Самая обаятельная и привлекательная

07.02.2014 09:09   -
Автор:
Будущая народная артистка России Ирина Муравьева родилась в Москве в 1949 году.
Родители познакомились на войне. Вадим Сергеевич освободил из фашистского плена белорусскую девушку Лиду. После Победы они вернулись в Москву, поженились.
Ирина — второй ребенок в семье, у нее есть старшая сестра Людмила. Воспитывали девочек в строгости — ругали даже за четверки, а прогулки и танцы после школы не поощрялись.
Ирина Вадимовна вспоминает: «Мама воспитывала нас дома. Порядок и чистота в доме были идеальные, мы с сестрой всегда были очень красиво одеты — мама шила для нас. Учились мы хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. Школа была недалеко от дома, уроки заканчивались в час пятнадцать, а в половине второго я уже должна была сидеть за столом с вымытыми руками — мы все вместе обедали. Нельзя было задержаться около школы ни на секунду, я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев. Зимой мама водила нас на каток в Лужники. Мы с сестрой ехали по ледяной дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла от нас мальчишек. Глаз у нее был зоркий…».

Народная артистка России (1994). Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме «Москва слезам не верит»). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Кавалер ордена Почета.

Ира росла по-настоящему домашним ребенком — вплоть до девятого класса играла в куклы. Очень любила детей и хотела стать учительницей. Во дворе качала всех младенцев в колясках, причем поступала хитро. Она выжидала, когда мама младенца отвлечется, будила его и затем просила дать ей покачать коляску. За короткое время наловчилась в этом деле так, что многие дети успокаивались только в ее присутствии (к примеру, один мальчик засыпал лишь у нее на руках).
Только в 15 лет она впервые захотела быть актрисой. Однако осуществление этой мечты оказалось не таким простым.

Звездная роль

Поначалу педагоги театральных вузов просто не видели в ней актрису. Она не поступила ни с первого, ни со второго раза. Лишь на третий год ее взяли вольным слушателем в драматическую студию при Центральном детском театре. Там же она начала и свою карьеру, подобно Лие Ахеджаковой, которая поначалу играла избушки на курьих ножках, птичек и рыбок. Но, несмотря на малюсенькие роли, детский театр дал актрисе возможность играть и укрепил ее веру в себя.
Свой первый эпизод в кино она сыграла в 1973 году, а через год ей предложили первую большую роль — Сюзанну в фильме «Чисто английское убийство». В 1977 году Муравьева перешла на работу в театр Моссовета, тогда же поступила на заочное отделение ГИТИСа. В то время ей было уже 30 лет.
Учась в ГИТИСе, в 1979 году она снялась в фильме «Москва слезам не верит». Именно эта лента принесла актрисе популярность на всю страну.

«Есть такое выражение «талант от Бога», — говорит народный артист России Георгий Тараторкин. — Это ее случай. Природа подарила Ирине Вадимовне две тайны — тайну сумасшедшего обаяния и тайну удивительной органики. Она из тех, кто несет ощущение радости и света. Она замечательно играет и Островского, и Чехова, и своих современниц. А сколько в ней юмора и утонченного гротеска! Она мне безгранично интересна и по-человечески, и профессионально».

Муравьеву на роль Людмилы утвердили не сразу. До нее обсуждались кандидатуры Валентины Титовой, Жанны Болотовой и Людмилы Савельевой. Меньшов уговаривал сняться Анастасию Вертинскую, но та отказалась. А потом режиссер увидел в телеспектакле Муравьеву и понял, что это ее роль. Сама же актриса в процессе съемок изрядно переживала — образ казался ей грубым, не соответствующим ее внутреннему миру.
Фильм «Москва слезам не верит» имел просто оглушительный успех — в прокате 1980 года он собрал почти 85 млн. зрителей. Согласно рейтингу журнала «Советский экран», он был назван лучшим фильмом года, получил награды на фестивалях в Португалии и Бельгии, был удостоен «Оскара».
«Когда я посмотрела первую серию — расплакалась, — вспоминает Ирина Вадимовна. — Не понравилась себе». Ее героиня Людмила показалась ей олицетворением всего, что Муравьева не любила в людях: хамства, наглости, бесцеремонности.
На премьере в Доме кино она боялась даже взглянуть в зрительный зал. Когда же коллеги начали ее поздравлять, подумала: «Конечно, а что же им еще делать?». И только потом с удивлением осознала, что фильм действительно понравился зрителям.

Карнавал

Она сыграла множество разных ролей, но чаще всего в 70–80‑е годы воплощала в кино образы своих современниц — это были яркие характеры, очаровательные и непосредственные женщины. В них проявились особенности таланта артистки — отличное чувство комического и блестящий артистизм.
Так получалось, что в самых знаковых своих фильмах Муравьева согласилась сниматься лишь после длительных уговоров. Например, прочитав сценарий фильма «Самая обаятельная и привлекательная», она заявила режиссеру, что это, по ее мнению, очередная «производственная» комедия. Снявшись в ленте, Ирина Вадимовна никогда не пересматривала ее. Муравьева призналась, что поначалу очень стеснялась своей работы в этой картине: «Только название кто-нибудь произносил, а я уже красными пятнами покрывалась». Посмотрела фильм лишь через несколько лет и была поражена его высоким уровнем.
Она почти никогда не нравилась себе на экране. А между тем, в актерской работе для нее не было и нет невыполнимых задач. Так, когда начали снимать фильм «Карнавал», никто не обратил внимания на такой нюанс, что возраст Ирины Муравьевой на тот момент уже перевалил за третий десяток — при этом, согласно сценарию, в начале фильма она должна была играть школьницу.
«Мы были уверены, что изобразить молодую девушку для Ирины Вадимовны не составит проблемы, — вспоминала режиссер фильма, Татьяна Лиознова. — Весь вопрос упирался в актерскую технику, — в конце концов, многим в разное время приходилось изображать персонажей гораздо моложе своего возраста. У Муравьевой это получилось отлично».
Но сама актриса говорит, что не похожа ни на Нину Соломатину, ни на Надю Клюеву: «Я не похожа на этих героинь. Наверное, шутя, играючи, я — такая. Когда я шучу, смеюсь и у меня хорошее настроение, наверное, я похожа на этих героинь. А вообще, в жизни я — серьезная, тихая, спокойная. Такой шустрости у меня нет».
Ирина Муравьева продолжала активно сниматься до 90‑х. Зрителям запомнились ее веселая и оптимистичная Галина Владимировна Кадетова из мелодрамы Леонида Квинихидзе «Артистка из Грибова», Вера из фильма Дмитрия Долинина «Мы странно встретились» (блестящий дуэт с Александром Калягиным), доярка Людмила Никитина в драме Владимира Попкова «Год теленка».
В 90‑е годы Ирина Муравьева стала появляться на экранах все реже и реже. Российский кинематограф поразил глубокий кризис, а в некачественном кино сниматься ей не хотелось.

Малый театр

В 1993 году Ирина Муравьева стала актрисой прославленного Малого театра. Здесь, на этой сцене наиболее полно раскрылся ее талант драматической актрисы. Раневская в «Вишневом саде» и Аркадина в «Чайке» Чехова, Купавина в «Волках и овцах», Гурмыжская в «Лесе» и Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, Матрена во «Власти тьмы» Толстого, — эти работы открыли зрителю «новую» Муравьеву.

«Она пришла в наш театр уже известной актрисой, — рассказывает художественный руководитель государственного академического Малого театра Юрий Соломин. — У нас обстоятельства сложились так, что в уже готовый спектакль «Вишневый сад» нам нужна была Раневская, я ей предложил. Она сутки думала и согласилась. Она всегда сомневается, когда получает новую работу, и всегда говорит: «Ой, я это не смогу». Мы знаем ее и поэтому начинаем уговаривать. И когда она пробует, уже сразу становится ясно, что это будет».

Вот как о ней писали критики: «Актрисе одинаково доступны и лиризм, и острая характерность вплоть до гротеска. Легкомысленная наивная Мамаева, молодящаяся развратница Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, самовлюбленная и жадная Аркадина — все эти характеры артистка блестяще раскрывает и привносит в них черты своей творческой индивидуальности — яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке. Талант и виртуозное мастерство артистки, проявившиеся в исполнении этих сложнейших ролей, в сочетании с огромной работоспособностью, трудолюбием, безупречно добросовестным отношением к своей работе и преданностью искусству Малого театра позволяют говорить о том, что И. В. Муравьева является ведущей артисткой старейшей драматической сцены».

Семья

Чем еще Муравьева точно отличается от своих героинь, так это личной жизнью. Актриса часто играла женщин, обделенных мужским вниманием. А вот в нее саму постоянно влюблялись!.. Но у поклонников Ирины не было никаких шансов. Сразу после театрального она познакомилась с режиссером Леонидом Эйдлиным, вышла на него замуж, родила одного за другим двоих сыновей.
Кроме того, в последнее время она стала очень набожной, всегда соблюдает посты, советуется с духовным отцом и старается не появляться часто на экранах. На это сама актриса говорит, что верующей была всегда. «Меня еще в детстве крестили, сразу после войны, в Новодевичьем монастыре — моя семья жила там неподалеку. Сейчас у меня квартира в другом районе, но иногда я возвращаюсь туда… Когда мой папа уходил на фронт, бабушка в подкладку гимнастерки вшила молитву «Живые помощи» (ее читают при бедствии и нападении врагов). Так папа вернулся с войны без единого ранения! Бабушкина молитва его сохранила. А вы говорите: приметы. Я и когда в театральный поступала, тоже молилась».
На вопрос, как же она сочетает веру и актерство, она говорит: «В древности были запрещены скоморохи, которые высмеивали, «кривляли» Божии создания. Но сейчас мы играем по-другому. Я борюсь и с пороками, и с честолюбием. Пока меня благословили работать, я работаю».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА