Спектакль о Яго по мотивам «Отелло»
Предыдущая постановка «Отелло» была осуществлена режиссером Л. Куколевым и дирижером В. Куценко в 1998 году и шла на сцене больше десяти лет. Тот «Отелло» уже был с купюрами (в частности, не было светлого хора величания Дездемоны жителями Кипра). Несмотря на то что спектакль шел часто, его было трудно полюбить публике, привычно ожидающей от оперы помпезности и зрелищности. Аскетичная, как в античной трагедии, сценография В. Кравца подчеркивала жанровую высоту. В том спектакле тревожно полыхали факелы, а мавр, спускавшийся в опочивальню убивать свою жену-венецианку, символическим жестом руки «снимал свет» — так мрак окончательно утверждался в его душе. Пространство спектакля считывалось как философское, холодное, космическое. В нынешнем же спектакле все подчинено попытке режиссера Армена Калояна и сценографа, заслуженного художника Украины, Надежды Швец дать зрительскому глазу отдохнуть на дорогих костюмах и световых «витражах» в кованых решетках декораций.
Интересно, помнит ли постановщик и нынешней версии «Отелло» главный дирижер театра, заслуженный деятель искусств Украины, Виталий Куценко хрестоматийную историю, происшедшую с Моцартом: невежественный вельможа высказал гениальному композитору претензию: «В вашем сочинении слишком много нот!». — «Ровно столько, сколько нужно, ваша светлость!» — отпарировал автор.
Понятно, что сегодня театр оперы и балета ищет формат классического представления, который заинтересует массовую публику. Но на то Верди и классик, а его психологическая опера «Отелло» признана мировым шедевром, чтоб уважать ее целостность. Ножницы выстригли купюры там, где еще в прошлой постановке звучали такты музыки, и, как показалось, это сбивало не только знающих партитуру зрителей, но даже певших в старом спектакле исполнителей. Ткань великой оперы теперь местами откровенно сшита белыми нитками. Неудивительно, что «Отелло» А. Калояна и В. Куценко идет два с небольшим часа, при одном антракте. Не знаю только, согласны ли с таким слиянием действий четырехактной оперы солисты, исполняющие главные партии. Не случайно и в Большом, и в Мариинском театрах, и в Ковэнт Гардэне опера Верди идет в четырех частях. По сложности техники и экспрессии вокальные партии в «Отелло» требуют колоссальной отдачи. Думаю, Верди учитывал то, что певцам необходим отдых в трех антрактах.
Режиссера театра Армена Калояна увлекли поиски драматического действия. Похвально его стремление оживить массовку. Только в случае, если артисты хора не доводят намерение до воплощения, картина смазывается. Особенно это показал первый акт, почти полностью хоровой. Однозначно убедил единый пластический порыв хористов, изображающих жителей Кипра, молящихся за Отелло в шторм на берегу. А вот пригибающаяся от волн «команда корабля» выполнила свою задачу откровенно… нехотя. Кое-где мизансценические новации входят в противоречие с законами сценической этики. Понятно, что далеко не каждый в зале способен считать смысл разговора Яго с Родриго на итальянском языке. Но это ведь еще не повод «перекрывать» солистов мимансом — солдатами, вприпрыжку перекатывающими бочки с вином для предстоящей бражки. Ведь именно в этой сцене — завязка интриги! Одним словом, несмотря на все заметные старания режиссера, хористы (хормейстер — заслуженный деятель искусств Украины А. Черникин) по-прежнему отвечают преимущественно вокальным задачам, но не сценическим.
Из солистов в привилегированном положении на премьере были заслуженные артисты Украины Ч. Билаонов и М. Олейник (Лодовико и Монтано), В. Стеценко (Эмилия) и народный артист Украины Н. Коваль (Яго) — они уже пели свои партии в прежней постановке. Для всех остальных — это премьера. Хорош Кассио-А. Золотаренко. Привлекают его внешность, свежий полетный голос, да и легко поверить в простодушие, способность увлекаться, а также глубину стыда и раскаяния его честного лейтенанта. В скромной партии Родриго порадовал четкостью и дельностью Р. Гаврись.
В основе «Отелло» (пускай и по либретто А. Бойто) — высокая, философская шекспировская трагедия. Приблизить оперу к драме — значит выявить силами певцов-актеров шекспировскую психологическую глубину, раскрыть сцены-поединки, передать масштаб образов. В первой премьере этому соответствует по-настоящему только Николай Коваль. Не мудрено, что во втором акте — по праву считающемся коронным для исполнителей Отелло и Яго — не случилось драматического актерского ансамбля. В премьере Отелло пел приглашенный из Донецка солист, заслуженный артист Украины С. Гонтовой. Вошедший в мизансцены с двух репетиций, он спел четко и ровно. Наверное, именно состояние «игры на чужом поле» помешало С. Гонтовому — исполнителю молодому, фактурному, с отличным тенором (правда, показалось, что голосу его не хватало драматического оттенка) — раскрыться по-актерски. В дуэтах с харьковчанкой Аллой Мишаковой (Дездемона) донетчанин Гонтовой убедил исключительно как певец лирической тональности.
Дездемона А. Мишаковой — добрая, мягкая, любящая и без меры верящая своему Отелло. Интересен режиссерский образ — в последнем действии оперы она молится в своей спальне, но будто бы не деве Марии, а своему кумиру‑мужу, тень которого тем временем проступает на диске раскаленной гневом мстительного Отелло Луны. Алла Мишакова однозначно вердиевская певица (в ее репертуаре далеко не первая партия этого композитора). Голос актрисы отличает гибкий переход от эмоционального форте к истончающемуся пианиссимо. Но не менее важно, что в Мишаковой есть подкупающая в каждой ее роли непосредственность порывов. По залу будто пробежала электрическая искра, когда Дездемона, догадавшись, что не переживет этой ночи, бросилась вслед уходящей Эмилии. В голосе А. Мишаковой в этот момент слились мольба о помощи, надежда и отчаяние такой молодой и вчера еще бывшей абсолютно счастливой Дездемоны!
Лиричность главных героев только подчеркнула, что истинным действующим лицом, а значит — центром спектакля является Яго. Такое царственное положение обеспечивает Н. Ковалю его отточенная фразировка, глубокий, красивый голос (бас-баритон), пожалуй, даже неожиданного для Яго благородного окраса. А. Калоян предоставил своему герою исключительную свободу. Вот Яго, стоя под кованой аркой — весь в свету — заинтересованно присутствует при важном разговоре Отелло и Дездемоны, а вот, неслышно перейдя, застывает за решеткой — и ничего хорошего не сулит пристально-стальной, из-под тяжелых век взгляд Яго на патрона и его жену. Эти чисто кинематографические «крупные планы» — заслуга режиссера и художника по свету (Н. Швец), но они были бы формальным приемом, если бы не чудо актерского проживания роли Николаем Ковалем. Именно благодаря актеру‑мастеру постепенно понимаешь, что Яго и есть истинный «режиссер» этого «спектакля» с известной каждому трагической развязкой. И в таком случае понятно, зачем режиссер А. Калоян выводит его на сцену в момент ссоры Дездемоны с Отелло. Безусловно, при таком раскладе философским центром спектакля становится ария «Кредо» Яго в исполнении Н. Коваля. А ее кульминацией — тезис: «Смерти нет!» Конечно же, для такого, как Яго, смерти нет. Он ведь существует, чтобы инициировать смерть, сам вдохновенно режиссирует ее. Сам же Яго настолько неуязвим, будто не человек вовсе, а субстанция. При этом Яго не только «режиссер», но и совершенный лицедей: герой Н. Коваля гипнотически медоточиво вливает яд ревности и тоски в уши Отелло, но при этом притворно скромен и послушен. В психологическом же ключе решена сцена, когда Яго силой отнимает у жены-камеристки Дездемоны платок, виновник будущих несчастий. Н. Коваль и В. Стеценко передают этот параллельный конфликт сдержанно драматично и максимально действенно.
В финале, когда Отелло казнит себя, присоединяясь к Дездемоне, Яго неслышно поднимается по ступенькам ввысь и застывает на фоне красного диска — ока ада. Среди всех вердиевских героев-злодеев этот — единственный, кто уходит от расплаты за содеянное. Режиссеру удалось силой символа дать понять каждому в зале, что Яго бессмертен, потому что он — это темные инстинкты, потайная часть души каждого из нас.
Сейчас спектаклю настойчиво не хватает позитивного полюса конфликта — энергетического и смыслового противовеса Яго. Что ж, подождем следующего показа «Отелло». Ведь в главных ролях обещаны также заслуженный артист Украины Александр Шуляк и одаренная дебютантка Ксения Бахритдинова.
Следите за репертуарной афишей!