"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Самобытный, уникальный, непредсказуемый

Известный артист никогда не жаловался на здоровье и редко обращался к врачам. Как рассказала вдова Алексея Васильевича Азима Абдумаминова, ее муж ушел из жизни мгновенно.
«Оторвался тромб. Когда приехала «скорая», помощь оказывать было поздно. Алексей Васильевич умер около десяти часов вечера 22 февраля», — сказала Азима.
Несмотря на почтенный возраст, Алексей Петренко был активен, полон сил и творческих планов. По словам вдовы народного артиста, в ближайшее время у него были запланированы выступления в различных городах и странах, недавно актер снялся в клипе на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?» А к своему 80-летию, которое Алексей Васильевич отметил бы в марте следующего года, он планировал выпустить автобиографическую книгу и аудиоальбом с песнями. Готовил собственную концертную программу. Но этим планам не суждено было сбыться…
Похоронили актера 27 февраля на Николо-Архангельском кладбище в Москве.
В актеры
Алексей Петренко родился 26 марта 1938 года в селе Чемер Черниговской области в крестьянской семье. Правда, в его паспорте стоит совсем другая дата — 1 апреля 1938 года. Именно в этот день его отец, крестьянин Василий Алексеевич Петренко, наконец-то добрался до сельсовета с новостью о рождении сына. Но в те годы строго следили, чтобы детей регистрировали своевременно, вот Василий Алексеевич со страху и соврал, что сын появился на свет только сегодня.
Алексей Петренко всегда производил впечатление человека трудового, основательного. Про таких, как он, говорят — рукастый. Он и в самом деле многое умел — был слесарем, матросом, пастухом. В молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, и боксом немножко, но руководитель драмкружка во Дворце пионеров отсоветовал, сказав, что боксерам часто носы ломают. И от борьбы отвадил, пугая на этот раз сломанными ушами… Вот и пришлось Петренко податься в актеры.
Два раза Алексей «благополучно» проваливался на вступительных экзаменах в Киевский театральный институт. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей, устраивался работать кузнецом. Говорят, что кузнецы — спокойные, основательные люди. О своих бывших коллегах-кузнецах он вспоминал с большим уважением: «Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры».
В третий раз Петренко отправился попытать счастья в Харьковский театральный институт. Перед экзаменами ему очень повезло — он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робіть, а щоб цей хлопчик у мене був. Я хочу його вчити…»
Преподавал ему актерское мастерство известный актер и педагог — Иван Марьяненко. Он и учил студентов — не играть, а проживать каждую роль от начала и до конца. И тому, что не бывает ролей маленьких… Студент Петренко науку усвоил.
В одном из интервью артист сам рассказывал, с чего начался его путь в актеры:
«Пробы начались еще с детского сада. Там я получил первое назначение на роль Волка. В школе я учился мужской, и когда должны были быть какие-то концерты или спектакли, мне доставались и роли девочек. Так, однажды, когда закончилось представление, я, как это бывает с мальчишками, безобразничал и участвовал в обычных мальчишечьих хулиганских выходках. Когда нас разняли и спросили моих друзей, знают ли они, кто это, мои товарищи сказали, что не знают и что, наверное, это девочка из какой-то женской школы. Тогда учительница сняла с меня парик… Еще во дворце пионеров я играл дедушку Павлика Морозова, который Павлика и порешил.
—И решили стать актером…
—Да, я окончил школу, еще что-то играл и поехал поступать в Киевский театральный институт, в который благополучно не поступил. И я вернулся домой и пошел работать на завод слесарем. Работал матросом, много где работал. А потом, когда пришло время поступления, я попытался еще раз и завалил сочинение на украинском языке. Снова пошел на завод, а на следующий год решил поехать в Харьков, посчитав, что Киев для меня несчастливый.
—И поступили?
—Я даже не готовился, не занимался — просто поехал туда, и когда педагог увидел меня на предварительном прослушивании, то сказал, что хочет меня обязательно взять. Я ему рассказал, как дважды пытался поступить в Киеве и не поступил. Педагог сказал, что хочет помочь мне в поступлении. Так что мне дали уже готовое сочинение, которое я переписал без ошибок, а на экзамене по истории мне просто сказали, где лежит билет, который я выучил. Так я благополучно был принят в Харьковский театральный институт.
Самоотдача
За всю свою актерскую карьеру Алексей Петренко исполнил более 70 ролей в кино. Многим зрителям запомнилась его работа в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Это его аббат Фариа морально поддерживает попавшего в темницу Эдмона Дантеса (Виктор Авилов), а потом передает ему тайну сокровищ острова Монте-Кристо.
Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом «Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова. Паратов–Кнуров–Вожеватов в исполнении блистательного трио Михалков–Петренко–Проскурин — это удивительно точный и яркий срез российского купечества ХІХ века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но на поверку именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие качества.
Выкладываясь на полную и в жизни, и на съемочной площадке, Петренко перенес два инфаркта. Первый заработал в 34 года, когда играл Григория Распутина в «Агонии».
Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом «Агония», то более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Слишком уж фигура трудноподъемная и сложнообъяснимая, загадка, которая и сегодня до конца не разгадана. На эту роль пробовались все известные мастера экрана, и даже был утвержден один из них — Леонид Марков. Но в это время режиссер-постановщик картины случайно забрел на спектакль «Преступление и наказание», где Свидригайлова играл молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов принял решение сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея Петренко.
Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически. Режиссер вспоминал: «Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это, что называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом…»
Второй инфаркт случился в 60 лет на «Сибирском цирюльнике». «Когда снимали сцену Масленицы, на меня навешали килограммов сорок разного реквизита. Костюмеры не могли все за один раз донести, а мне в этом наряде пришлось с цыганами вприсядку отплясывать…» — рассказывал о причинах инфаркта актер.

В 2013 году Алексей Петренко приезжал в Харьков на III Харьковский международный кинофестиваль «Харьковская сирень». Тогда он встретился с поклонниками в Харьковском театре оперы и балета и дал небольшой концерт. Актер вспоминал учителей, которые преподавали в Харьковском театральном институте, и даже встретился с одним из педагогов — Ниной Логвиновой. В тот вечер, 25 мая 2013 года, зрители провожали Алексея Петренко овациями. А в декабре 2013 года на Аллее почетных гостей кинофестиваля «Харьковская сирень» в саду им. Шевченко появилась новая стела — с отпечатком ладони Алексея Петренко.

Разноплановость
Вспоминая о съемках в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», Петренко отмечал, что Владимир Высоцкий был очень себялюбивым человеком. «Я помню наши съемки с Володей Высоцким. Все тогда ахали и охали по его поводу. Но на съемках мы честно соревновались. Он арап, а я царь! В итоге после окончания съемок название поменяли. Первоначальный вариант был «Арап Петра Великого». Чувствуете разницу? Владимир Семенович обиделся со страшной силой. Там был эпизод еще такой, когда мы с ним идем по судоверфи. Чтобы подчеркнуть разницу в росте, для него прорыли канавку, а для меня сделали насыпь небольшую… Высоцкий был очень самолюбивым человеком. Не дай Бог, если он не первый!» — вспоминал Петренко.
В активе Петренко были не только глубокие драматические образы. Актер легко чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80‑х большой популярностью у зрителей пользовалась короткометражка «Давыдов и Голиаф» режиссера Геннадия Байсака. Два персонажа — маленький, щупленький семиклассник Витя Давыдов в исполнении Саши Солдатова и рабочий завода, прозванный за свое могучее телосложение Голиафом, роль которого и исполнил Алексей Петренко. На этом противопоставлении и создан фильм. Честный школьник вступает в неравную борьбу с матерым «несуном» и одерживает победу… В телеверсии «Мертвых душ» (1984) Господь так распорядился, что Алексею Петренко довелось поработать с Павлом Луспекаевым, чем он очень гордится. Павел Луспекаев гениально исполнил роль Ноздрева, а Петренко изображал пристава, который приходит арестовать Ноздрева. «Понимаете? Я арестовываю Луспекаева! Хотя бы так… А ведь могло и этого не быть», — вспоминал Алексей Петренко. Актер, которому изначально дали роль пристава, не смог выучить заковыристый текст вовремя, тогда-то и позвонили Петренко: «Через три часа запись, успеешь подготовиться?» Успел… Видимо, в жизни ничего зря не бывает.
Театр
Окончив училище в 1961 году, Алексей служил в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса, потом в Донецком русском драматическом театре в городе Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, наигравшись крохотных, случайных ролей, Алексей Петренко по приглашению Игоря Владимирова перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. И первой его работой стала роль Солдата в сказке «Солдат и змея». Сказать, что Петренко сразу же ворвался в театральную жизнь, было бы неверно. Поначалу Алексея Петренко видели как острохарактерного актера и доверяли роли, подобные Бьенделло в «Укрощении строптивой». Характерные роли Петренко играл великолепно, но его талант был гораздо шире. Со временем он это блестяще доказал в образах графа Воронцова из пьесы «Пушкин в Одессе», Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Матиаса-Монеты в «Трехгрошовой опере» и других. Потом были другие театры и другие роли.
…До последних дней он играл в театре «Школа современной пьесы» в двух спектаклях — «Дом» и в недавней премьере «Пока наливается пиво».
Личная жизнь
Алексей Петренко был трижды женат. Первая супруга — певица Алла Петренко. В браке родилась дочь Полина (1962 г. р., вдова актёра Алексея Полуяна), у нее есть дочь Анастасия (1992 г. р.).
Вторая жена — известный журналист, в прошлом театральный обозреватель «Правды», Галина Петровна Кожухова-Петренко. Пасынок — журналист и телеведущий Михаил Кожухов.
В 2010 году женился в третий раз на Азиме Расуловне Абдумаминовой, журналистке, этнической узбечке (ранее работала директором Кыргызфильмофонда, возглавляла пресс-центр президента Киргизии).
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА