С Диванчика во Львове — в харьковскую Гостиную

17.10.2016 07:13   -
Автор:
ИСТОРИЯ С ИСТОРИЕЙ,
рассказывает Иван Турецкий, представитель львовской династии художников в четырех поколениях:
—Так вийшло, що я перший раз попав до Харкова i був вражений мiстом, людьми, спiлкуванням. А ситуацiя в мене вийшла така: Людмила і Леонід Рубаненко, будучи у Львовi i знаючи про проект «ГаличинаКульт», який має вiдбуватися у Харковi, поспiлкувалися з галереєю «Зелена канапа». Нам було запропоновано в їх проектi «Творчi династiї» взяти участь. Це для мене було дуже цiкаво, адже ми ciм’єю жодного разу не виставлялися, щоб були присутнi творчiсть мого батька, мене, дружини, дiтей, онуків. А такий проект iснує тiльки у вас, навiть в Українi бiльше такого немає! Наприклад, я нiколи не чекав, що у Харковi така кiлькiсть творчих династiй, а у Львовi — навiть не можу сказати, чи є такi, нiхто цим не займається. Побачивши мiсто, людей, в мене зовсiм iнше склалося враження, попри стереотипи, що нас можуть не сприйняти як захiдникiв, — дуже гарно прийняли, багато показали. Для мене надзвичайно цiкавою стала архiтектура мiста: стара — собори 18–19 ст., нова. Тiльки в Харковi такою мiрою представлений конструктивiзм свiтового рiвня. Для України це скупчення спадщини архiтектури авангарду, яке було в 30‑х роках 20-го ст., його треба так поширювати, щоб знали у всьому свiтi. У мене також приємне враженння вiд Харкiвського художнього музею. Я пару раз приходив, бачив надзвичайно цiкавy колекцiю, а вразила мене кiлькiсть людей, що його вiдвiдують — це дуже приємно i вражає, чесно кажучи, коли мистецтво є настiльки актуальним. Але, мiж iншим, у вас ще багато треба поставити меморальних таблиць, пам’яток вiдомим людям, твори яких вiдомi на весь свiт. От лiтературних героїв ви знаєте — це просто здорово i дуже цiкаво, коли вони оживають в пам’ятниках, знаках, даючи лiтературний iмiдж мiсту, хоча, ще раз кажу, у вас багато в цьому планi ще можна зробити. Думаю, що буду частим гостем Харкова, де багато добрих людей, з якими я познайомився. В нас багато спiльного: iнтересiв, iнформацii, поки був у вас, аж в голову все не вкладалося, чесно! Я дуже вдячний харків’янам за теплу зустрiч, за цей добрий проект, що вiдбувся, дав можливiсть близького бачення одне одного. Сподiваюсь, що й Людмила Василiвна, яка так вдало все органiзувала i за що я iй щиро вдячний, колись знову приїде до Львова i на нашому маленькому зеленому диванчику сфотографується i дасть iнтерв’ю.
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ,
рассказывает Людмила Рубаненко, хозяйка «Гостиной на Дворянской»:
—Когда я встречалась с соорганизаторами проекта «ГалицияКульт», мы долго обсуждали, как же так произошло в Украине: к тому времени, когда они с коллегами провели проект ДонКульт во Львове и Киеве, мы работали там же и практически не знали о них. С другой стороны, начиная с 2005 года мы также провели множество передвижных выставок по шести городам Крыма и четырем областям Западной Украины, о которых не знали они, мы вместе поняли, что, не сговариваясь, пытаемся на уровне общественных движений, организаций культуры и искусства разных направлений, так сказать, сшивать Украину. Да, сшивать, когда она явно начала входить в какие-то противоречия из-за политиков, которые все время пытались играть на различиях регионов ради своих политических целей. Тогда о наших выставках много писали: и местные газеты, и харьковские, и в каждом из городов и, честно скажу, было о чем, некоторые проекты длились по полгода, но, как оказалось, центральная пресса нашим инициативам уделяет достаточно скромное внимание либо вообще не уделяет. Поэтому на самом деле получается так, что, пытаясь наладить связи друг с другом, мы параллельно реализуем одну и ту же идею, ибо объединение Украины все больше охватывает умы ее жителей. Неудивительно, мне было очень приятно встретиться с организаторами программы Культурного форума ПогранКульт: ГалицияКульт и принять приглашение участвовать в нем. Так, одна из организаторов, Ольга Сагайдак, предложила нашей Гостиной сотрудничать с львовской галереей «Зелена канапа». А когда мы уже связались с организаторами галереи, у нас спросили, что бы мы хотели показать в рамках Форума, потому что один из его разделов — визуальная программа и его лейтмотив — искусство Галиции второй половины 20–начала 21 веков. Мы, разумеется, рассказали о своем известном десятилетнем проекте «Династии», который был вначале сугубо харьковским, а с этого года вышел на всеукраинское обозрение, поскольку одну из его выставок показали в Национальном музее Шевченко в Киеве, и выразили заинтересованность в расширении этого проекта на территории всей Украины. А сейчас с большим удовольствием готовы принять львовскую династию с единственным условием: чтобы в семье было не менее трех поколений художников. И вот «Зелена канапа» подобрала и предложила нам династию Турецких. С Леонидом Ивановичем Рубаненко мы познакомились с представителями Канапы, с самим Иваном Турецким, с творчеством его семьи и еще больше заинтересовались в том, чтобы этот проект состоялся. Ну а когда появляются личные контакты, когда люди узнают друг друга, всякое сотрудничество становится более интересным, появляется желание идти навстречу друг другу. Сейчас выставка состоялась. Она показала некоторую львовскую самобытность по отношению к харьковским художникам, потому что харьковская школа идет от Художественно-промышленного института, а львовская — от Декоративно-прикладного института, так они назывались прежде. И это декоративное начало прослеживается в том числе и в творчестве художников Турецких. Но в основном, династии похожи: их родоначальники очень талантливые художники, общественно значимые личности, и такая незаурядность приводит к тому, что следующие поколения хотят быть похожими на своих прародителей. Иван Васильевич также заинтересовался этим фактом, решил, так сказать, проследить род человека‑художника во Львове, и вместе мы постараемся продолжить сшивание Украины не только территориально, но и исторически, между поколениями. Ведь, оказывается, основы рождения династии практически одинаковы на любой территории и главное в этом, как, собственно, и в самом проекте — общение людей. То есть надо показывать не только работы львовян харьковчанам, но чтобы и сами львовяне, ивано-франковцы, тернопольцы участвовали в этом проекте, приезжали сюда; чтобы харьковчане воочию видели представителей конкретных территорий, принимали их, чтобы всякие мифы развеивались, а дружба завязывалась. Такое общение с моей точки зрения — главный итог всего, что задумано и организовано. И ближайшее заседание клуба всех возможных художников «Гостиная на Дворянской» состоится с участием львовских представителей, будем обсуждать планы на будущее, подводить промежуточные итоги, обсуждать, что же у нас, всех вместе, в Харькове получилось. Мне кажется, что чем больше будет в Украине частных инициатив по взаимообмену, тем легче мы преодолеем все «разногласия», которых на самом деле практически и нет. Может быть, только языковые различия. Главное же — общение представителей разных территорий.
ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ,
рассказывают Ольга Сагайдак (Киев), руководитель проекта «ГалицияКульт», соучредитель БФ «Мистецькi надра», и Вера Чурсина (Харьков), неоднократная участница проекта «Династии».
Ольга Сагайдак:
—Самое значимое в этом проекте то, что много галичан посетили Харьков, многие из них — впервые. При этом немало харьковчан стали свидетелями Форума, где они впервые смогли познакомиться с различными искусствами Галиции: от старого до нового, от традиционного до новаторского, от кино и театра до музыки и литературы. А с помощью дискуссионной программы мы смогли показать богатый срез культуры этого края, дали харьковчанам возможность воочию убедиться, а не считывать картинку с телеэкрана, что такое Галиция. Касаемо же харьковского восприятия, то харьковчане оказались весьма благодарной аудиторией, мы очень рады, что практически все события проекта активно посещались, а общение с аудиторией — показатель того, что интерес в городе к противоположному региону есть и это только первый шаг к познанию друг друга. Мы надеемся, что после Форума у харьковчан также появится желание посетить Галицию, увидеть своими глазами этот регион, установить такие же дружественные связи между творческими людьми и коллективами, как непосредственные связи Ивано-Франковска и Харькова, Харькова и Львова. Ведь не случайно проект организовала команда активистов из разных регионов Украины для того, чтобы знакомить Украину с украинцами. К примеру, у нас есть серия культурных форумов «ДомКульт», «ГалицияКульт», если мы будем делать проект о Слобожанщине, это будет «СлобожанщинаКульт», у проекта нет единого названия, он каждый раз называется тем регионом, который представлен. А название у него не последнее и пришло в голову сообществу единомышленников — это неравнодушные представители разных видов культуры и искусства Украины.
Вера Чурсина:
—Проект, который называется «Династии», не однажды был в Харькове, как то: и моя семья Охрименко-Чурсиных в нем участвовала, начиная от моего отца, покойного уже, и заканчивая сыном, пять человек входило в эту династию. Неудивительно, что проект стал мне близок, потому что каждый раз появляется интерес: а как в других семьях сложилось? Проект с участием Турецких из Львова мне стал интересен уже тем, что художники из этого города, где мне, к сожалению, не удалось побывать, только наслышана о нем, а тут — весь Харьков был охвачен атмосферой Галиции. Ну а если конкретно, то скажу, конечно, как любая династия, Турецкие соблюдают свои традиции, идущие от первого основателя. Как и в моей семье, так и у них, был основатель — прадед, дед, отец Василий Степанович Турецкой, который имел хорошую школу. Он был театральным художником и в представленных работах школа действительно видна хорошим рисунком, композиционным чувством. Этот дух старой школы уже не часто увидишь, поэтому с интересом наблюдаю за подобным. Подумалось также и о том, что, как и в нашей семье, детям приходилось крутиться возле родителей: краски, кисти, книжки, все это рядом, все сложилось, никого не напрягая. Дети втягивались в эту деятельность, проявляли интерес и, как в хорошей династии, каждый художник у Турецких, они имели свое лицо. Думаю, что Иван, который, возможно, много искал, больше выразился в цветовидении, авангардных вещах. Жена Наталья Пухинда, в чьих произведениях чувствуется женское чутье, любование предметами, сильна в натюрмортах. Я с интересом воткнулась в них, потому что сама натюрмортщица; связать натюрморт с местами, где живешь, в этом есть какая-то собственная фишка. Дети, Лукьян и Ольга, несомненно, талантливы, особенно дочка, которая просто удивила меня стеклом. Думаю, что и выбором непростого по технике вида искусства она обязана культуре старших, а поскольку у нее и собственный ребенок есть, в детской теме она просто купается: столько вкуса, такта в ее композициях со стеклом. Полагаю, что она едва ли не одна из лучших в семье. Ну и, конечно, сын с его сложным видением и вкусными черно-белыми фотографиями, даже не перегружая цветом, он нашел язык показать тему мастерских просто и значимо. Как художники, которые всегда найдут себе укрытие в старом, обветшалом жилище, оборудуют его и будут работать, не покладая рук. Также самый младший член династии, правнучка Марта, проявила себя в графике, где просто из-под рук выскакивали сложные мультяшные образы. Я была рада встретиться с работами семьи, пообщаться с Иваном — интересным, живо откликающимся человеком. Не скрою, было очень приятно и то, что он покорен Харьковом, что обещал вернуться сюда, как Карлсон.