Странник с дирижерской палочкой

18.07.2012 12:46   -
Автор:

Был, по собственным его словам, и «первопроходимцем» многих начинаний. Одним из них более четверти века является известный на весь мир фестиваль оперного искусства им. Ф. И. Шаляпина. А теперь окончательно осел на родине и работает главным дирижером в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко.

Свое музыкальное образование Виталий Данилович начал в местном Доме культуры. Играл на трубе, балалайке — на чем только научили и позволяли играть ребенку, который около оркестра был согласен дневать и ночевать. Потом, окончив в поселке десятилетку, поступил в Харьковское музыкальное училище. «Туда можно было поступить и после восьми классов, получается, я два года терял, — рассказывает Виталий Данилович, — но я согласен был вернуться хоть в первый класс, лишь бы учиться в настоящем музыкальном учебном заведении».
После окончания музучилища юношу пригласили в институт военных дирижеров. «Эх! — восклицает теперь «гражданский» Куценко, — какие бы у меня сейчас были погоны, лампасы, звание и пенсия!.. Но я пренебрег этим заманчивым предложением и направился в Харьковскую консерваторию, зная, что как валторниста меня тут возьмут обязательно…» Так и случилось. Но и этого молодому человеку оказалось мало. По завершении учебы он отправился в Северную столицу и начал все сначала: поступил на первый курс дирижерского факультета Ленинградской консерватории.
—Так начались ваши странствия, Виталий Данилович?
—Так и начались. Странник я настоящий. Первое место, куда я попал, переведясь на заочное отделение, — Марийская республика. Там создавался новый музыкальный театр. Сначала пригласили, как и положено, просто показаться, продирижировать, а потом пригласили и на работу. Несмотря на то что я в то время был еще студентом, опыт у меня уже был. Учась в Харьковской консерватории, вместе с Володей Лукашовым мы успели поставить в народном театре, что был тогда в ДК железнодорожников на Котлова, и «Алеко», и «Запорожец за Дунаем». Но главным навыкам дирижерского мастерства я, конечно, научился в Ленинграде. Школа дирижеров там всегда была на высочайшем уровне! И как бы Москва ни хотела присвоить это первенство себе, Санкт-Петербург и поныне остается главной кузницей дирижеров. Ну, по крайней мере, так было в 60‑е годы. В Марийском музыкальном театре я прошел, как говорится, и Крым, и Рим — ставил и оперы, и балеты, но больше — оперетты, так как театр был все-таки музыкальным. А нация марийская необычайно певучая, впоследствии этот музыкальный театр стал театром оперы и балета. И в нем я поставил первый национальный балет, за что был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Марийской республики и Государственной премии.
Но творческий человек не может останавливаться на достигнутом, и один знакомый сманил меня в Самарканд — там только что открыли новый оперный театр. Любой дирижер вам скажет, что статус оперного театра выше, чем музыкального. Так что, сами понимаете, я «купился» на это сразу.
—А калым вы кому и чем заплатили?
—Там такая «каша заваривалась», что в конечном итоге «калым» заплатили мне.
—???
—Да! Дело в том, что театр этот был открыт специально для одного потрясающего, великого музыканта и человека, дирижера и композитора — Мухтара Ашрафи. В свое время он был очень известен. И так получилось, что, работая в Ташкенте, он попал в опалу и сослали его в Самарканд… Так вот специально для него там выстроили огромное здание театра. Но шли там только национальные оперы и балеты.
—Вот это ссылка! Хороша!..
—Да. Как оказалось, почти что в ссылке оказался и я… Великий опальный музыкант проработал в новом театре два года, потом его опять возлюбили, и он уехал восвояси. А я занял его место. Когда приехал, увидел, что положение в театре катастрофическое. Но городские власти по праву считали театр общенародным достоянием. Собрали бюро обкома, пригласили меня и сказали: «Проси, что хочешь, но театр подними!» «Что хочешь» не в личном плане, конечно, а в творческом. Я не растерялся: пересмотрел состав оркестра, труппы, в общем, театр у меня «подошел», как тесто. Пригласил хороших певцов, музыкантов и очень скоро поставил «Щелкунчик». Со временем этот театр стал настоящим театром оперы и балета, в нем уже шла классика. И по сей день, между прочим, среди бывших советских республик Узбекистан — единственная республика, где два театра оперы и балета: в Ташкенте и в Самарканде. Во всех остальных по одному.
—Как? А в Украине — шесть!
—Ну, Украина в этом смысле на особом положении и заслуженно. Более певучей нации не сыщешь. Даже итальянцы «облизываются», слушая наши голоса.
—Понятно. Виталий Данилович, но это ведь не весь ваш путь «из варяг в греки»…
—Да. Потом — назад, опять поближе к варягам. Отработав два сезона, я попал в столицу Татарстана. А Казань — удивительной культуры город, в том числе и в музыкальном плане. Не случайно именно там, между прочим, появились первые антрепризы. Вообще, статус университетского города уже говорит сам за себя: если в городе есть университет, значит, у него есть свое лицо, культура и т. д. В Казанском театре им. Мусы Джалиля я взял на себя ответственность вспомнить, что там родился Шаляпин, следовательно, именно в этом городе должен быть музыкальный фестиваль, названный его именем. Стал обивать пороги руководителей. Сначала никто не отзывался, но потом нашелся-таки один энтузиаст из бывших комсомольских вожаков и тоже загорелся идеей фестиваля оперного искусства. В 82‑м он состоялся — первый. В этом году ему тридцать лет. Так что я теперь с гордостью говорю о том, что являюсь «первопроходимцем» этого дела, и очень рад тому, что меня туда до сих пор приглашают.
—А дальше — Харьков?
—Нет. Еще не Харьков. По прошествии шести лет работы в Казани мне позвонили по решению Министерства культуры из Томска. После по обычной схеме пригласили и на работу. В течение трех сезонов я руководил там симфоническим оркестром. Но с Украиной, с Харьковом я все время поддерживал связь, потому что очень хотел вернуться — не чужой ведь! И мне помогли. В 85‑м, когда освободилось место в Харьковской филармонии, я вернулся в родной город. Через год мне предложили совмещать работу дирижера с художественным руководством филармонией. А в 96‑м с оперным спектаклем «Травиата» поехал в Мадрид. И Георгий Валентинович Селихов (царствие небесное…) предложил мне: «А не хотели бы вы возглавить оперный театр в качестве главного дирижера?» Я ответил, как женщина: «Надо подумать…» Подумал и с 1 марта 1997 года стал главным дирижером ХАТОБа. Оперы «Турандот», «Чио-Чио-Сан», балеты «Дон-Кихот» и «Жизель», более двух десятков променад-концертов, которые так полюбились харьковчанам, — это все мои детища.
—Виталий Данилович, променад-концерт далеко не новая форма музицирования, ей около 160 лет. Как вы считаете, в чем ее популярность сейчас? Кстати, «променад» — слово французское и обозначает «прогулка», а у вас?
—Да, слово действительно французское, а идея таких концертов принадлежит английскому дирижеру Генри Вуду. Тогда он преследовал одну цель — больше популяризировать современную классическую музыку среди малоимущих слоев населения, привлечь молодежь, студенчество, которому были недоступны цены на билеты в большие концертные залы. Он убирал кресла в залах и музицировал для всех, кто хотел его слушать. В Советском Союзе, пожалуй, только Валерий Гергиев в Мариинке устраивал такие концерты, а в Харькове эту идею подал я, и публике она страшно понравилась. Конечно, у нас это немножко не так: мы не убираем кресла из зала, мы даже оркестровую яму не всегда можем прикрыть. Связано это с финансово-техническими проблемами, но цены на билеты у нас самые что ни на есть доступные. И принцип «променада» тоже сохранен. Мы оправдываем его тем, что совершаем прогулку по музыкальным жанрам и эпохам, по временам, связанным с именами композиторов и солистов. И мы не только балуем публику популярной классической музыкой, но и воспитываем ее, предлагая произведения посерьезнее. Однажды в первом отделении променад-концерта мы исполнили Четвертую симфонию Шостаковича. А она ох какая непопулярная. Я боялся страшно. Отыграли — тишина. Ну все, думаю, провал. И вдруг — шквал аплодисментов, восторга — вот что меня порадовало. Мы уж во втором отделении тогда одни «конфетки» публике преподнесли — Штраус, Чайковский — все самые «шухарные», как я называю, вещи. А вообще, я работаю на полупроводниках…
—Это как же?!
—Я люблю всякую хорошую музыку, все, что с музыкой связано, и все, что вызывает у меня музыкальные ассоциации. Помню, в Питере мне захотелось побывать на уроке у Ростроповича… Это вообще фантастика! Занятия он устраивал в большом зале, и прийти туда могли все, кто хотел, надо было только спросить разрешения и тихо сидеть, чтобы не мешать… Виолончельная музыка ведь совершенно беспрограммная, но как гениально Ростропович проводит уроки с виолончелистами! Какие богатейшие ассоциации! За всеми, кто это уже сказал, повторю и я: Ростропович — человек настолько эрудированный во всех областях, что эмоциональное, ассоциативное мышление у него колоссальное, поэтому в любой момент он может привести примеры от фрейдовских до неприличных…
—Как некоторые режиссеры? Виктюк, например?..
—Да нет. Виктюк «перешагнул» Ростроповича. Ростропович более благородно изъясняется, Виктюк — более «в лоб»…
—Виталий Данилович, а что такое должно быть заложено изначально в человеке для того, чтобы он впоследствии стал дирижером?
—Прежде всего дирижером нужно родиться. То, что много нужно знать как общеизвестного, так и специального, об этом и говорить нечего. А вот подчинить своей воле массу людей, чтоб они играли так, как нужно, а не так, как им хочется, — поверьте мне, это не очень легко. Тем более что дирижеры и музыканты теоретически стоят прямо на противоположных позициях. И очень-очень часто дирижеров не любят. Знаете, почему? Потому что те диктуют свою волю. А кто-то из музыкантов, может быть, несостоявшийся дирижер, хочет играть ина-че — ну и сразу в штыки… Но еще Рихард Штраус говорил: «Уже по тому, как новый дирижер взошел и встал за пульт, видно, кто кем будет руководить: он оркестром или оркестр им».
—И как же нужно взойти?
—На это трудно ответить… Наверное, должно быть что-то незаметное для окружающих. Как бы неожиданное. И воля, конечно, воля! Ведь дирижер на итальянском — «кондактер», это кондуктор, управляющий, начальник, а ведь не каждый может быть начальником. Я помню, Константин Семенов, народный артист СССР, во время своего дебюта в Мариинке с Володей Атлантовым, выйдя к оркестру, так сдвинул брови, что его было не узнать. Но он так и не раздвинул их до конца «Пиковой дамы» — вот так… Так что, наверное, нужно обладать магнетизмом или… гипнозом…
—Чтобы воздействовать на музыкантов, как Каа на обезьян в «Маугли»: «Ближ-ж‑е, бандарлоги! Ближ-ж- же!..»
—Да, да, да! Именно! Это верно, как Каа в «Маугли»! Но ведь это тоже Фрейд.
—Виталий Данилович, а как вы думаете, учение Фрейда может помочь осуществить мечту: вашу, мою, чью-то еще — в принципе?
—…Смотря как ее сформулировать. Но главное, мне кажется, как минимум об этой мечте нужно хоть кому-нибудь рассказать, поделиться. Вот как я сейчас, хотите, расскажу вам о своей мечте?
—Еще бы! Кто же не хочет? А вдруг когда-нибудь кто-нибудь также поделится своей мечтой и она совпадет с твоей собственной…
—Случай, как говорится, редкий, но почему бы и нет?.. Я, например, очень хочу в Харькове тоже организовать какой-нибудь музыкальный фестиваль, как это у меня получилось в Казани. Причем это не стало бы помехой фестивалю Шульженко, Дунаевского, конкурсу Крайнева. У нас и Гмыря учился, да много кто — организовать бы только! Представляете: отремонтированный большой фонтан «Каскад», что спускается из Сада Шевченко на Клочковскую, сбоку можно было бы устроить пластиковые сиденья для публики, а внизу, у воды, располагался бы оркестр…
—И — концерт под открытым небом, как в Ницце или Баден-Бадене!..
—Да причем тут Баден-Баден?! В Харькове! И проводить там можно было бы не только симфонические концерты, но и эстрадные, и спектакли также — балетные, оперные, шоу, что угодно. Если будет все прилично обустроено и технически продумано — начинить мы найдем чем. Или другая идея. Вот в Санкт-Петербурге есть уже традиционный фестиваль «Театральная площадь»…
—А также «Белые ночи», «Алые паруса»…
—…Да. Так почему бы в Харькове не сделать фестиваль «Зеркальная струя»? Чтобы оживить музыкальную жизнь города летом? Ведь все есть: вход в ХНАТОБ со стороны Сумской — фактически готовая сцена, беседка «Зеркальной струи» — напротив. Конечно, нужно будет перекрывать движение транспорта. Но ведь за границей это делают! Устраивают такие представления!
—Да… Тогда здание ХНАТОБа, пожалуй, можно будет смело называть домом, где сбываются мечты… Главное, чтобы это касалось всех театрализованных представлений.