решение сцены режиссером В. Лукашевым очень оригинально и смягчает драматизм момента, подчеркивая несерьезность и обыденность жалоб героини.
Главный герой оперы, центр пересечения главных драматургических линий, без сомнения — Иван Карась. Часто, к сожалению, его образ трактуют очень однобоко: любящий выпить гуляка, который боится жену и попадает в комические ситуации. Однако при такой трактовке образа драматургия оперы крайне обедняется: ведь Иван Карась (роль которого композитор писал для себя) — персонаж не только комический, но и драматический. Именно поэтому очень убедительной стала интерпретация роли главного героя Сергеем Крыжненко. Две основные грани его Карася артист демонстрирует уже в первой сцене: в выходной арии-песни «Ой, щось дуже загулявся» перед зрителями веселый и разбитной козак, и тут же, в монологе a cappella «Ой, сів пугач на могилі» — смелый воин, тоскующий по Родине. Хорош был артист и в разговорных монологах и диалогах, в которых проявил себя как драматический актер.
Его Карась приковывал к себе зрительское внимание в каждой из сцен и везде был естественным, органичным, не допуская наигрыша. И, разумеется, надо отметить вокальную сторону роли: сильный, звучный и объемный голос певца (Сергей Крыжненко обладает очень редким по силе и красоте тембра басом-профундо) — звучал прекрасно как в сольных номерах, так и в дуэтах с Одаркой. Кстати говоря, Крыжненко уже приобрел международную популярность благодаря участию в трио басов-профундо, с которым объехал много европейских держав.
Спектакль «Запорожец за Дунаем» получился легким, ярким и веселым,
несмотря на то что сценический «стаж» его без малого 40 лет. Кстати, и эту работу, и премьеру «Ноктюрна» Н. Лысенко (а еще раньше оперу Н. Леонтовича «На Русалчин Великдень») подготовил к показу дирижер Александр Голобородько. Коллектив Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко еще раз доказал, что классика (иногда подзабытая) украинской оперы — может преподнести зрителям еще много приятных сюрпризов и неожиданных открытий.
Подготовила Виктория Богуславская
На снимках: Сергей Крыжненко в роли Карася
(«Запорожец за Дунаем») и участники концерта.
Фото: Александр Чепалов
и Анатолий Крикунов