Романтик нашего кино
Андрей Ростоцкий родился 25 января 1957 года в Москве, в творческой семье. Его отец — Станислав Ростоцкий — известный кинорежиссер (снял фильмы: «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие…»), мать — Нина Меньшикова — киноактриса («Девчата», «Доживем до понедельника»).
Рассказывают, что Нине Меньшиковой врачи не советовали рожать, так как она переболела туберкулезом. Однако она последовала совету некой старой врачихи, которая сказала: «Иногда нас, врачей, надо просто посылать к чертовой матери. По‑моему у вас такой же случай, поэтому рожайте, только я вам это не говорила».
После благополучного рождения мальчик сразу же был переложен на заботливые руки бабушки, ибо творческих родителей ждали на съемочной площадке.
В детстве Андрей мечтал стать путешественником, поэтому любимым занятием в школьные годы были пионерские походы (свой первый спортивный разряд он получил именно по туризму). Точные науки его мало волновали.
Первые роли
В старших классах многие учителя просто махнули на Андрея рукой, считая, видимо, что ничего путного из парня не выйдет. А он в те годы всерьез увлекся кино. В десятом классе Андрей стал вольнослушателем ВГИКа. Отец Андрея вспоминал: «Андрей во ВГИК поступал по секрету от нас. Мне позвонил Сережа Бондарчук и сказал: «У меня сегодня был твой». Я ему: «Гони его в шею!» А он мне говорит: «А ты знаешь, он мне очень понравился».
Однако, несмотря на первое благоприятное впечатление, которое Ростоцкий‑младший произвел на преподавателей ВГИКа при поступлении в институт, в дальнейшем он их чуть не разочаровал. Уже с первого курса он стал завсегдатаем многих съемочных площадок и снимался в одном фильме за другим. А началось все с роли в фильме Ильи Фрэза «Это мы не проходили». Дебют оказался настолько удачным, что до конца 1975 года Ростоцкий умудрился сняться еще в трех фильмах: «Они сражались за Родину», «На край света» и «В ожидании чуда». Естественно, что при такой загруженности времени на посещение лекций в институте не хватало. В итоге к концу первого курса прогулов у него накопилось столько, что преподаватели решили отчислить нерадивого студента. Но его спасло чудо: на вгиковском фестивале за роль Мити Красикова в фильме «Это мы не проходили» Ростоцкий получил приз, и эта награда смягчила сердца строгих преподавателей.
Первая популярность
Зритель открыл для себя Ростоцкого в 1976 году, когда на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбиных». Молодому актеру досталась в нем роль Николки Турбина. Прекрасно сыграв эту роль, он сразу обратил на себя внимание других режиссеров.
В 1977–1979 годах один за другим вышли картины с его участием: «Так начинается легенда», «Запасной аэродром», «Особых примет нет», «Это было в моем сердце», «Конец императора тайги».
В этой картине Ростоцкий сыграл роль юного Аркадия Гайдара, когда тот командовал отрядом ЧОНа в Хакасии. Фильм по своим художественным ценностям был откровенно слабым, являя собой распространенный в те времена тип героико-приключенческих картин, однако успех у публики имел. На всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде фильм был удостоен приза.
В этой картине Ростоцкий снимался уже, будучи призывником Советской Армии. Военную службу он проходил в кавалерийском полку, что намного облегчило ему работу на съемочной площадке.
«Эскадрон гусар летучих»
Во время службы в армии Андрей Ростоцкий снялся еще в одной картине — в исторической ленте «Эскадрон гусар летучих», где исполнил роль поэта-гусара Дениса Давыдова. Режиссером же этого фильма, под псевдонимом Степан Степанов, был отец актера. По словам актера, это была «самая долгая и, между прочим, альтруистическая работа в его жизни. Я был приписан к съемкам фильма в качестве рядового кавалерийского полка. Вместо гонорара получал 11 рублей в месяц. Так что советскому кинематографу эта роль очень дешево обошлась…».
Фильм принес актеру популярность и любовь женской части населения. Все девчонки моментально повлюблялись в него: осанистый гусар с кручеными усами и с невероятно голубыми глазами лихо гарцевал на горячем коне, мужественно размахивал саблей, да еще и распевал красивые романсы.
В этой же картине снималась и будущая жена Ростоцкого — Марина Яковлева. Она играла молоденькую провинциальную барышню, танцующую вальс на балу с гусарами.
«Мы танцевали вальс. Голова кружилась от счастья. Я влюбилась. Совсем как в романах — с первого взгляда. В перерывах между съемками, хотя рядом и было много его друзей-каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории», — вспоминает она.
Андрей и Марина продолжали поддерживать отношения и после съемок фильма. Вскоре Ростоцкий сделал ей предложение, Марина согласилась, и в 1980 году они сыграли свадьбу.
Неудачный брак
Брак Ростоцкого и Яковлевой изначально был обречен. Слишком разными людьми они оказались. Андрей был эдаким сторонником домостроя, считая, что жена должна быть хранительницей очага, а Марина рвалась работать, сниматься в кино. Она хотела, чтобы муж принадлежал только ей, а Андрей не мог пропустить понравившейся ему женщин.
«Я решил, что проживу с женщиной, которая меня очень любит, долгую, прекрасную жизнь. Думал, у меня будет дом, где меня будут ждать, где я буду хозяином. А оказалось, что у нее тоже очень сильный характер. Идеальная схема: мужчина на охоте — женщина ждет. У нас же было все иначе. За два года нашего супружества мы виделись, дай Бог месяц, остальное время либо я, либо она были в экспедициях. Конечно, гусарский дух во мне брал свое, а это не могло ей понравиться. Наш брак был обречен», — вспоминал он.
Однажды Марина обнаружила записную книжку Андрея с его донжуанским списком. В отношениях между супругами пролегла первая серьезная трещина. Постепенно они стали отдаляться друг от друга, отношения становились все более холодными. А через полтора года совместной жизни Андрей и Марина решили расстаться.
Второй брак
Второй женой Ростоцкого стала его соседка Марьяна, которая с детства была его поклонницей.
Андрей вспоминал: «Я ее помню еще чудным розовым пупсом, позже, когда я уже стал актером, я приходил к ней в школу выступать. Ее отец долгое время был начальником Центра управления космических полетов, и в наш актерский дом они вселились только благодаря большой любви к кино. Мы дружили семьями, вместе проводили праздники, ходили друг к другу на дни рождения. Марьяна не раз видела у меня в гостях дам моего сердца, но никогда не показывала, что ей это неприятно. Как-то раз мне родители сказали: «Даже и не смотри в сторону Марьяны. У нас такие хорошие соседи, мы не хотим с ними ссориться». Время шло. Я женился, Марьянка вышла замуж. Марина часто уезжала, без нее проходили праздники, дни рождения, на которые я собирал друзей и Марьянку приглашал. Через некоторое время Марьяна все-таки развелась, да и я, наконец, сумел оформить свой развод, и мы решили пожениться».
Свадьба прошла весьма оригинально. Вот как ее описывал Андрей Ростоцкий: «Мы приехали, на чумазом «Запорожце», ребята сомкнули над нами с Марьяной сабли, и нас окольцевали под песню Битлз «Естудей». Потом мы пили шампанское из огромных кружек, и так нам стало хорошо, что мы на этом «Запорожце» поехали кататься по Москве. Причем, невеста сидела внутри, а я на крыше: Представьте, горбатая машинка, на крышу привязано седло, в котором я сижу, размахивая саблей, а вокруг болтаются шарики, этакой фаллической формы. Город «рыдал» от удовольствия. А потом во время застолья мы закатили грандиозный мордобой… Мы же трюкачи! Это была шутка, но шутка профессиональная. Теща, когда это увидела, стопку тарелок уронила».
80‑е годы
В 80‑е годы Андрей Ростоцкий стал одним из самых снимаемых артистов советского кино, играя преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах. Одна за другой выходили картины с его участием. В большинстве из них Ростоцкому доставались положительные роли, людей сильных и твердых духом, укрепляя за актером образ секс-символа советского кино.
Во второй половине 80‑х творческая активность Ростоцкого продолжала оставаться высокой. Он снялся в фильме-катастрофе «Прорыв», приключенческом фильме «Перехват», авантюрной драме «Бармен из «Золотого якоря», вновь сыграл Виктора Кольцова в драме «Где ваш сын?» — продолжении фильма «Внимание! Всем постам!».
К началу 90‑х Ростоцкий вышел из привычного для себя амплуа супермена и сыграл несколько необычных для себя ролей. Например, сразу в четырех картинах он преобразился в последнего российского императора Николая II. Первым фильмом в этом списке была драма Глеба Панфилова «Мать», затем последовала фантастическая комедия «Сны». Эта роль настолько удалась актеру, что сыграть российского царя его вскоре пригласили и зарубежные кинематографисты (чешский фильм «Европа танцевала вальс»).
Кроме того, Ростоцкий сыграл и несколько отрицательных ролей: в фильмах «В чистом поле четыре воли» и «Я тебя никуда не отпущу».
Режиссер
В 1990 году Андрей Ростоцкий решил попробовать себя в режиссуре. Его дебютом на этом поприще стала телевизионная экранизация бессмертного романа Джеймса Фенимора Купера «Зверобой». Однако удачной эту работу назвать трудно, несмотря на присутствие таких звезд, как Ольга Машная и Елена Кондулайнен.
Между тем неудача не обескуражила Ростоцкого, и буквально через два года после «Зверобоя» он приступил к съемкам очередной своей картины — на этот раз это был боевик «Мужская компания». К сожалению и этот фильм также не снискал особых лавров и был зачислен в разряд «проходных».
В 1994 году Ростоцкий организовал кинокомпанию «Дар» (Друзья Андрея Ростоцкого). У начинающего режиссера были интересные планы, к сожалению, осуществиться им было не дано…
В конце 90‑х Андрей Ростоцкий вынашивал планы снять фильм о Древней Руси под названием «Тмутаракань». Действие в нем должно было проходить на рубеже десятого века и повествовать о том, как пятеро мужиков берутся привести в Тмутараканское княжество то, что там жизненно необходимо. Однако и эта идея не воплотилась в жизнь.
* * *
Жизнь и смерть. Нелепость. Как в это можно поверить?
В 2002 году Андрей Ростоцкий, который проводил майские праздники на турбазе «Кудепста», вместе со своей творческой группой выехал на машине на Красную Поляну — выбирать место для съемок будущего фильма. Посреди автодороги он вышел из машины и поднялся в горы, откуда открывался красивый вид на ущелье, горы и водопад с печальным названием «Девичьи слезы». Желая забраться повыше в горы, Ростоцкий не удержался и сорвался вниз — с высоты 25 м. Он упал прямо на скалы.
Через несколько минут к месту трагедии выехали две «скорые» — из Красной Поляны и Адлера. Им понадобилось больше часа, чтобы добраться до водопада…
Когда Андрея Станиславовича доставили в Хостинскую больницу, он находился в коме. Врачи диагностировали перелом свода основания черепа, ушиб головного мозга, множественные травмы и переломы. Дежурная бригада хирургов сразу же приступила к операции, которая длилась больше часа. Несмотря на все усилия медиков, Андрей Ростоцкий скончался сразу после операции, не приходя в сознание. Травмы были несовместимы с жизнью.
Ему было 45 лет…
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА