Просто актер

17.11.2014 07:08   -
Автор:
 Деревенский мальчишка, появившийся на свет в 41‑м, «сорок трудном», как сказал поэт, самом черном военном году, не мог иметь личного опыта, которым обладали другие актеры-современники возрастом постарше, вдобавок прошедшие по фронтовым дорогам. Да и в мирное время в армии Олялину послужить не довелось. Но среди огромного количества лент о Великой Отечественной, которые снимали в СССР, впереди полков киношных героев вспоминаешь, прежде всего только его — парня с яростным, светлым взглядом. Неукротимого, как возмездие. Командира роты Цветаева из фильма-эпопеи «Освобождение».
В семидесятых «Освобождение» стало прорывом к правде. Именно так, без пропагандистских прикрас, без пафоса чувствовали минувшую войну настоящие ветераны. Он выразил их суть. Они поверили. Кино продолжило жизнь. Стало ее частью и историей. «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской дуге, был вместе с тобой!». Этими признаниями старых солдат актер дорожил, как боевыми орденами…
Верное решение
Николай Олялин родился 22 мая 1941 года, в деревне Опихалино Вологодской области, в простой семье. Его отец — Николай Олялин — работал портным, мама была домохозяйкой. В семье Олялиных было трое детей и все — мальчики. Коля был самым младшим.
Приобщение Олялина к искусству произошло еще в школьные годы: его старший брат записался в самодеятельный кружок в местном Доме офицеров и вскоре перетянул туда и младшего брата. А всех, кто занимался в этом кружке, бесплатно пускали в кино. Так что, будучи еще совсем юным, мальчик пересмотрел по нескольку раз сотни отечественных и зарубежных картин, начиная от «Чапаева» и кончая «Тарзаном». Именно тогда он дал себе слово, что обязательно станет артистом, чего бы это ему ни стоило.
Между тем никто в семье Олялиных не воспринимал всерьез заявлений Николая о том, что он будет артистом. Он тогда очень сильно, по-вологодски, окал, и этот изъян родственники считали главным препятствием на его пути в искусство. Поэтому, когда в 1959 году он собрался ехать в Ленинград, чтобы поступить в Институт театра, музыки и кино, вся родня отговаривала его делать это. «Ну какой из тебя артист с таким говором!» — заявляли они Николаю. А он все равно поехал и, надо же, поступил с первого захода. Замечательный педагог Александр Александрович Ян увидел в нем задатки будущего талантливого актера и взял на свой курс, хотя тому потом вплоть до третьего курса пришлось бороться с оканьем под руководством педагога по сценарной речи. И эта борьба завершилась успехом.
Любовь
Окончив институт в 1964 году, Николай Олялин вместе со всем курсом был брошен на «поднятие периферии» — студентов послали в Красноярский ТЮЗ.
Примерно в то же время Олялин женился. История его любви выглядит достаточно романтично. Однажды в их театр пришла девушка, которая работала вторым секретарем райкома комсомола. Ей надо было отобрать актеров для выступления на праздничном вечере. В числе этих актеров оказался и Николай. По его словам, для того, чтобы полюбить друг друга им хватило всего лишь одного дня! На следующий после знакомства день они пошли в загс и расписались. Обычно столь молниеносные браки довольно быстро заканчиваются разочарованием молодых друг в друге и разводом. Но в случае с Олялиным ничего этого не произошло. Они с женой прожили всю жизнь и воспитали двух детей — сына Владимира и дочь Ольгу (последняя родилась в 1974 году).
Как говорил сам Н. Олялин, «слава Богу, меня миновал дамоклов меч развода — просто не в силах представить, что моя дочь или мой сын какого-то другого, постороннего мужчину стали называть папой…».
Никто из детей не пошел по стопам отца, чему сам актер был даже рад. «В семье, нормальной советской семье, достаточно одного артиста», — считал Николай Владимирович.
Кино
В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью летчика-испытателя в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни летные». Актер вспоминал, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол — зачем тебя только пригласили?! И тут…
Николай Олялин вспоминал: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. — жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится — ты будешь знаменитым!». Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…», — рассказывал он.
Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм…
А потом случилось «Освобождение». Хотя нет. Раньше могли быть «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» — во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещен. Все дело в том, что руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения. Возможно такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы пришлось пойти на хитрость. Актер взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий…

Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии.


По словам Николая Олялина, эпопея «Освобождение» — «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина до сих пор стоит особняком. Она почти с документальной достоверностью воссоздает события Великой Отечественной. И надо отдать должное режиссеру и актерам, которые смогли передать окопную правду через судьбы отдельных людей.
На волне первого большого успеха Олялин перебрался в Киев. Его с радостью приняли на киностудии имени Довженко. Режиссеры с удовольствием использовали удачно найденный актером образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актер сыграл майора артиллериста Топоркова. А спустя год сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.
Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел.
Николай Олялин вспоминал: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно — на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…»
Популярность
Благодаря удачным работам в кино на актера обратили внимание и театральные режиссеры. Олег Ефремов, только что принявший руководство МХАТом, звал его к себе. Обещал помочь с жильем, дать лучшие роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался.
В 70‑х годах Николай Олялин достиг пика своей популярности. Его стали приглашать на самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова — героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актера — роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», ироническом триллере «Бешеное золото», приключенческом фильме «Золотая речка»… Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И даже не имея украинских корней, в 1979 году был удостоен звания народного артиста Украины.
В 80‑е годы Николай Олялин тоже продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актер исполнил роль Молчана.
Предел
Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без работы. По словам Олялина: «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».
В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух картин — «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть…» и «Неотстрелянная музыка». Но его работы так и остались невостребованными — ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса.
От всего этого можно было впасть в полное отчаяние. Надежду на лучшее, по словам самого актера, возродили в нем ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин.
Сценарии для роликов «Русского проекта» писал Петр Луцик. Позже он пригласил Николая в свою картину «Окраина». Картина получилась доброй, выполненной в стиле эпическо-драматического сказа. Но за ней очередных ролей к сожалению не последовало…
Последние годы
Долгие годы Николай Олялин вообще не снимался в кино. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное — получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу», — объяснял он свою позицию. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста.
Перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье артиста. Олялин пережил сложную операцию. Как ни грустно об этом говорить, но жизнь ранее знаменитых актеров в 90‑е годы и в начале нового века была очень трудна. Как в России, так и на Украине. Вот и у Олялина денег на операцию попросту не было. Пришлось ходить по друзьям и совершенно незнакомым людям. Николай Владимирович был благодарен всем тем, кто откликнулся.
В последние годы жизни Олялин снялся сразу в двух проектах — сериале «Тотализатор» и телеварианте «Ночного дозора». Затем последовали новые работы: Дед Илья в «Бумере», Великий инквизитор в «Дневном дозоре», Григорий Самохин в сериале «Есенин», Гревицкий в картине «Ленинград. Город живых», Сан Саныч в «Медвежьей охоте»…
Однако больное сердце снова дало о себе знать. В воскресенье, 15 ноября 2009 года, у Олялина случился инфаркт. Его отвезли в больницу «Феофания», но усилия медиков оказались безрезультатными. 17 ноября он скончался…
* * *
Как вспоминал сын актера, однажды, задолго до кончины, отец ему сказал: «Придет время — очень тебя прошу: понимаю, что меня ассоциируют с «Освобождением», но никаких бюстов, никаких солдатских касок и прочего пафоса мне не надо. Я простой православный человек и хочу обыкновенный православный крест».
«На могиле крест и надгробие из черного камня. И надпись: имя, отчество, фамилия, даты и подпись простая — «Актер». Не «народный». Он так просил», — рассказал Владимир.
Рядом с Николаем Олялиным похоронены Леонид Быков, Борислав Брондуков, Николай Мозговой.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА