Спектакль для настоящих шевченковцев
В 1989 году на сцене театра спектакль поставил заслуженный артист Украины Александр Беляцкий и Анатолий Стародуб. Это была дипломная работа студентов факультета артистов драмы Харьковского института искусств. В том же году комедию перенесли на сцену «Березиля».
Из первых исполнителей главных ролей — Игорь Арнаутов (Мина Мазайло), Олег Стефанов (Мокий), Александр Любченко (дядька Тарас), Катерина Смирнова (Лина), а также заслуженная артистка Украины Оксана Стеценко (тетя Моня), заслуженная артистка Украины Татьяна Гриник и Елена Приступ (Баронова-Козино), которые и сейчас выходят на сцену в этих же ролях.
Сегодня актеры вспоминают, что за 23 года в спектакле сыграло около 120 актеров разных поколений.
«Кулиш был большим провидцем, — рассказывает Оксана Стеценко. — Он понимал, что проблема, которая затронута в комедии, будет актуальна еще очень долго, и языковая тема будет еще долго конфликтной в нашей стране. Подтверждением тому является возраст спектакля — 23 года. Спектаклю аплодировали стоя во Львове, в Киеве, в Черкассах, в Херсоне, в Николаеве, в Воронеже, в Курске. И в каждом городе спектакль воспринимали по-разному. Во Львове в финале спектакля зрители поднимали желто-синие флаги. Кто-то поддерживал тетю Моню, кто-то был на стороне дядьки Тараса. Это говорит о том, что тема действительно актуальна, важна и интересна для наших зрителей».
Спектакль занимает особое место в репертуаре театра. Артисты шутят между собой — настоящий шевченковец обязательно должен сыграть в постановке «Мина Мазайло».
Например, актер Евгений Романенко вспоминает, что в свое время сыграл все мужские роли в пьесе: начиная с роли комсомольца, он дошел до главного героя — Мины.
А вот актриса Татьяна Гриник признается, что никогда не променяет свои пуанты, в которых она превосходно держится на сцене в роли педагога по правильному произношению Бароновой-Козино.
«Моя роль — это, как любимый ребенок, который не может надоесть. Но «ребенок» растет, и спектакль растет вместе с ним. Самое главное — это не сломать форму, которая была задумана режиссером и пронести ее через много лет. Но если не оживить роль, не добавить в нее свою душу, то грош цена такой роли — она не затронет зрителя», — отметила Т. Гриник.
500-я постановка спектакля собрала аншлаг, впрочем, как всегда, в Малом зале не было свободного места. Сатирическая комедия вызвала широкую дискуссию еще в конце 20‑х начале 30‑х годов. Но и на юбилейном показе в зале можно было слышать споры и обсуждения.
Каким же было удивление зрителя, когда в финале актеры преподнесли им сюрприз — со сцены к гостям театра обратился Николай Кулиш. Воспользовавшись записями и дневниками драматурга, из-за кулис прозвучал монолог, принадлежащий автору комедии.
А после — благодарности, цветы и, конечно же, аплодисменты блистательной актерской игре и блистательному драматургу — Николаю Кулишу.
«Когда в 1989 году мы работали над постановкой спектакля, я боялся, что студенты будут равнодушны к теме, затронутой в комедии, — рассказал Анатолий Стародуб. — Но студенты восприняли спектакль живо и с большим интересом. Именно благодаря этому мы с вами можем наслаждаться спектаклем вот уже 500-й раз».
Лесь Курбас и сценограф Вадим Меллер поставили комедию «Мина Мазайло» в «Березиле» в 1929 году, но вскоре спектакль сняли из репертуара из-за идеологических взглядов. Драматурга обвинили в приверженности к буржуазному национализму. В 1933 году он был арестован, а в 1937 году Николая Кулиша расстреляли.
Николай Кулиш родился в 1892 году, в деревне Чаплинка, ныне Херсонская область. В его творческом багаже такие пьесы, как «97», «Коммуна в степи», «Прощай, село!», «Так погиб Гуска», комедии «Мина Мазайло» и многие другие. Ряд пьес считаются утерянными: «На рыбной ловле», «Такие». Писатель сотрудничал с Лесем Курбасом и его театром «Березиль». 18 декабря выдающемуся украинскому драматургу исполнилось бы 120 лет.