Рукой подать до Пикассо
Харьковский художественный музей. История уникального собрания музея ведет свое начало с 1805 года — времени приобретения Харьковским университетом 2477 графических листов западноевропейских мастеров. В эту коллекцию входили произведения известных художников XVI – XVIII вв.: А. Дюрера, Х. Гольциуса, Л. Джордано, П. Брейгеля Старшего, А. ван Дейка, Ф. Буше и других.
В 1856–1858 гг. коллекция пополнилась дарами выпускника университета Ивана Бецкого — он пожертвовал более 500 произведений европейских живописцев XVI–XVIII вв., а в 1873 году поступило 50 картин нидерландских и голландских мастеров по завещанию еще одного воспитанника университета Аркадия Алферова. Произведения из этих коллекций, входивших в состав университетского Музея изящных искусств и древностей, сегодня являются основой отдела зарубежного искусства Харьковского художественного музея.
Другим предтечей коллекции был основанный в 1886 г. Харьковский городской художественно-промышленный музей — один из первых общедоступных музеев Российской империи. Его деятельность была связана преимущественно с творчеством украинских и российских художников. И сегодня в отделе украинского и русского искусства XVI — нач. XX веков из сохранившейся коллекции художественно-промышленного музея представлены произведения И. Репина, С. Васильковского, Н. Ге, К. Пынеева, Г. Мясоедова, И. Шишкина, В. Сурикова, В. Поленова.
1920‑е годы — время кардинальных реформ в музейном деле Харькова. Университетский Музей изящных искусств и древностей и художественно-промышленный музей реорганизованы в Центральный художественно-исторический музей государственного значения (1920 г.). Затем художественная коллекция была включена в состав созданного в 1922 г. Социального музея им. Артёма, а в 1927 г. выведена под новым названием — Харьковский государственный художественно-исторический музей.
Накануне Второй мировой войны коллекция УГКГ насчитывала около 75 тыс. экспонатов и считалась одной из лучших в СССР. При этом, однако, она не была включена в план эвакуации, в результате чего удалось эвакуировать лишь наиболее ценные экспонаты (4711 ед.). Коллекция, которая оставалась в Харькове во время оккупации, существовала как Харьковский украинский художественный музей, из которого нацисты целенаправленно вывозили экспонаты в Германию, а за несколько дней до освобождения города сожгли музейное здание вместе с остатками собрания.
Возвращенные из эвакуации и найденные в руинах галереи экспонаты стали основой послевоенного музея, получившего новое название — Харьковский государственный музей украинского искусства. С 1944 г. музей был размещен в здании, построенном по проекту А. Бекетова. Впоследствии он еще дважды переименовывался: Харьковский государственный музей изобразительного искусства (1949), Харьковский художественный музей (1965).
Сегодня фонды Харьковского художественного музея насчитывают около 25 тысяч экспонатов западноевропейской, украинской, русской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного (в частности восточного) искусства XV – XXI столетий.
Шаровское поместье. В часе езды от Харькова в поселке Шаровка расположено впечатляющее заброшенное помещичье имение. Величественный западноевропейский замок с расписными залами, каминами и зеркалами на полстены в Шаровке построил помещик Ольховский. В 1812 году обычный поселок украсило имение в готическом стиле. Сам замок, а также парк с экзотическими деревьями, через 88 лет за долги перешел в собственность барона Кенига, история которого была связана не с богатством и собственностью, а с любовью.

Женщину, которая стала женой Кенига, барон боготворил. И имение, и его околицы Кениг обустраивал для любимой. Это — так называемая «сахарная гора». Летом жена барона пожелала покататься на санях и на лыжах, поэтому Кениг посыпал горку возле замка двумя тонами сахара. Шаровский замок был любовным гнездышком пары.
Отдыхая в Крыму, любимая женщина Кенига — последнего владельца имения в Шаровке — изменила мужу возле этого камня, а обезумевший от любви к женщине Кениг приказал притащить камень на трех волах и установить на аллее, где больше всего любила гулять женщина. С тех пор его называют камнем любви.
Усадьбу в Шаровке сто лет назад украшали 130 видов деревьев. Кроме того, на территории имения были размещены необычно построенные здания — манеж, конюшни, оранжерея и электрическая станция. В 1925 году усадьба приняла первых больных туберкулезом. В 2008 году около 50 больных перевезли в Занки Змиевского района. А Шаровский замок было решено реконструировать.
Натальевская усадьба. Еще полчаса езды на автомобиле, и оказываешься в селе Владимировка, где и находится Натальевская усадьба. В начале 80‑х годов XIX века Иван Харитоненко, сын крестьянина, разбогатевший на сахароварении, основал на берегу Мерчика усадьбу, назвав её в честь имени своей жены и младшей внучки.

Сегодня от имения семейства Харитоненко, обустроенного с помощью известнейших архитекторов, скульпторов и художников конца ХІХ века Алексея Щусева, Сергея Коненкова, Александра Савинова, и принимавшего в гостях выдающихся людей того времени, остались лишь массивные ворота, водонапорная башня, манеж, конюшни и церковь. Усадебный дом был уничтожен в советское время, а уцелевшие строения с 1946 года стали туберкулезным санаторием «Владимирский».
К началу XXI века санаторий фактически прекратил своё существование, часть зданий отдана в пользование национального природного парка «Слобожанский». Натальевский парк признан государственным памятником садово-паркового искусства, а сохранившиеся постройки усадьбы — памятником архитектуры.
Единственное сохранившееся здание — действующая Натальевская церковь. Храм имеет необычную форму, облицован известняком и украшен интересной резьбой и изображениями различных святых. Он умиротворенно возвышается среди заброшенного парка, по которому сто лет назад гуляли многочисленные высокопоставленные, шумные, веселые гости семьи сахарозаводчика.
Художественный музей имени Лунева. В 30 километрах от Натальевки находится село Пархомовка. Пархомовский художественный музей им. А. Ф. Лунева — один из лучших сельских музеев Украины, обладающий уникальной коллекцией предметов искусства.

В 1955 году учитель здешней сельской школы Афанасий Лунев предложил своим ученикам создать маленький народный музей. Именно он подарил музею картину Малевича «Супрематизм 65» (1915). Со временем учителю истории Луневу удалось создать из детского увлечения ценную коллекцию, насчитывающую сегодня несколько тысяч экспонатов. Экспозиция музея размещена в 12 залах и включает отделы: иконописи, отечественного искусства XVIII–ХХ веков, современного отечественного искусства, зарубежного искусства, декоративно-прикладного искусства, археологии и истории края.
Это место интересно еще и тем, что с 1890-го по 1895 год в Пархомовке четыре года прожил всемирно известный художник Казимир Малевич. Его отец по приглашению Павла Харитоненко работал на местном сахарном заводе. Домик управляющего, в котором предположительно поселилась семья Малевичей, и сейчас еще существует. О том, что именно здесь провел юность будущий основатель супрематизма, свидетельствует табличка на здании.

Кроме работы Малевича, в музее можно увидеть работу абстракциониста Василия Кандинского «Спокойствие», картины «Портрет Ф.–Ж. Кюри» (1959) и «Голубка» (1961) французского художника, скульптора, графика Пабло Пикассо, а также его керамическую вазу «Сова» и расписную фаянсовую тарелку, рисунки и офорт Ивана Шишкина, эскизы Владимира Маяковского, нарисованные им к пьесе «Мистерия Буфф», идентичную копию скульптуры головы Нефертити, «Портрет Алферовой» художницы Татьяны Яблонской. Луневу и его ученикам удалось собрать коллекции уникальных старинных икон, предметов декоративно-прикладного искусства украинского быта, западноевропейского фарфора, японской живописи. «Многие не верят, что у нас здесь есть Пикассо и Малевич!» — гордо улыбаясь, признаются сотрудники музея.
Ольга Тараб