Она скончалась 13 октября, в последний путь актрису проводили 18 октября. Траурная церемония состоялась в Театре сатиры. После гражданской панихиды всенародно любимую артистку похоронили на Головинском кладбище Москвы. Все расходы взял на себя Театр сатиры. Проводить замечательную артистку пришли ее друзья и коллеги по сцене, а также простые москвичи — поклонники ее таланта.
Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 года в Москве. Отец, Александр Яковлевич Аросев, был одним из руководителей Московского революционного восстания в 1917 году, затем был дипломатом. Мать, Ольга Вячеславовна Гоппен, была родом из польских дворян и окончила институт благородных девиц, работала секретарем-референтом у Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. В роду Аросевой были польский аристократ, усмиритель польского восстания 1863–1864 годов Михаил Муравьев, купец первой гильдии, актеры.
Она была не просто актриса. Аросева — это время. Эпоха. Неподражаемый голос и комические роли. Шарм и шик, море обаяния и улыбка, которой она одаривала всех и каждого. Это — глоток воздуха и чего-то запретно-непонятного и влекущего, которое мы воспринимали через чудаковатую пани Монику в «Кабачке «13 стульев». Это Театр сатиры, ныне кажущийся замершим от шока. Да что говорить. Ведь с ней ассоциируются даже… любимые москвичами троллейбусы, один из которых она так истово гнала когда-то, пытаясь остановить своего Юрочку Деточкина в «Берегись автомобиля»!
Почему-то казалось, что она — непременна, обязательна и вечна. В любой программе. В любом спектакле. В мгновениях телесюжетов.
Детство
Сначала Аросеву назвали… Варенькой. Имя это очень нравилось отцу. Строгой маме больше нравилось имя Ольга, и по ее настоянию девочку переименовали.
Совместная жизнь старших Аросевых не задалась; после развода (мама девочек сбежала от мужа-дипломата к возлюбленному на Сахалин) отец оставил всех дочерей у себя — Наташу, Лену и Олю.
Дипломат из страны Советов возил дочек за собой по загранкомандировкам. Так что детство маленькой Оли и ее сестер прошло в Париже, Стокгольме и Праге. Они вернулись в 1933 году на родину, не зная, что еще немного, и Родина отблагодарит своего верного сына арестом и репрессией. Но сначала было все так солнечно и хорошо — они даже встречались со Сталиным на авиационном параде в Тушино, и он подарил маленькой Оле букетик…
Вот как вспоминала Ольга Аросева об обстоятельствах этой встречи: «Отец взял меня и сестру Елену с собой на аэродром. Я без труда узнала стоявших рядом Ворошилова, Андреева, Кагановича, тогдашнего первого секретаря комсомола Косарева. Известно, что малорослый Сталин подбирал себе такое же «по размеру» окружение. Но взрослые дяди казались мне высокими. Я ничего не могла рассмотреть из-за их спин.
Вдруг рядом раздался голос с сильным восточным акцентом: «Что же вы, большие, встали, а маленьким девочкам ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?». Человек в солдатской шинели и фуражке защитного цвета шел сквозь толпу. Легко двигался в тесноте, потому что люди перед ним немедленно расступались. Он взял меня и Лену за руки и повел в первый ряд зрителей. Поле и небо открылись, и стало все прекрасно видно. Мы смотрели и разговаривали. Сталин был насмешливо церемонен, называл меня, девятилетнюю, на «вы». Подарил мне букет, который поднесла ему спрыгнувшая с самолетного крыла парашютистка. Обо всем этом Елена и я дали свое первое в жизни интервью газете «Комсомольская правда». Статья называлась «Цветы» и начиналась с описания подаренного Сталиным букета».
Но четыре года счастья пролетели быстро. И 1937 год накатил на семью — как и на десятки тысяч других семей — удушливой черной волной. Отца девочек расстреляли в 1938 году. Оле было двенадцать. Она многое понимала. Но во что-то так верила… Так, что даже написала письмо товарищу Сталину. Доказывая, что отец ее не виноват ни в чем, уж тем более в измене Родине. Ответа не последовало. Она не стала вступать в комсомол.
Развод родителей все же стал для детей дипломата спасением. После того, как их отца репрессировали, девочек «отпустили» к когда-то покинувшей их матери.
Театр — это судьба
…Когда в 1946 году труппа Ленинградского театра комедии приехала на гастроли в столицу, хулиганка Аросева стащила документы сестры, уже окончившей училище, и по ним добилась зачисления в состав театра. Она и играла там — самозабвенно, пока в 1950 году руководителя театра комедии не сняли с поста и не навели в штате «порядок». Аросева вернулась в Москву и была зачислена в Театр сатиры, которому не изменяла до последнего дня своей жизни — кроме двух лет (1969–1971), на которые она уходила в Театр на Малой Бронной. «Сатира» — это была судьба.
С уходом из театра Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, и наконец ее плотно заняли в репертуаре. В это время она сыграла следующие роли: Королева — «Волшебные кольца Альманзора» Т. Граббе (1971), фрекен Розенблюм — «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен (1973), «Нам пятьдесят» Гр. Горина и А. Ширвиндта (1974), Марселина — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1974), Махонина — «Пена» С. Михалкова (1975), Даунорене — «Клеменс» К. Сая (1976), Иванова — «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Гр. Горина (1976), Хлестова — «Горе от ума» А. Грибоедова (1976), Вера Васильевна — «Гнездо глухаря» В. Розова (1980), Чебоксарова — «Бешеные деньги» А. Н. Островского (1981), Серафима Ильинична — «Самоубийца» Н. Эрдмана (1982), Партнерша — «Концерт для театра с оркестром» Гр. Горина и А. Ширвиндта (1982), Шарлотта Ивановна — «Вишневый сад» А. П. Чехова (1984), Диана Леонидовна — «Молчи, грусть, молчи» А. Ширвиндта (1985), Одокия — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (1986).
В начале 1990‑х годов О. Аросева становится первой актрисой труппы. На ее счету несколько премьер. В их числе: Миссис Бэнкс — «Босиком по парку» Н. Саймона (1990), мадам Розпетл — «Папа, папа, бедный папа!» А. Копита (1991), Памела Кронки — «Как пришить старушку» Д. Патрика (1995), главные роли в спектаклях «Неаполь — город миллионеров» Э. де Филиппо (1999), «Афинские вечера» П. Гладилина (2000), «Мадлен и Моисей» (2001), Екатерина Кондратьевна — «Вышел ангел из тумана» П. Гладилина (2003, пьеса специально написана для Ольги Аросевой), «Нам все еще смешно» (2004), Мать — «Ни сантима меньше» А. Николаи (2006). В 2001 году за роль Мадлен в спектакле «Мадлен и Моисей» актрисе вручена премия МК «За лучшую женскую роль».
Пани Моника
…Блестящие пьесы. Блестящие роли. Но настоящим «взрывом» в судьбе стало появление на ТВ в «Кабачке «13 стульев» в роли пани Моники, обворожительной, странной, забавной. Поющей и танцующей. Другой.
—Вы знаете, пан профессор, когда я пью кофе, мне что-то стреляет в ухо…
—Пани Моника, попробуйте убирать из чашки ложечку…
Фразы пани Моники цитировали, над ними хохотали и умилялись до слез. Ее исполнительницу просто любили. Очень.
А она писала в своей книге «Без грима»: «Кабачок» спасал меня в долгие годы невостребованности, ненужности в театре. Я не чувствовала себя одинокой. Душу успокаивала и лечила любовь людей».
Еще голосом — незабываемым и неповторимым — Аросевой со временем заговорили многие мультяшные герои. Лисички и слоны (!), Баба-Яга — та, что была против, истеричная госпожа Беладонна из умопомрачительно смешного мультика про поросенка Фунтика… Так ее полюбили и дети. Не всегда понимающие, правда, кто дарит им это чудо.
Про то, что она заслуживает звания заслуженной артистки, впервые зашла речь, когда ей было всего 25 лет. Назначения пришлось ждать четверть века… Народной артисткой Аросева стала только в шестьдесят. Хотя… Да она была ей — всю жизнь.
Чувство юмора и обаяние. «Стервозность» — по ее же словам — «в пределах нормы». Шарм, который она сохраняла до последнего дня… Дружба с Раневской и Пельтцер, знакомство с Ахматовой. Ее жизнь была наполнена событиями и колоссальным уважением к ней всех, кто с ней сталкивался. И она принимала это — как должное, платила людям той же монетой. И просто — работала. Всю жизнь. На износ.
О личном
Ее личная жизнь не была слишком удачной. Четыре замужества. Первое замужество, продлившееся пять лет и бывшее, по утверждению самой актрисы, счастливым, относится к ленинградскому периоду жизни (1946‑1950); первый муж был музыкантом и был старше ее на 11 лет. Второй муж — артист Театра сатиры Юрий Хлопецкий, третий — певец Аркадий Погодин, четвертый — актер Владимир Сошальский. О своих браках актриса замечала: «Это были мои официальные, нормальные браки. После них было много гражданских. Называть никаких имен не хочу. Могу только сказать, что это были драматурги, артисты, музыканты, художники и люди, не имеющие никакого отношения к искусству. И все же по-настоящему я прожила всю свою жизнь в одиночестве; все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми».
Кроме того, в конце 1940‑х годов безвестной еще артистке писал письма очарованный ею знаменитый драматург Алексей Арбузов.
После того, как во втором браке она потеряла ребенка, детей у Ольги Александровны больше не было. Но все же у народной артистки РСФСР большая семья: племянница Наташа (с мужем А. Французовым), племянник Дмитрий Аросев (с женой Леной и сыном Данилом), внук Сергей Игнатов (с женой и дочкой Лизой).
По линии старшей сестры есть племянник Александр, врач, проживает в Москве и внучатая племянница Мария.
Ольга Аросева была человеком увлекающимся и азартным. Она любила животных, преферанс, путешествия, ценила банные радости, курила «Marlboro», была не прочь выпить с товарищами после спектакля, закусив не пижонскими деликатесами, а традиционной квашеной капустой.
В последнее время актриса жила одна. На даче. По хозяйству ей помогала помощница. Возраст не мешал Аросевой по 12–14 раз в месяц выходить на сцену и заряжать зрителя своим оптимизмом. Но болезнь поломала планы актрисы…
Она все надеялась, что справится, но недуг оказался сильнее…