Сложная личность — Глеб Стриженов

20.07.2015 07:21   -
Автор:
В отличие от звездного брата Глеб меньше известен. Хотя и снялся в 44 картинах. Ему удавались образы сложных личностей с богатым внутренним миром. Талант, великодушие, скромность и интеллигентность отмечают все, кто знал этого удивительного человека.
Семья
Глеб Стриженов родился 21 июля 1925 года в Воронеже.
Его отец Александр Николаевич воевал во время Гражданской войны в Красной Армии и имел несколько боевых наград. В начале 1920-х годов он оказался в Воронеже и полюбил жену своего начальника Ксению. Произошло это случайно: Ксения должна была с мужем пойти в театр, но муж был занят и поручил сходить в театр с женой своему подчиненному — Александру Стриженову. Роман Александра и Ксении длился несколько месяцев. Муж дал Ксении согласие на развод. Ксения взяла с собой маленького сына Бориса и переехала жить к Александру Стриженову. У них родились еще два сына: старший — Глеб, и младший — Олег.
В 30-е годы семья Стриженовых перебралась в Москву. Когда началась война, Александр и Борис Стриженовы ушли на фронт. Борис был убит под Сталинградом. В присланной домой похоронке было написано: «погиб смертью храбрых». Узнав о смерти старшего брата, Глеб тоже решил отправиться на фронт, чтобы отомстить за смерть Бориса. Глеб Стриженов исправил свой возраст, чтобы его признали годным к строевой службе в военкомате. 1925 год своего рождения он исправил на 1923-й. Рядовой Глеб Стриженов сразу был послан на передовую. Однако в первом же бою Стриженов получил тяжелую контузию, и врачи признали его негодным к военной службе.
В актеры
Вернувшись домой с войны, Глеб твердо решил связать свою дальнейшую жизнь с театром. Сначала он пробовал себя во второстепенных ролях на сцене Кировского драматического театра, а в 1943 году перешел в Московский театр комедии, где долго не задержался и уехал в Ульяновск, потом в Иркутск, затем из Сибири — на северо-запад, в театр Балтийского флота, и опять в столицу, в Центральный театр транспорта. Его талант отметили сослуживцы и советовали получить профессиональное образование.
В 1949 году Глеб Стриженов уговорил своего младшего брата Олега Стриженова тоже идти в актеры. Олег уговорам поддался не сразу, так как мечтал о карьере профессионального художника. В конечном итоге Глеб поступил в Школу-студию Малого художественного академического театра, а Олег успешно сдал экзамены в Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова.
В 1953 году Глеб Стриженов окончил Школу-студию МХАТ и уехал работать в Иркутский драматический театр, но вскоре его переманили назад в Москву, в театр имени Гоголя. Потом его пригласили в штат «Мосфильма».
Дебют
В 1956 году состоялся дебют молодого актера в роли бывшего ефрейтора Ипата Ипатьева в драматическом фильме Владимира Басова «Необыкновенное лето», рассказывающем о событиях 1919 года в одном из приволжских городов России. С тех пор кино стало неотъемлемой частью жизни актера.
Спустя год Глеб Стриженов появился в мелодраме Владимира Петрова «Поединок», снятой по одноименной повести А. И. Куприна. В этой ленте, полной замечательными актерскими работами (чего только стоят Шурочка в исполнении Ирины Скобцевой, или Гайнан в исполнении молодого Раднэра Муратова), Стриженов сыграл роль подпоручика Михина.
В 1963 году на экраны вышла революционная драма Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия», в которой Глеб вместе со своим братом Олегом сыграли белогвардейских офицеров. Эти роли им достались практически без проб: их врожденная военная выправка и благородная внешность настолько бросались в глаза, что режиссер картины при подборе актеров сразу для себя определил, кто сыграет офицеров. Картина имела огромный международный успех. На Каннском кинофестивале «Оптимистическая трагедия» была отмечена призом за «Лучшее изображение революции».
Если первая половина 60‑х для Глеба Стриженова была отмечена, прежде всего, ролями в драматических лентах (помимо «Оптимистической трагедии», актер сыграл писателя Константина Метелева в драме режиссера Бориса Рыцарева «Сорок минут до рассвета», инженера Ивана Летягина в киноповести «Короткое лето в горах»), то во второй половине ему довелось поучаствовать и в приключенческих картинах. Так в 1966 году Глеб Стриженов сыграл врача-терапевта Карла Фридриховича Франкенберга в фильме Дамира Вятича-Бережных «По тонкому льду», поставленном по одноименной повести Георгия Брянцева и повествующем о борьбе органов госбезопасности с фашистской агентурой. А в первом отечественном «вестерне», фильме «Неуловимые мстители», Эдмонда Кеосаяна Стриженову досталась хотя и маленькая, но заметная роль священнослужителя отца Мокия. Еще одна заметная работа актера тех лет — роль злодея, начальника службы безопасности острова Вильямса в приключенческом телефильме Владимира Рябцева «Продавец воздуха», снятом по одноименной фантастической повести Александра Беляева.
Впрочем, и в приключенческих, и в фантастических лентах образы, созданные Глебом Стриженовым, неизменно были полны драматизма. Да и не могло быть иначе. К тому времени Стриженов уже зарекомендовал себя высокоинтеллектуальным актером.
70‑е — 80‑е годы
Начало 70‑х для Глеба Стриженова ознаменовалось участием в съемках военно-приключенческого остросюжетного фильма Леонида Квинихидзе «Миссия в Кабуле» о становлении молодой советской дипломатии в Афганистане в начале ХХ века. В этой картине Стриженов снова сыграл вместе со своим братом Олегом, но теперь они играли противоположных персонажей, врагов. Как считают критики, роль Гедеонова, исполненная Глебом Стриженовым, стала одной из самых интересных психологических ролей в карьере актера. На этот период приходится не столь масштабная, но, тем не менее, интересная роль Стриженова в прекрасной детской ленте Вячеслава Никифорова «Зимородок» (ныне незаслуженно забытой). Актер создал образ бывшего военного летчика Седого. Это его герой рассказывает пионерам о подвиге партизана-подрывника, тем самым вызывая у них живой интерес и желание заняться поисками героя.
В 1976 году Глеб Стриженов снялся в пятисерийном художественном фильме «Красное и черное», экранизации одноименного романа Стендаля. Главную роль — молодого провинциала Жюльена Сореля, приехавшего в начале XIX века покорять Париж — исполнил любимец миллионов зрителей Николай Еременко‑младший. Стриженов же сыграл маркиза де ля Моля. Эту роль в фильме озвучил Зиновий Гердт.
Благодаря уже упомянутой благородной внешности и врожденному аристократизму актеру нередко доставались роли либо иностранцев, либо русских дворян. В том же 1976 году он сыграл германского генерала фон Шратта в знаменитой картине Владимира Басова «Дни Турбиных» и искателя сокровищ Джо Парсонса в приключенческом фильме Самсона Самсонова «Бешеное золото». А спустя год наш герой появился в детективе Александра Файнциммера «Трактир на Пятницкой», экранизации одноименного произведения Николая Леонова. В этом остросюжетном фильме, повествующем о том, как лучшие кадры Московского уголовного розыска были привлечены к операции по ликвидации банды преступников-рецидивистов, нашедших приют в трактире на Пятницкой, Глеб Стриженов исполнил роль музыканта в трактире, дворянина, бывшего штабс-капитана Владимира Сергеевича Гремина.
Посмеемся
Интеллигентность и драматизм образов Глеба Стриженова вполне органично вписывались даже в комедии. К примеру, в знаменитой веселой, остроумной комедии Эльдара Рязанова «Гараж» Стриженов предстал в роли Александра Григорьевича Якубова, ветерана Великой Отечественной войны. Его герой — человек чести, не боящийся открыто признать себя не правым. Помните его выражение: «Есть такая избитая фраза: я с ним бы в разведку не пошел. Так вот сегодня я сам с собой в разведку не пошел бы».
Режиссерам всегда нравилось работать с Глебом Александровичем. Скромный, всегда спокойный, интеллигентный, всегда корректный, он добивался точного воспроизведения образа, работая, прежде всего, над собой, а потом уже отстаивая свое мнение в творческих спорах. На съемках того же «Гаража» исполнители главных ролей с криками и скандалами расхватывали себе самые смешные фразы, поэтому большинство актеров осталось чуть ли не без слов. Глеб Стриженов оказался едва ли не единственным, кто не вмешивался в эту склоку, поэтому его роль в процессе съемок, к сожалению, была сведена до минимума.
В 1980 году Стриженов снялся в двух знаменитых картинах — фантастической ленте Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» и в детективе «Тегеран-43» Владимира Наумова и Александра Алова. В первом фильме актер сыграл роль Глана, а во втором — роль адвоката Жерара Саймона. Последней работой актера в кино стала роль Эдуарда Сопеляка в шпионском фильме «Канкан в Английском парке».
Личная жизнь
Глеб был замкнутым человеком, поэтому в программе «Чтобы помнили», посвященной Стриженову, о нем мало кто смог рассказать что-то запоминающееся. Главное же, что отмечали все, кому приходилось общаться с этим неординарным человеком, — это его великодушие, скромность и интеллигентность. Брат Глеба Александровича Олег Стриженов, крайне редко дававший интервью, как-то сказал о нем: «Глеб — любимейший мой старший брат. Я просто его боготворил. У нас была прекрасная семья. В которой все любили друг друга бесконечно. Дерутся и ненавидят друг друга только в уродливых семьях».
Глеб Стриженов был женат. Со своей супругой Лидией Сергеевной, тоже профессиональной актрисой, он прожил более 30 лет. У него осталась дочь Елена.
Стриженов скончался в 1985 году от рака легких сразу после съемок фильма «Канкан в Английском парке». Похоронен на Кунцевском кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА