Сквозь призму украинской музыки, или Воспитание по партитуре
— Зоя Харитоновна, за 42 года руководства школой вы стольких детей воспитали и научили музыке, столько написали книг и методических разработок, создали больших и малых музыкальных коллективов, организовали шефских концертов, семинаров, мастер-классов, фестивалей и конкурсов, что перечислить все просто через запятую — невозможно! А вы еще настаиваете на том, чтобы непременно были упомянуты коллеги и выражена благодарность тем, кто вам уже не первый год помогает, а также, то чем живет школа сегодня. Что же будем делать с партитурой-информацией, маэстро?
—Аранжировать! Но в стиле уже вашего жанра. А вообще мне, как и всегда, важно, чтобы нас услышали. Услышали те, кто впитает в себя музыку этой партитуры, а она, в свою очередь, поможет им в жизни.
—Значит, играем от цифры, вернее, от поэтической фразы Евгения Евтушенко «Кто-то пусть гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы».
—Лучшая тональность! Итак, 1973 год. Решением Харьковского облисполкома на базе двух хоровых школ создана ДМШ № 13, которая в то время размещалась в пяти полуподвальных помещениях жилых домов Дзержинского района. Справедливости ради скажу, что в Харькове тогда уже работало 11 школ эстетического воспитания, но вновь организованной школе с контингентом из 260 учащихся и в основном обучающихся только на фортепиано и баяне сложно было творчески с ними соперничать. Нужно было искать иные пути развития. Решение пришло сразу: открыть детскую музыкальную украинскую академию. Однако руководство горсовета дало согласие только на открытие отделения украинской музыки. С этого времени в школе активно изучается и пропагандируется наследие музыкальных аматоров Украины, в том числе харьковских. Педагоги и учащиеся школы встречались с харьковскими композиторами Гайдамакой, Тюменевой, Борисовым, Цесалюком, Стецюном, Пилютиковым, Щетинским, Птушкиным, Карминским, отдельные произведения которых создавались для наших учеников персонально, с дарственными надписями.
В то время в учебных программах Министерства культуры СССР не было произведений украинских авторов, и поэтому педагоги нашей школы Дорошенко, Елисеева, Линсберг создали дополнения к программе по фортепиано, состоящие из произведений украинских композиторов, в том числе харьковских. Теоретические дисциплины также преподавали на украинском языке, для чего были организованы дополнительные занятия для педагогов по его углубленному изучению. Разумеется, открыли и новые классы: бандуры, цимбал, сопилки, которых в то время еще не было в других школах, проводили внутришкольные конкурсы-фестивали украинской музыки, создали фольклорный ансамбль (рук. Бондаренко), вокально-инструментальный (рук. Маслий), впоследствии ставшие лауреатами Первого областного смотра фольклорных коллективов. А оркестр украинской музыки сразу стал лауреатом фестиваля им. Г. Ходкевича. В 1980 году за большую работу по пропаганде украинской музыки Кабинетом Министров Украины ДМШ № 13 было присвоено имя украинского композитора, одного из основателей харьковской композиторской школы — Николая Коляды. Расширяя традиции, мы организовали шефскую помощь над художественной самодеятельностью Богодуховского и Краснокутского районов. Здесь хоровые коллективы, с которыми работали наши преподаватели на общественных началах, впоследствии получили звание народных. За эту работу педколлектив награжден дипломом Министерства культуры СССР совместно с Министерством сельского хозяйства СССР и ЦК профсоюзов СССР.
—Как видно из истории школы, очень часто ДМШ № 13 ассоциируется с понятием «впервые».
—Да, именно в нашей школе впервые начато комплексное музыкально-эстетическое воспитание детей 3–5 лет по авторским программам эстетического и общеобразовательного цикла. Наши педагоги организовали разнообразные формы работы в ПТУ, средних школах, войсковых частях — это музыкальные лектории и салоны, организация концертов семейных ансамблей и пр. Именно в нашей школе по авторским программам Ефимовой и Ленивенко были созданы школы-студии ускоренного обучения игре на шестиструнной гитаре, в которых обучались не только дети и взрослые, но и педагоги-гитаристы других музыкальных школ города и области. В 1991 году впервые в Украине было открыто музыкальное отделение для детей-инвалидов по зрению на базе гимназии-интерната для незрячих детей им. В. Г. Короленко. 120 учащихся бесплатно начали заниматься по программам школы эстетического воспитания Министерства культуры Украины. Да, в украинских интернатах для слепых детей и раньше были музыкальные студии, но они существовали на основах самоокупаемости, и там, в основном, обучали только игре на определенном инструменте. Наши педагоги понимали, что занятия музыкой дадут возможность незрячему ребенку быстро адаптироваться к жизни в среде зрячих, на это и были нацелены специально разработанные авторские программы, а еще введены в дополнительный учебный план классы основ движения и танца, что помогало незрячему ребенку ориентироваться в пространстве. Подумали мы и о возможном приобретении воспитанниками дальнейшей специальности и решили преподавать основы настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов.
—Вы сразу поверили в успех?
—Сначала в успех мы верили слабо, потому что сложно было привыкнуть к ребятам, которые во многом отличались от здоровых учеников, так как, помимо проблем со зрением, у них были букеты сопутствующих заболеваний и порезы рук. Ну как научить ребенка с плохо гнущимися пальцами извлекать звуки, владеть инструментом? На многие вопросы мы не находили в то время ответа: нет методик, нет учебников — педагоги учили детей и учились сами. Прежде всего изучали систему Брайля для слепых и занимались научно‑методической работой. В результате за прошедшие годы коллективом издано 7 сборников с авторскими программами, методиками, научными открытиями о влиянии музыки на развитие ребенка с проблемами зрения. Все сборники отмечены дипломами лауреатов на областных выставках-ярмарках. Большое внимание мы уделяли именно коллективным формам обучения. Так, у нас великолепные хоровые, фольклорные, танцевальные коллективы (рук. Бондаренко, Сергиец, Коновалова, Подгорнова, Гоенко), которые стали лауреатами фестивалей всех уровней, в том числе и фестивалей для зрячих детей. И главным их достижением является то, что они побеждают наравне с нормально видящими детьми. Многие из них продолжают музыкальное образование и возвращаются к нам.
—А кем и чем гордится ваша школа сегодня?
—Наша выпускница Елена Ковтун в 2010 году стала победительницей всеукраинского конкурса «Україна має талант». Но, как знать, победила бы ли Леночка, если бы ни у нее, ни у нас не было фестивального опыта. 15 лет наша школа проводит фестивали: Международный фестиваль-конкурс русской классической и современной музыки «Ландыш», с 2015‑го — Всеукраинский фестиваль-конкурс русской и украинской классической и современной музыки, посвященный Дню победы, и Фестиваль польской и украинской музыки им. К. Шимановского. В их проведении огромную помощь всегда оказывает Харьковский городской совет. Эти музыкальные форумы собирают до 400 участников из разных городов Украины, России, Молдовы, Беларуси, Польши, Эстонии, Крыма, Татарстана. Они открыли новый уровень детского исполнительского мастерства, многие победители избрали музыку своей профессией, Харьков стал для них путеводной звездой. Это Заяц (Кишинев), Мурадова (Тула), Бубкина (Курск), Хоменко (Чернигов), Подоляка (Дзержинск) — список можно продолжать.
—Харьковчане тоже отличились и, как говорится, не подвели!
—Да, это Сапеляк, Замлелая, Блискавка. А в 2014 году своим профессионализмом покорила всех Курилко (пед. Решетова, лицей искусств), получившая гран-при и специальный приз от народного депутата Украины Валерия Писаренко. Сегодня наша школа — одна из ведущих школ города и области, где работает команда творческих высокопрофессиональных педагогов. Вместе с музыкально одаренными учениками они создали творческий ансамбль, который дает возможность воспитанникам школы побеждать в конкурсах и фестивалях всех уровней. В школе около 800 лауреатов и дипломантов различных конкурсов, фестивалей, олимпиад, в том числе 196 международных, проводимых в России, Италии, Греции, Германии, Чехии, Польше, Словакии, странах Балтии и др. За 40 лет школу окончили почти 3000 учеников, более 250 продолжили музыкальное образование. Наши ученики ежегодно становятся стипендиатами различных программ Харьковского горсовета, Харьковской ОГА, фонда народного депутата Украины Валерия Писаренко. В школе пять отделений, которыми руководят педагоги‑методисты высшей категории: Дорошенко (фортепианное), Евгеньева (оркестровое), Коновалова (народное), Конева (теоретическое), Максимова (отделение общего инструмента). Учебно-воспитательными процессами руководят Козлова и Малюга, все вопросы школьной жизни решаются коллегиально, на заседаниях совета при директоре.
—Зоя Харитоновна, вы были первыми пропагандистами украинской музыки в ДМШ почти полвека назад. Сейчас в этом смысле многие стараются идти в ногу со временем. Чем сегодня отличается ваша школа от последователей?
—Продолжая традиции прошлых лет, сегодня коллектив школы углубляет свои знания по истории музыкального искусства Украины. Педагоги пишут методические разработки, создают обработки украинских песен. Так, на теоретическом отделении изданы три сборника по сольфеджио на основе украинского фольклора (Конева, Рудакова), также адаптирована программа по украинской и зарубежной музлитературе (Зорина, Подгорнова); подготовлена программа по начальной истории искусств (Малюга); на народном отделении создаются сборники обработок украинских народных песен для баяна, балалайки с фортепиано (Жуков); также школы быстрого обучения игре на шестиструнной гитаре (Ефимова); сборники скрипичных ансамблей, где наряду с классическими произведениями даны и обработки украинских народных песен и танцев (Малка); подготовлен сборник о жизни и творчестве нашей современницы — пианистки и композитора Елены Гнатовской. Работа на самом деле проводится большая, перечислить ее всю невозможно, поэтому скажу главное: она направлена на духовное воспитание подрастающего поколения через занятия музыкой. Чего стоит только хоровой коллектив старших классов в гимназии (рук. Бондаренко), признанный образцовым в Министерстве образования Украины, так как он дал такое количество концертов, выступил на таких площадках и уровнях, что на сегодняшний день представлен Министерством культуры и образования Украины к званию народного.
—Маэстро, ну и самый больной для педагога вопрос: почему же все чаще выращенные и выпестованные вами ученики уезжают за рубеж?
—Потому, что у нас в городе поддерживается музыкальное искусство, а в других городах Украины — нет! Последние пять лет нам, в Харькове, и музыкальные инструменты лучших фирм Европы покупают, и ремонты во всех школах делают, и фестивали финансируют. Очень много делается.
Хотя наш лучший выпускник Христенко блистает в США, а та же Замлелая, окончив консерваторию, уехала в Китай по контракту выступать с сольными концертами и расти там, где ценят искусство. Ведь надо же не только организовать концерт, надо и слушателя подготовить, который пришел бы на этот концерт. Это сложнее, может быть, даже, чем научить музыканта играть. Да! Это все очень серьезно! Воспитание нужно начинать с детских садов. Там на музыкальных занятиях попадаются педагоги, которые действительно одержимы своим делом и помогают в этом детям, а сколько таких, которые просто отсиживают на занятиях? А как Кабалевский сказал после визита в Японию, когда в аэропорту его встретил оркестр из 600 детей от 3 лет и старше, играющих на скрипках? Он сказал, что, начиная заниматься музыкой в 3 года, не нужно становиться музыкантами всем, но нужно уметь разбираться в высоком искусстве, быть высокообразованным, культурным и развитым духовно человеком. К этому мы и стремимся!