Робин Гуд на все времена
Борис Хмельницкий никогда не устраивал публичных скандалов, хотя любил от души погулять с друзьями, не выносил на страницы «желтой» прессы и глянцевых журналов подробности своих разводов и романов с красивейшими женщинами нашей страны, никогда не бравировал своей дружбой с известными людьми, прежде всего с Владимиром Высоцким. Он всегда как бы находился немного в тени своих, может, чуть более успешных товарищей по творческому цеху…
Начало начал
Борис Алексеевич появился на свет 27 июня 1940 в Уссурийске Приморского края в семье офицера Красной армии.
В годы войны родители отправили Бориса и его сестру Луизу к дедушке, проживающему в тайге. Здесь маленький Борис приобщился к природе и впоследствии не раз с восхищением рассказывал о впечатлениях детства.
После окончания войны дети вернулись к родителям. Отец Бориса заведовал окружными Домами офицеров, его не раз переводили из одного города в другой, так что юному Хмельницкому пришлось немало попутешествовать по стране от Дальнего Востока до Украины. В то время Дома офицеров были настоящими центрами культуры, и Борис «варился» в этой атмосфере. Неудивительно, что в будущем он видел себя актером. Правда, было одно препятствие: недуг, полученный мальчиком еще в раннем детстве.
Когда маленький Боря Хмельницкий жил у дедушки в тайге, во время лютых морозов дед притащил домой петуха. Ночью птица чего-то испугалась и прыгнула на спящего мальчика. С тех пор Борис Хмельницкий начал заикаться.
Сам актер потом рассказывал, что частично от этого недуга его излечил знаменитый экстрасенс Вольф Мессинг, который был другом семьи Хмельницких.
Тогда Борис жил уже с родителями и собирался поступать в Щукинское училище. Но как можно было мечтать о ролях в театре и кино, если ты от волнения не можешь сказать без запинки и двух слов? Мессинг знал о Бориной мечте, и вот однажды он пришел в гости не к папе или маме, а к самому Боре. Посадил его рядом с собой на диван, взял за руку и сказал: «Ты не должен ничего бояться. Знай, что Вольф Мессинг всегда с тобой». Удивительно, но на вступительных экзаменах в театральный Борис Хмельницкий ни разу не запнулся.
Таганка
Будущий актер свое первое образование получил во Львове, куда перевели служить его отца. Там окончил Львовское музыкальное училище по классу баяна и получил специальность дирижера оркестра народных инструментов.
После этого юноша окончательно решил поехать в Москву, чтобы поступить в Театральное училище им. Б. Щукина.
Его приняли только со второго раза. Одним из его педагогов стал Юрий Любимов, который со своими студентами, составившими впоследствии костяк актерской труппы Театра на Таганке, готовил дипломный спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана». Позже именно в нем играли Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Семен Фарада и другие известные актеры.
Хмельницкому помогло музыкальное образование — Любимов пригласил двух студентов с младших курсов написать стихи и музыку для брехтовских зонгов. Одним из них был Хмельницкий, вторым стал Анатолий Васильев, ныне выдающийся режиссер. Они и написали 42 мелодии для спектакля, после чего Хмельницкий попал в любимовский театр, где окончательно избавился от заикания.
В 1966 году Хмельницкий окончил Театральное училище им. Б. Щукина и стал полноправным членом труппы Театра на Таганке. Этой сцене актер отдал 23 года. Вершинин в «Трех сестрах» Чехова, Разумихин в «Преступлении и наказании» Достоевского, Галилео Галилей в «Жизни Галилея» Брехта, Крямин в «Пугачеве» Есенина, Воланд в «Мастере и Маргарите» Булгакова — эти и другие роли сделали Хмельницкого любимцем многочисленных зрителей Таганки.
Кстати, за врожденное миролюбие и доброжелательность в знаменитом театре его прозвали Бэмби.
Таганку Борис Хмельницкий покинул в 1982 году. Сам он так рассказывал о причинах, побудивших его покинуть любимый театр: «Из театра ушел после «Мастера и Маргариты» — знаменательного в роковых отношениях романа. На роль Воланда Любимов назначил меня, Смехова и Соболева. Я напомнил Любимову историю с Галилеем. И поставил условие, что репетируем по очереди, но перед выпуском спектакля он объявит первый состав. И перед сдачей Любимов сказал, что первый исполнитель Воланда — Хмельницкий. Прошло время, опять же без всяких объяснений меня сняли с роли. Два года я не играл. И однажды в городе Омске на гастролях в присутствии Леонида Филатова и моей сестры Луизы Хмельницкой одному из исполнителей был задан вопрос: почему Борис не играет? — «Как был Бэмби, так и остался. Такие роли надо выгрызать зубами и идти по трупам». Я по трупам не хожу. Я предпочел уйти из театра…»
Кино
Довольно быстро он стал востребован и в кино — первой его ролью стал поэт-солдат в фильме Леонида Осыки «Кто вернется — долюбит».
Вслед за этим Хмельницкий сыграл адъютанта отца Пьера Безухова в экранизации знаменитого романа Л. Толстого «Война и мир» и Кибальчича в историко-биографическом фильме «Софья Перовская». А в 1968 году на экраны вышла картина «Вечер накануне Ивана Купала», где Хмельницкий сыграл свою первую главную роль — полунищего батрака Петра Безродного, которого убийца Басаврюк втянул в лютую игру: хочешь счастья — купи его ценой чужой жизни. Сам актер эту роль называл знаковой в своей кинокарьере и всегда считал своей лучшей работой в кино.
Не осталась без внимания и другая большая работа Хмельницкого — роль итальянского морского офицера Вильери в знаменитой ленте «Красная палатка» (1969).
Наибольшую же известность Борису Хмельницкому принесла роль Робин Гуда в приключенческих лентах «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Личные качества актера настолько органично совпали с образом благородного разбойника, что на протяжении многих лет Робин Гуд неизменно ассоциировался с Хмельницким и наоборот — Хмельницкий с Робин Гудом. Известный российский актер Леонид Ярмольник как-то сказал: «Робин Гуду повезло, что его сыграл Хмельницкий», и в этом немалая доля правды.
Было в кинобиографии Бориса Хмельницкого немало и других интересных ролей: Алесь Ворона в фильме «Дикая охота короля Стаха», стрелец Кузьма Чермный в исторических лентах «Юность Петра» и «В начале славных дел», Ларионов в шпионском фильме «Пароль — «Отель Регина», лорд Грей в исторической мелодраме «Черная стрела», капитан Гарри Грант в фильме «В поисках капитана Гранта», цыган Хайраддин в картине «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» и другие.
Попытки жениться
Первый раз Борис женился поздно — в 35. Для его знакомых свадьба стала потрясением — ведь у Хмельницкого к тому времени окончательно сложился имидж закоренелого холостяка. Но избранницу актер буквально носил на руках.
Его женой стала Марианна Вертинская. Оба считали, что они предназначены друг другу судьбой.
Сам Хмельницкий уверял: их брак был предопределен на небесах. «Мой друг по Театру на Таганке — Володя Высоцкий еще за три года до моей свадьбы с Марианной, когда я за ней еще даже не ухаживал, написал стихотворение, в котором предугадал мой брак, — рассказывал артист. — А у Марианны была подобная ситуация с именем: «Мама назвала меня в честь возлюбленной Робин Гуда. И в жизни я стала женой Робин Гуда… Есть в этом что-то мистическое».
Но судьба распорядилась иначе, этот брак продлился всего три года. Дочка Даша после развода осталась с папой. Он настоял. Несмотря на расставание, Марианна навсегда осталась для Бориса самой любимой женщиной и другом.
После развода у Хмельницкого была вторая попытка. Он женился на психологе Ирине Гончаровой. Но эта история оказалась еще более короткой, чем первая. Говорят, что Ирина не смогла поладить с Дашей, а для Бориса это был самый главный аргумент при выборе дамы сердца — чтобы она полюбила его дочь.
С тех пор у актера было множество романов, но ни один из них больше не перерос в стабильные серьезные отношения. У него даже родился внебрачный сын Алексей, но мама увезла мальчика в другую страну и высказывала недовольство, когда актер вспоминал о нем в своих интервью. А Борис все равно говорил, что считает себя его отцом, что этого не изменить, что он чувствует себя очень виноватым перед сыном и жалеет, что не может видеться с ним.
Хотя он мог бы стать ближе к сыну, если бы его все-таки выпустили в 1980‑е за границу, когда голливудская звезда Кирк Дуглас пригласил советского актера Бориса Хмельницкого сняться вместе с ним в фильме «Скалолаз» и предложил за работу… миллион долларов! Но Союз тогда еще стоял, советское начальство по велению партии ненавидело капиталистический Запад, поэтому Хмельницкого никуда не отпустили.
«Таких предложений сняться на Западе, как у меня, мало у кого было. В Югославии на фестивале я познакомился с Кирком Дугласом, он наполовину русский, мама из Смоленской губернии. И он пригласил меня сняться в Голливуде. В фильме «Скалолаз». Он устроил по этому поводу фуршет, собрал нашу делегацию, сделал официальное заявление. Я спросил тогда: «Кирк, хау мач мани?» Он назвал сумму (а это был 82-й или 84-й год) — полмиллиона долларов. Я от изумления и сказать ничего не могу. Он: ну, 800, ладно — миллион. Я нашему представителю Госкино говорю — если отпустите меня, я согласен все «бабки» отдать. Я за суточные снимусь. И началось. Бумажки оттуда — сюда, отсюда — туда. Так и не отпустили. Через два года приехал на Московский фестиваль Кирк Дуглас с женой. Я все ему объяснил.
А второй раз не отпустил наш Любимов, но я не в обиде и воспринимаю это как комплимент. Хотя мы обижались, естественно. И обиды большие были и у того же Володи Высоцкого, который последние два года не в штате был. А сейчас думаю, вот как бы сложилась моя актерская судьба. Если бы снялся в Голливуде — были б и деньги, и все такое. Это уже другая ставка на всю жизнь», — вспоминал актер в одном из интервью.
Последние годы
В 1990‑х Борис Хмельницкий снимался мало, от сериалов старался отказываться, соглашался только тогда, когда очень просили друзья. Так, например, он сыграл роли в сериалах «На углу, у Патриарших-2» и «Семейные тайны».
Сам он рассказывал об этих работах: «Когда кино или сериал снимают люди, которых я уважаю и люблю, я могу согласиться на роль, даже на эпизод. И вот моя подруга, известная актриса Елена Цыплакова, сказала: «Боря, я снимаю сериал, жанр, который ты не очень любишь, но там нужен персонаж, чтобы ты самого себя сыграл, Хмельницкого. Ну, сыграй для меня!» Ну почему же не помочь талантливому человеку!»
Его последней работой в кино стал фильм «Тарас Бульба» Владимира Бортко. Говорят, что именно на съемках он получил роковую травму, которая привела к смертельной болезни. Он упал с лошади, повредил спину. Спустя совсем недолгое время врачи вынесли вердикт — рак.
Бориса Хмельницкого не стало 16 февраля 2008 года, он умер на руках у дочери Даши и своей первой жены Марианны Вертинской.
Озвучивать Бориса Хмельницкого в «Тарасе Бульбе» пришлось уже Никите Джигурде.
***
…За месяц до смерти у него отнялись ноги, однако он продолжал из квартиры руководить подготовкой к вечеру памяти своего друга Владимира Высоцкого, приуроченному к его 70-летию. Чувство долга придавало ему силы, порой казалось, что только оно и держало его на этом свете. Через две недели после торжества, которое прошло, как всегда, безукоризненно, Борис Алексеевич впал в кому, а вскоре его не стало…
Прощание с артистом проходило в Доме кино. В здешнем кафе стоял чад от табачного дыма: Градский, Прыгунов, Иншаков, Молчанов, Гафин, Куценко, Вертинские, Михаил Козаков… Похоронили Хмельницкого на Кунцевском кладбище рядом с могилой родителей.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА