"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

С «Иронией» по жизни

Андрей Васильевич Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде в интеллигентной советской семье. Его отец — Василий Дмитриевич — был заместителем директора местного полиграфического техникума, а мама — Зинаида Александровна — работала там же инженером-механиком.
В школьные годы Андрей больше тяготел к математике и другим точным наукам, однако, повзрослев, серьезно увлекся театром — начал регулярно посещать самодеятельный драматический кружок. Ему часто доверяли главные роли в спектаклях. В те времена его любимой была роль Платона Кречета. Несмотря на любовь к театру, Андрей все же решил пойти по стопам отца и поступил в Ленинградский технологический институт, по окончании которого был распределен в один из ленинградских НИИ. И кто знает, возможно, он и проработал бы там всю жизнь, добился бы успехов, если бы не вмешался его величество случай…
Вот новый поворот
Позже Мягков признавался: «В моей душе все же теплилась надежда стать актером». По вечерам он часто играл в кружке самодеятельности, а также исполнял различные роли в полулюбительских спектаклях. Кстати, именно там Андрея Мягкова однажды заметил один из педагогов московской школы-студии МХАТ, предложивший попробовать свои силы в советской столице. Очень скоро Мягков берет на работе краткосрочный отпуск и отправляется в Москву, поступать в театральный институт. На вступительных экзаменах он отлично проявил себя и вскоре был зачислен на курс В. П. Маркова. Впоследствии в течение нескольких лет Андрей Мягков учился у лучших педагогов Советского Союза и старательно оттачивал свое мастерство. В 1965 году, получив диплом об окончании вуза, Мягков поступает на работу в московский театр «Современник». Одной из первых работ на данной сцене для Андрея Мягкова стала постановка «Дядюшкин сон». Спектакль прошел с большим успехом, и уже в скором времени вся Москва говорила о ярком молодом актере. Позже на сцене театра «Современник» Мягковым были сыграны другие интересные роли. Наиболее известными спектаклями с его участием стали «Обыкновенная история», «На дне», «Балалайкин и К» и т. д.
Да здравствует слава!
Параллельно с выступлениями на сцене театра «Современник» Мягков начал сниматься в кинематографических проектах. Дебютной ролью для молодого актера стала роль врача Чеснокова в картине «Похождения зубного врача» (премьера состоялась в 1965 году), после чего в фильмографии актера наступил затяжной перерыв. Лишь в 1969 году Мягков снова вернулся на съемочную площадку. В конце шестидесятых — начале семидесятых на экраны вышли фильмы «Братья Карамазовы», «Старый дом», «Серебряные трубы» и многие другие. Все картины того периода стали значимой вехой в судьбе и творчестве киноактера. Однако настоящая слава и популярность к Андрею Мягкову пришли после выхода на экраны фильма «Ирония судьба, или С легким паром», где он работал на одной съемочной площадке с Александром Ширвиндтом, Барбарой Брыльской, Лией Ахеджаковой. Сыграв знаменитую роль Жени Лукашина, актер моментально стал известным во всех уголках Советского Союза. Фанатки забрасывали его любовными письмами, а режиссеры наперебой предлагали новые роли. «В Омске есть женщина — конечно, не скажу, как ее зовут, — которая все двадцать лет после выхода «Иронии…» пишет мне по три-четыре письма в неделю, — вспоминал Мягков.
— Я знаю все про ее жизнь. Она интеллигентный человек, учительница, от нее когда-то ушел любимый. Я знаю про планировку ее квартиры, про ее детей, про то, что она читает своим ученикам. Словно невольно заглянул в чужую судьбу. Я при этом ни разу ей не ответил, ни одного телефонного звонка не сделал». Супруга Мягкова как-то призналась: «Андрею эта известность ничего, кроме неудобств, не принесла. Он и так человек достаточно закрытый, а здесь стал еще больше смущаться, зажиматься. Бывает, приезжаем на гастроли, и люди, увидев Андрея, толкают друг друга локтями: смотри, мол, алкоголик приехал. И баню он с тех пор ненавидит…»
Заслуженным артистом России Андрей Мягков стал в 1976 году, а через год получил Государственную премию Советского Союза. Еще одна выдающаяся роль — Анатолий Новосельцев в «Служебном романе». Когда в 1977 году картина вышла на экраны, Андрей Мягков вернулся в театр: стал служить во МХАТе, а затем в театре им. Чехова. В восьмидесятые годы Мягков продолжает много работать в кино, но в этот период его роли не столь яркие, как предыдущие. Особенно можно выделить такие фильмы, как «Гонки по вертикали», «Жестокий романс», «Кувырок через голову».
Это уже не русское искусство
После развала СССР актер продолжал играть в театре и кино, однако с течением времени стал появляться перед публикой все реже и реже. В девяностые годы на экраны вышло всего пять его картин, среди которых отдельным словом стоит отметить только фильмы «На Дерибасовской хорошая погода» и «Сказ про Федота-стрельца». В этот период он начал преподавать в школе-студии МХАТа, делясь своими знаниями и опытом со студентами родной alma mater. Кроме того, в качестве члена жюри Андрей Мягков неоднократно стал появляться на играх Высшей лиги КВН.
…Спустя тридцать лет после выхода «Иронии судьбы, или С легким паром» было снято продолжение, но новая картина не произвела на зрителя особого эффекта. Как говорится, — дважды в одну реку не войдешь. Кстати, о том, чтобы сыграть роль Жени в продолжении фильма, Мягков думал не один год. Из уважения к Рязанову актер принял участие в проекте «Ирония судьбы. Продолжение», но ожидаемой радости от этого не получил, так как в сюжете нового фильма ничего не осталось от старого.
В последние годы он редко откликается на предложения режиссеров, объясняя это тем, что современный российский кинематограф потерял свое лицо и стал сильно походить на голливудский. «Мы так бесстыдно подражаем американцам! Боевики, драки, бесконечный экшен. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно. У советского кино было свое лицо, а сейчас его взяли, повернули затылком и нарисовали на нем американскую физиономию».
Вместе на всю жизнь
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская познакомились в 1961 году в школе-студии МХАТа. Как вспоминает актер, в их отношениях не было дружбы и ухаживаний, просто он увидел девушку и сразу понял, что это и есть его половинка. Примерно то же самое испытала и его супруга. Первая красавица на курсе, Анастасия имела богатый выбор поклонников, но всем предпочла Андрея. «Я влюбилась в него сразу же после первой встречи. Вначале в его голос и походку, а чуть позже поняла, что не могу без него прожить и минуты…».
Окончив школу-студию в 1965 году, Мягков и Вознесенская поступили в труппу театра «Современник», который в те годы считался одним из самых популярных. Жили в общежитии. В том же году на молодого актера обратили внимание кинематографисты. Режиссер Элем Климов предложил Мягкову главную роль в картине «Похождения зубного врача». Правда, по вине чиновников от кино первый блин оказался комом: те нашли фильм идеологически вредным и пустили его малым экраном (было отпечатано всего 78 копий).
Куда более счастливым оказался дебют супруги Мягкова. В 1967 году на телевизионные экраны страны вышел сериал Евгения Ташкова «Майор Вихрь», где Вознесенская сыграла главную женскую роль — советскую разведчицу-радистку. На следующее утро после премьеры молодая актриса проснулась знаменитой. Правда, с тех пор ролей, равных дебютной, у Вознесенской больше не было. Из-за малой востребованности в театре и кино, неприятностей с родственниками Анастасия начала выпивать, с ней даже случались запои, из которых ее приходилось выводить с помощью врачей. В эти трудные периоды Андрей Васильевич всегда был рядом с супругой и поддерживал ее.
Вместе они уже более полувека. За эти годы, конечно же, на их пути было немало трудностей: безденежье, ревность, неудачи. Но, несмотря ни на что, они смогли сохранить семейное счастье.

Есть у Мягкова еще один талант, о котором известно немногим поклонникам его творчества. Он пишет детективы. Сегодня издана трилогия романов «Сивый Мерин». В них описана реальная, ничем не приукрашенная жизнь, герои очень яркие и естественные. По первому роману снят одноименный сериал, главную роль в котором сыграл Александр Домогаров.

* * *
Валентин Гафт, актер:
—Мягков — большой артист, много делает и мало треплется. Ищет в себе вещи, соизмеряемые с ролью, дешевку не любит. Он все умеет: и выпить, и пошутить, и быть забавным, смешным, легким, остроумным.
Борис Бунеев, режиссер:
—Все, что имеет, Андрей получил по заслугам. Он — отличный, думающий артист. И главное — не донжуан. Ну, может, и имел какие-то отношения с гримершами на съемках моего фильма «Старый дом», но я свечку не держал.
Олег Басилашвили, актер:
—Он сразу обратил мое внимание тем, что был чрезвычайно придирчив к себе. Для меня это — высший критерий актерского дарования. Андрей не ходит надутый как пузырь и не рассказывает о своих любовных приключениях, считая, что он не пуп земли, а человек, который стесняется говорить о себе.
Игорь Ясулович, актер:
—Чаще всего мы с Мягковым и Вознесенской пересекались в доме у Ии Савиной. Там проходили замечательные посиделки: много шутили, рассказывали анекдоты, импровизировали. Андрей и Ася 50 лет вместе, и я со своей супругой столько же. Не вижу в этом ничего из ряда вон выходящего, это нормальное состояние!
Подготовила Татьяна АДАМОВИЧ