Смотреть и увидеть сердцем
Работы Amency ранее демонстрировались в Польше и Франции, в Украину они попали впервые, более того, выставка в Харькове была проездом, всего на 1 день, и стала уникальной, так как оригиналы картин турецких художников в нашем городе прежде не выставлялись. Да и нынешнее достижение является заслугой харьковчанки, которая также пожелала остаться неизвестной, и ее личному близкому знакомству с художницей, благодаря чему и удалось привезти эту выставку в Харьков.
Вопреки мусульманским традициям и Корану, запрещающим изображения любых живых существ, на полотнах Amency можно увидеть портреты, обнаженную женскую натуру и анималистические мотивы. Сумасшедшая турчанка (Amency в пер. с лат. — «безумие») во всем видит двойственность жизненных явлений: день и ночь, добро и зло, правду и ложь — и органично переплетает их в своих витиеватых, двусторонних графических работах, наполняя их глубиной восточной философии.
В то же время ее живопись пропитана духом Западной Европы (сказывается обучение автора в Голландии) и включает такие направления как модерн, импрессионизм, пуантилизм. Однако все картины объединены образом женщины, который скрыт в изгибах деревьев, либо угадывается в силуэтах. Это подчеркивает искусствовед Харьковского художественного музея Лариса Абраменко: «Живопись Amency феминистична. Она пытается найти место женщины в мире, отразить ее отношения с миром».
Выставку, которая совпала с проведением последней игры в Харькове в рамках Евро-2012, посетили и голландцы. Они были поражены смелостью и глубиной работ художницы‑мусульманки, отметив, что образы ее картин, вероятно, заимствованы автором из снов, настолько они необычны и неоднозначны. С ними согласилась Ирина Медведева — художник по экспозиции: «Не важно, что вы увидите глазами, смотрите сердцем, и вы услышите ответ от каждой картины».