Сто тридцатая весна Леся Курбаса

10.04.2017 07:57   -
Автор:
Инициатором постановки выступила декан театрального факультета кандидат искусствоведения Яна Партола. Такая юбилейная акция именно в этом году была просто необходима. Согласно изданию 1969 года «Лесь Курбас. Спогади сучасників» (общая редакция его ученика, В. Василька, хронограф жизни — М. Лабинский), энциклопедической статье о выпускнике юридического предшественника университета им. И. Котляревского харьковского Муздрамина Е. Довбыщенко (автор — авторитетный киевский театровед В. Заболотная) и, наконец, следуя железной логике документа — справочника «Весь Харьков», — гениальный режиссер буквально преподавал здесь режиссуру, а не только косвенно влиял на образовательный процесс через своих учеников-педагогов. «Весь Харьков» подает информацию о том, что один из созданных при институте семинаров повышенного типа «практика сцены и режиссуры» вел народный артист республики Лесь Степанович Курбас.
Курбаса в стенах театрального института, а затем факультета института искусств чтили всегда (традиции вуза несколько десятилетий формировали непосредственные ученики гениального режиссера Р. Черкашин, Д. Власюк, В. Чистякова, Л. Сердюк и Д. Антонович). Но благодаря установленным фактам теперь он чтится здесь как один из педагогов — основоположников традиций театральной школы.
Вечер состоялся на большой сцене факультета. Коллективный образ учеников (и одновременно биографов, последователей) Курбаса создали Виктория Шматько, Анна Лазарева, Маргарита Хилес-Гунченко, Алла Скрипичук, Сергей Пакулаев, Ярослав Кушнаренко, Дмитрий Шунтов.
Культурно продемонстрировал свое понимание образа самого Курбаса студент режиссерской специализации (что в данном случае было полностью оправданно) Кирилл Галушка. Его пониманию Курбаса оказались свойственны культурная эмоция и интеллектуализм в сочетании с романтизмом человека, единственно способного искать вечно молодой театр. Ценность каждого слова о «театре как храме, чистом и тихом, хоть и разные молитвы будут звучать в нем», как и слов об идеальном актере будущего, «розумному арлекіні», студент-режиссер проинтерпретировал со своим отношением. Кроме «основного» демонстратора образа Курбаса, в постановке его слова хоть и реже, но поочередно присваивали также студент режиссерской специализации Ярослав Кушнаренко и студент-актер Иван Жилюк (выступивший сопостановщиком акции). Такое распределение ролей философски отражает понимание того, что свет Курбаса отчасти сохранили его ученики, чтившие его память как главную цель своей жизни: Василь Василько, Роман Черкашин, Борис Балабан…
Динамичным вышел Курбас у Ярослава Кушнаренко. С подчеркнутой остротой поведения холерика (таким был по темпераменту Курбас) рассуждал он о задачах современного режиссера, пластически «плюсовал» энтузиазм в сцене режиссерской лаборатории, и вдруг — на пронзительном контрасте! — абсолютно статично, сидя за печатной машинкой на залитой красным светом сцене, выразил столько трагической сосредоточенности и непрощения. Оно читалось и в упрямо опущенной голове, когда герой выстукивал на печатной машинке последние трагические страницы жизни Курбаса, и в том, как цепко держали его пальцы отнимаемую самую последнюю страницу… А вот Иван Жилюк одновременно раскованно и тепло, как-то в хорошем смысле слова совсем не театрально воплотил в постановке манифест «Молодого театра» Курбаса в гриме Пьеро со слезинкой на щеке, а затем просто, как будто от себя, дословно изложил программу подготовки режиссеров в основанной Курбасом первой режиссерской лаборатории в Украине.
В сценарии своей сценической композиции Лилия Петренко уделила внимание гуманистическим гражданским взглядам Леся Курбаса, с самого юного возраста страдавшего за свои принципиальные убеждения, что логично привело его на «дыбу» сталинских репрессий. Думаю, в этом и есть актуальность, приближенность к восприятию сегодняшних студентов, личности Курбаса как режиссера — в его небезразличии к проблемам широкого общества вне профессий искусства. Его путь в искусстве Л. Петренко понимает не как путь озарения, а — неустанного самосовершенствования, изучения театра как комплексной науки.
Из уст студентов прозвучали осмысленные ими фрагменты речей и статей Леся Курбаса. В вечере-воспоминании были использованы фрагменты телевизионных программ о Лесе Курбасе, буквально визуализирующие документальные фото и ландшафты Львова, Вены, Соловков столетней давности и дающие точные оценки этапным спектаклям Курбаса устами главных столичных курбасоведов. Отражая жизненную драматургию Леся Курбаса, часовое сценическое действие даже в музыкальной драматургии передавало смену непринужденно-артистической атмосферы юности Курбаса на драматически-пассионарные аккорды его главных свершений.
Украшением вечера стала подготовленная студентами специализации «актер театра кукол» с преподавателем по сценической речи Снежаной Гукасян-Коробейниковой программа античного гекзаметра. Эта коллективная работа своей ритмичностью, синхронностью и стильной содержательностью идеально проиллюстрировала стремления воспитания актера-«розумного арлекіна» Лесем Курбасом.
В интервью с автором сценария и постановщиком акции «Наш Курбас» студенткой дипломного курса кафедры режиссуры драматического театра Лилией Петренко мы узнали ответ на вопрос, кто же он — Курбас для самых молодых театральных деятелей?
—Лилия, расскажи объективно, с какими трудностями пришлось столкнуться в этой — вне учебного плана — работе?
—Увы, наш «средний» студент микроскопически мало знает о роли Курбаса в становлении европейского украинского театра. И это при том, что режиссеры и актеры слушают о его режиссуре по две-три лекции в рамках «Истории украинского театра».
—Студенты очень заняты специальными предметами, а кроме того, как говорил Пушкин, «ленивы и нелюбопытны». Поэтому такие акции, привлекающие их внимание к памяти гениев, просто необходимы.
—В работе над постановкой были задействованы только студенты 3-го курса специализаций «актер драматического театра и кино» и «актер театра кукол». Одна из проблем организации вечера — невозможность втянуть в такую полезную для души работу больше курсов, особенно дипломных. Я буквально натолкнулась на стену непонимания: «Какой вечер памяти! У нас дипломные спектакли «горят».
—Личность Курбаса, его творческое наследие — огромны. Какие темы и линии конкретно ты выделила как автор вечера?
—Линию конструктивной пользы знания творчества Леся Курбаса. Конечно, чтоб активизировать внимание студентов, мне пришлось кое-где в репетициях прибегнуть к шоковой терапии, рассказав, к примеру, о том, что Курбас и его драматург Кулиш были буквально спина к спине расстреляны одной пулей НКВДиста капитана Матвеева в Соловках. Такова была цена их принципиальности в творчестве! Но все это мы оставили «за кадром». В своей постановке хотели во что бы то ни стало выйти на свет истины Курбасовских идей, его манифестов и понести их в свое профессиональное будущее. Наш вечер — антиреквием по невинно убиенным гениям истории театра. Это скорее попытка молодых понять саму их суть жизни в творчестве, как если бы мы были их счастливыми современниками. Для меня творчество Леся Курбаса — это не трагически тягостная тема-урок, а реальные, практические руководства к действию. По его методу «перетворення» и «фантастического реализма» можно и необходимо учить студентов украинских вузов. У нас же, на мой взгляд, колоссальный перекос — учимся по Станиславскому, Товстоногову, отчасти по Мейерхольду. Да у нас же есть свой основоположник национальной школы режиссуры Лесь Курбас!
—А по-человечески какой урок Курбаса для тебя наиболее важен?
—Прокладывая совершенно новую для нашего театра дорогу и отлично понимая, что его ждет в финале, даже неминуемо приближая свой жестокий конец Курбас продолжал способами искусства говорить народу правду о тоталитарной ситуации в стране. И это гордость Харькова, что такой мировоззренческий поворот ознаменовался в его сознании именно в этом городе — начиная с постановки «Народный Малахий» в 1927 году и оборвавшись «Макленой Грасой» в 1933. Для меня самый важный человеческий урок Курбаса — бескорыстная принципиальность истинного гуманиста.