"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Самый счастливый человек

Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 году в Москве. Его отец был начальником «Экспортлеса» в Министерстве внешней торговли, свободно говорил на шести языках и мечтал увидеть сына на дипломатической службе.
Но Игорь настолько скверно учился, что попал в вечернюю школу рабочей молодежи, после окончания которой два года проработал испытателем в НИИ кварцевой промышленности и лишь потом, в 1966 году, поступил в Московский инженерно-строительный институт.
Поиски себя
Проучившись там два года, он вдруг понял: «Это не мое!» Тогда отец решил отправить сына в армию, но у Костолевского были свои планы. Он считал, что для полного совершенства ему не хватает… гуманитарного образования. С юношеским максимализмом молодой человек развернулся на 180 градусов — пошел в Институт иностранных языков. Но, увы, прием уже был закончен. Тогда Игорь попытался поступить в Школу-студию МХАТ.
Объясняя свое решение, Костолевский вспоминает, что всего-навсего мечтал понравиться девушке, за которой он тогда ухаживал и которая искренне восхищалась его внешностью, находя в ней сходство с самим Сергеем Есениным. Уж очень захотелось ей угодить, он и отправился «поступать в артисты». Но когда молодой человек зашел в мхатовскую аудиторию, где сидела приемная комиссия, то от бурного волнения ему вдруг стало жарко. Причем настолько, что он… принялся раздеваться. Сначала снял с себя пиджак, потом — свитер и от волнения даже рубашку. Кто-то из приемной комиссии, несколько обалдев от действий абитуриента, растерянно спросил: «Он что, в баню пришел?» Тогда Костолевский в обратном порядке оделся, и, конечно же, в тот раз он с треском провалился. Не спасли его ни прекрасные внешние данные, ни рост 189 сантиметров.
Но через год Игорь Костолевский поступил в ГИТИС на режиссерско-актерский факультет, которым руководил режиссер Андрей Гончаров. Уже в студенческие годы Костолевский с успехом играл на сцене, исполняя характерные роли. А после окончания ГИТИСа в 1973 году, оказавшись в числе троих лучших выпускников, Игорь был зачислен в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского, которым руководил тот же Андрей Гончаров и с которым будет связана практически вся сценическая карьера актера.
Первая же роль в спектакле «Родственники» Э. Брагинского и Э. Рязанова принесла Костолевскому успех, он быстро стал востребованным актером. Хотя первые его театральные роли были в основном лирико-романтической направленности, но позже в его репертуаре появились и острохарактерные, и комедийные, и драматические персонажи. Среди наиболее ярких работ актера в театре — роли в спектаклях «Чайка» А. Чехова, «Характеры» В. Шукшина, «Свои люди — сочтемся» и «Дикарка» А. Островского, «Кин IV» Г. Горина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Бег» М. Булгакова, «Плоды просвещения» по Л. Толстому и других.
Кавалергард
Но по настоящему известным Костолевский стал благодаря кино, где дебютировал еще будучи студентом ГИТИСа, снявшись в драме Б. Ниренбурга «Семья, как семья» в 1970 году. Затем была небольшая, но заметная, роль в фильме С. Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972).
А вскоре состоялась и первая «звездная» работа Игоря в кино — он был приглашен на одну из главных ролей в историко-романтической драме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975), которая стала настоящим открытием молодого актера.
Поисками актера на роль декабриста Ивана Анненкова были заняты все: сам режиссер, его ассистенты, друзья и знакомые. Снова и снова просматривали фотографии актерских проб. Перебирали в памяти имена как популярных, так и еще не известных широкому зрителю актеров. У первых шансов было несравнимо больше. Актерский состав собрался на редкость сильный: Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Алексей Баталов… И тут кто-то предложил: «Может быть, Костолевский? Из Театра Маяковского…»
Когда отсняли кинопробы, кандидатуру актера утвердили не сразу. Ведь Игорь был дебютант, а речь шла об одной из главных ролей в картине, на которую студия «Ленфильм» возлагала немалые надежды. По существу, это была первая важная работа отечественного кинематографа о восстании декабристов, и посвящалась она 150-летнему юбилею этого события. В фильме Владимира Мотыля перед зрителями должны были предстать прекрасные образы русской истории, яркие, запоминающиеся судьбы. Одним из таких героев и должен был стать молодой дворянин, кавалергард Иван Анненков, оказавшийся в водовороте декабрьских событий. Облик этого человека, уже сложившийся в воображении режиссера, совпал с актерской индивидуальностью Игоря Костолевского. В. Мотыля привлекла одухотворенность начинающего актера.
Впрочем, торжествовать молодому актеру было рано, трудности только начинались.
«Ну какой же это революционер? Нет, актер на роль не годится!» — таков был вердикт чиновников-идеологов от Госкино, когда режиссер представил на их суд пробы Костолевского. Умудренный опытом В. Мотыль не стал пороть горячку: начальству пообещал выполнить наказ, а сам начал снимать картину с Игорем. Однако тут возникли трудности уже совсем другого рода — создалось впечатление, что Костолевский не имел за плечами ни театрального вуза, ни первых кинематографических опытов. Когда он репетировал, то все получалось так, как следовало. Как только звучала команда «Мотор, съемка!» — он начинал так отчаянно демонстрировать полное отсутствие какого бы то ни было таланта, что требование начальства «Возьмите другого, а не этого инвалида» звучало все настойчивее. Выбитый из колеи неудачами Костолевский готов был рыдать от собственной беспомощности. Против него восстала уже съемочная группа. Все советовали режиссеру не рисковать и, от греха подальше, заменить актера.
Но Мотыль и здесь не отступил, переключился на эпизоды с другими исполнителями, а Игоря «сослал» на два месяца на ипподром — осваивать азы верховой езды… Вызвали актера на съемки, лишь когда все остальные сцены были уже отсняты.
«И вот наконец мы начали работу над эпизодом конной прогулки Ивана Анненкова с Полиной Гебль, ее играла польская актриса Эва Шикульска, — вспоминал потом Владимир Мотыль. — Съемочная группа настроилась на веселье, памятуя о том, как запарывал дубли этот увалень. И вдруг!.. Все буквально онемели… Вчерашний «растяпа» и «недотепа» так красиво и уверенно держался в седле! Так лихо проделывал прямо-таки цирковые номера, что… ему аплодировали даже вчерашние недруги! А киноначальство сделало вид, что никакого запрета на съемки Костолевского и не было!»
А еще на съемках Костолевского едва не погубили, заставив его померзнуть в камере Петропавловской крепости. Надо было снимать эпизод, где Полина Гебль предлагает Анненкову бежать, а он отказывается: не может бросить своих друзей. Все было по-настоящему: одели актера в халат и шапочку арестанта, заковали в кандалы. А накануне съемочного дня Костолевскому вырвали зуб. И вот представьте себе — страшная боль, январь, собачий холод… Для пущего эффекта оператор обдал кипятком стены, чтобы шел пар. Потом установили осветительные приборы. Тут к Мотылю подошел ассистент, что-то сказал, и все, схватив камеру, убежали, а несчастный Игорь так и остался стоять у стены. Стоял часа три, пока совершенно не замерз, но не роптал: думал, так и надо. Потом про него вспомнили, вернулись и стали снимать нужную сцену. Итак, к Анненкову подбегает Полина Гебль с наивными словами о побеге: «Иван, я подкуплю солдат, дам снотворного офицеру или отравлю…» Костолевскому-Анненкову надо в ответ говорить свой текст, а актер чувствует, что языком не может пошевелить… От бессилия и обиды у него вдруг сами собой навернулись на глаза слезы, и он произнес лишь: «Я должен разделить судьбу моих товарищей… Прощайте, мадемуазель Полина». Актер тогда решил, что своими слезами завалил съемку, а в результате оказалось, что этот эпизод стал одним из лучших и самых трогательных в фильме.
После выхода картины на экраны Костолевский проснулся знаменитым. Даже в сильном ансамбле известных уже актеров молодой дебютант оказался необычайно выразителен. Самые требовательные и строгие критики были покорены его Анненковым.
Успех
Его стали много приглашать сниматься. В 1976 году он сыграл сразу в нескольких фильмах, среди которых наиболее заметной является роль в психологической драме П. Любимова «Весенний призыв». Среди других наиболее известных работ актера в кино в последующие годы — роли в картинах: «Ася» (1977), «Безымянная звезда» (1979), «Гараж» (1979), «Тегеран-43» (1980), «Отпуск за свой счет» (1981), «Сказка, рассказанная ночью» (1981), «Законный брак» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Вечный муж» (1989), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1993), «Игра воображения» (1995), «Самозванцы» (2000), «Усадьба» (2004), «Шпионские игры» (2004), «Война и мир» (2007) «Синие, как море глаза» (2009), «Химик» (2010) и многих других.
Успешно снимаясь в кино и играя во многих спектаклях, поставленных на сцене родного театра, Костолевский с 1990‑х годов параллельно сотрудничает и с другими российскими театрами, а также много работает с известными зарубежными театральными режиссерами, выступая на сценах разных стран в таких постановках, как: «Орестея», «В ожидании Годо», «Виктор, или Дети у власти», «АРТ».
Помимо работы в театре и кино, Игорь Матвеевич также принимает участие в озвучивании фильмов, а в 2004 году, в год столетия со дня смерти А. Чехова, в рамках антологии рассказов русского классика на «Радио России» прочитал одну из его повестей «Черный монах».
Любовь
В 1981 году Костолевского пригласили на главную роль в лирическую комедию «Отпуск за свой счет». На этих съемках Костолевский познакомился с актрисой Еленой Романовой. Тогда же вспыхнуло чувство…
«Все три летних месяца съемок мы не разлучались, — рассказывает Елена. — Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно не похож на него реального. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на десять лет…» Вскоре они сыграли свадьбу, у актерской четы родился сын Алексей. «Игорь отцом был замечательным, помогал во всем», — признается Елена Романова. Однако им приходилось нелегко, прежде всего из-за трудного материального положения и болезни сына (у Алеши был обнаружен астматический бронхит).
Пришлось Елене столкнуться и с другой трудностью. Фанатки мужа просто одолевали своего любимца звонками по телефону. Порой они переходили все границы. Елене приходилось выслушивать и такие звонки: «Вы знаете, что у вашего мужа есть ребенок на стороне?» Или: «Я беременна от вашего мужа и собираюсь рожать». Но Елена всегда старалась не ревновать. С самого начала они договорились, что будут доверять друг другу. Тем более она и сама видела, каких нервов стоила Игорю его популярность.
Но двадцать лет спустя отношения Елены и Игоря дали трещину. В жизни Костолевского возникла французская актриса Консуэло де Авиланд. Они познакомились в 1998 году и уже через 3 года, 22 февраля 2001 года — поженились.
«Моя Консуэло — француженка, но я ласково называю ее Дусей. Когда мы венчались, она приняла православие и выбрала имя Евдокия. Мы с Дусечкой познакомились на спектакле «Арт» в Театре Пушкина. Она была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Москве. Ни «Звезды», ни других моих фильмов она не видела. Так что наше знакомство началось с «чистого листа». И вот уже много лет мы вместе. Живем то в Париже, то в Москве. Я наконец-то встретил женщину, которую действительно люблю и с которой мне очень хорошо — везде и всегда. Я благодарен судьбе за эту любовь, которая сделала меня самым счастливым человеком в мире!» — признается актер.
* * *
В настоящее время Игорь Костолевский продолжает сниматься в кино — одна из последних его работ — роль в сериале В. Хотиненко «Бесы» по Ф. Достоевскому. Но еще более активно он продолжает играть на сцене — по 12–13 спектаклей в месяц, среди которых: «Братья Карамазовы», «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мертвые души», «Женитьба». Спектакли с его участием неизменно пользуются успехом у зрителей. А сам актер говорит, что: «Если есть любимая работа, поводы для радости и любовь — возраст не имеет значения. С годами ценность жизни чувствуется острее»…
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА