Опера П. И. Чайковского «Иоланта» относится к жанру лирической музыкальной драмы. Она была создана в 1891 году по пьесе Генриха Герца «Дочь короля Рене», переведенной Ф. Миллером и переделанной позднее В. Зотовым. Эта опера является заключительной из оперных шедевров композитора. Главная идея ее драматургии — «путь от тьмы к свету, прозрение через любовь». Хотя есть более тонко подмеченное понятие тьмы — отсутствие света. Физическая слепота главной героини Иоланты, заточенной в «комфорт» любящим отцом, не стала бы излечимой, если б не великое чувство любви, страх утраты возлюбленного, раскрывшееся желание во имя его спасения стать зрячей. В сюжете оперы, наряду с проблемой, лежащей на поверхности, существуют более глубокие психологические аспекты. К примеру, обман во имя блага, где под страхом смертной казни существует запрет огласки слепоты Иоланты, «заточение» в ласку и заботу, ограничение даже в эмоциональной сфере, в общем, отсутствие правды. Одним словом, «тюрьма» духовного развития в помещении пансиона.
В новой постановке оперы «Иоланта» П. Чайковского главная тема «Путь от тьмы к свету, прозрение через любовь» непременно останется, однако история в нашем спектакле будет рассказана зрителю в новой форме, современным языком технологий, через костюмы и пластическое решение. В спектакле будет поднята тема отсутствия духовного, божественного «Я», и предупреждение о рисках перевоплощения из живого в искусственное существование, которые отразятся в зеркале сегодняшнего дня. При этом жанр лирической музыкальной драмы дополнится феерией.
ОЛЬГА БЕССМЕРТНАЯ. УКРАИНСКАЯ ЗВЕЗДА В ВЕНСКОЙ ОПЕРЕ
Ольга Бессмертная родилась в Киевской области и получила музыкальное образование в Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского в классе выдающейся украинской певицы и педагога Евгении Семеновны Мирошниченко. После победы в престижном немецком конкурсе «Новые голоса» (Neue Stimmen) карьера певицы стала стремительно развиваться: сейчас Ольга Бессмертная с огромным успехом исполняет ведущие партии в операх композиторов разных эпох и стилей на ведущих мировых сценах.
«Ольга Бессмертная — обладательница звучного, крайне выразительного сопрано, ярко проявившая себя в ведущих оперных партиях. От ее роскошного голоса слушатели, без сомнения, будут получать наслаждение». Так авторитетное австрийское издание Die Presse описало впечатляющий дебют Ольги Бессмертной на сцене Венской Оперы.
Музыкальными критиками были также отмечены блестящие выступления Ольги Бессмертной под управлением выдающихся дирижеров Франца Вельзер-Места, Адама Фишера, Бертрана де Билли, Джереми Рорера. На прославленных оперных сценах молодая певица с необыкновенно глубоким, ярким сопрано создает завораживающие образы своих героинь: Графини в «Свадьба Фигаро» и Донны Эльвиры в «Дон Жуане» В. Моцарта, Леоноры в «Трубадуре» Дж. Верди, Придворной Дамы в «Кардильяке» П. Хиндемита, Мелизанды в «Пеллеасе и Мелизанде» К. Дебюсси, Русалки в одноименной опере А. Дворжака.
Ее партнерами по сцене были прославленные певцы и певицы Йонас Кауфман, Роберто Аланья, Саймон Кинлисайд, Петр Бечала, Крассимира Стоянова и Нина Штемме.
Лирическое сопрано Ольги Бессмертной впечатляет кристально чистым тембром и элегантностью певческой манеры. Помимо роскошного голоса, талантливая певица обладает еще и уникальным актерским даром. Это удивительное сочетание качеств — голоса, красивой внешности, артистизма и харизмы — позволяет ей раз за разом покорять взыскательную европейскую публику. Свобода исполнения, тонкость вокала и эмоциональность певицы создают особую атмосферу, которая притягивает слушателей своей энергетикой и доверительной простотой.
КОГДА «ИОЛАНТА» УВИДЕЛА СВЕТ В ХАРЬКОВЕ
Материалы подготовил
Александр Чепалов