Путешествие по Музею кукол

09.12.2015 07:32   -
Автор:
А начинался старейший в Украине Музей театральных кукол как небольшая выставка героев из спектаклей Харьковского кукольного театра, которая располагалась в его бывшем помещении, в Доме актера. После того как театр сменил «прописку» и перекочевал в здание на площади Конституции, под музей отвели весь третий этаж. Благодаря присоединению к Международному союзу кукольных театров коллекция обогатилась уникальными экспонатами из Германии, США, Канады, Франции и других стран. Сейчас здесь собрано 11 тысяч экспонатов, среди которых не только куклы, но и их эскизы, афиши, макеты, фотографии. В музее хранятся произведения первых советских кукольников Ефимовых, наделенные мимикой персонажи Екатерины Беклешовой, необычные плоские куклы.
Разнообразие материалов, из которых изготовлены куклы, поразит даже самого искушенного мастера. Например, Волк и Заяц из Симферопольского театра кукол сделаны по традиционной технологии — из папье‑маше. Однако оформили их из единственного товара, который всегда был в избытке на пустующих витринах СССР, — шнурков для обуви.
Знакомьтесь — кукла Цэндэрикэ, что в переводе с румынского означает «деревяшка», которую часто путают с Буратино или Пиноккио. В 1948 году именем этого популярного сказочного персонажа назвали театр кукол и марионеток в Бухаресте. С появлением деревянного мальчишки на сцене начался расцвет самого старого театра кукол в стране, и Цэндэрикэ был героем многих его постановок.
Отдельного внимания заслуживают куклы художников Ивана Ефимова и Нины Симанович-Ефимовой. В 1918 году супруги создали первый в России профессиональный кукольный театр и стали открывателями тростевых кукол в стране. Сын художников подарил харьковчанам четыре работы Ефимовых, одна из которых — Пионерка Нюра. Сохранилась даже легенда, что когда в пионерию вступали первые ребята, эта кукла, словно настоящий человек, принимала у детворы присягу.
Украинский вертеп
Многие вещи в Музее — дело рук Алексея Щеглова, который с 1955 по 1980 годы был главным художником театра. Так, Алексей Щеглов возродил старинный украинский кукольный театр — вертеп, в котором показывали рождественские представления (в советские годы он был изжит в связи с гонениями власти на любые формы проявления религиозности). Главный художник за собственные деньги смастерил деревянный двухэтажный дом с куклами, а также нашел мастера, который изготовил колесную лиру для музыкального сопровождения спектакля. Премьера «Украинского вертепа» состоялась в 1975 году.
Как-то А. Щеглов купил на рынке музыкальный ящик ХІХ века, который продавали на дрова. После собственноручно проведенной реставрации мастер подарил уникальный экспонат музею. До сих пор во время экскурсий заводят механизм «шкатулки», и посетители могут услышать, как она играет, и увидеть, как в ней танцуют куклы. Вместе с ящиком сохранились и музыкальные пластинки.
Эстетические революционеры
Невзрачные с виду фанерные черно-белые фигурки называют эстетическими революционерами. В 1958 году шведский режиссер Михаэль Мешке основал в Стокгольме театр кукол, который быстро превратился в центр искусства, где постоянно рождались новаторские идеи и внедрялись сценические эксперименты.
В результате появился такой спектакль, как «Король Убю», в котором на сцене одновременно работали плоские фанерные куклы и живые актеры в масках и оригинальных костюмах. С этой постановкой театр гастролировал по США.