"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Струя зеркальная и… музыкальная

На протяжении недели в Харькове и области проходили концерты классической музыки и мастер-классы для одаренных детей по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, кларнет и вокал. Главными гостями фестиваля стали Станислав Христенко (фортепиано, США), Михаил Захаров (скрипка, Австрия), Екатерина Титова (фортепиано, Германия), Алексей Шадрин (виолончель, Германия), Сергей Михайлов (фагот, Киев), Юрий Немировский (кларнет, Киев), Алла Поздняк (меццо-сопрано, Киев). Все они — харьковчане, окончившие музыкальные учебные заведения нашего города и выступающие на ведущих концертных площадках мира и подмостках крупнейших театров.
Основная идея фестиваля не нова, но всегда актуальна — привлечь в родной город харьковчан — музыкантов с международной известностью, которые из-за своей востребованности не имеют возможности выступать на родине так часто, как хотелось бы. Подобное происходит каждый год на фестивале «Харьковские ассамблеи». Но в «Зеркальной струе» слушательская аудитория расширилась. Станислав Христенко и его коллеги посетили общеобразовательные школы Харькова, Первомайского, Чугуева, Люботина, Богодухова, рассказывая о мировой классической музыке и исполняя лучшие ее образцы. Масштабная интерактивная встреча-концерт, собравшая более 700 воспитанников детских домов Харьковской области, прошла 23 мая в Доме офицеров. Играли музыканты и для детей ветеранов АТО.
Исполнители ощутили всю важность своей миссии. По словам Станислава Христенко, «дети наших дней должны услышать все, что происходит в классической музыке сегодня, потому что дети и есть культурное будущее Украины». Музыканты также провели серию мастер-классов для большой группы юных дарований — будущих виолончелистов, кларнетистов, вокалистов и пианистов из музыкальных школ и училищ Харькова, Змиева, Сум и Днепра.
Говоря о фестивале «Зеркальная струя», председатель Харьковской областной государственной администрации Юлия Светличная отметила важность мероприятия для культурного статуса нашего города и выразила надежду, что фестиваль станет ежегодным. Вместе с одним из главных организаторов проекта, генеральным директором Харьковского Национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко Олегом Орищенко, Юлия Светличная вручила участникам фестиваля благодарственные грамоты главы ХОГА.
Арт-директор фестиваля Станислав Христенко на закрытии выступал в трех амплуа: лектора, пианиста и дирижера. Свой творческий путь Станислав начинал в Харьковской детской музыкальной школе № 13, после чего продолжил образование в высших музыкальных учебных заведениях США, Великобритании и Польши и стал в результате лауреатом более 30 международных конкурсов пианистов. На предконцертной лекции-встрече С. Христенко в непринужденной, почти домашней, атмосфере рассказывал о фестивале, общался со зрителями и представил именитых участников праздничного вечера: к зрителям вместе с ним вышли Екатерина Титова и Алексей Шадрин.
Музыканты поделились впечатлениями от фестиваля, немного рассказали о себе, а Екатерина Титова, которая не была в родном городе более 20 лет, призналась, что заново влюбилась в Харьков. Станислав Христенко поведал интересные факты о произведениях из программы концерта, которая была способна увлечь и музыкальных гурманов и даже слушателей-новичков! Первой прозвучала увертюра к опере «Оберон» Карла Марии фон Вебера в исполнении оркестра Харьковского Национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Наполненная яркими музыкальными темами, увертюра, по меткому наблюдению дирижера, является своеобразным «трейлером оперы», ведь каждая из этих тем в дальнейшем будет принадлежать какому-то персонажу оперы или отражать ее фантастические сюжетные повороты. «Вступительный аккорд» концерта был хорош, оркестру под управлением Станислава Христенко удалось передать нюансы контрастных частей сочинения.
Вторым номером концерта прозвучали «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» Петра Чайковского, а солистом выступил Алексей Шадрин. Выпускник Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната сейчас совершенствует свое исполнительское мастерство в одной из лучших музыкальных академий Германии и является лауреатом престижных исполнительских конкурсов. Солист был убедителен и в виртуозных эпизодах, прекрасно справляясь с техническими сложностями, и в лирических местах, демонстрируя насыщенную кантилену и выразительное вибрато. Алексей Шадрин, как истинный солист, вел оркестр за собой, а Станислав Христенко чутко реагировал на тонкие темповые сдвиги.
Венчала первое отделение «Rhapsody in Blue» Дж. Гершвина, название которой переводят и как «Голубая рапсодия», и «Рапсодия в блюзовых тонах (в стиле блюз)»… Здесь Станислав Христенко выступал сразу в двух ролях: и как исполнитель партии фортепиано, и как дирижер. Это произведение выглядело после изящных «Вариаций» ярким контрастом. Исполнению были свойственны непринужденность, джазовая свобода, полное единство солиста и оркестра: было очевидно, что в музыке Гершвина Станислав Христенко чувствует себя как рыба в воде. Очень хороши были солисты-оркестранты, которые все вместе фактически превратились в джаз-бенд.
Второе отделение открыли две арии в исполнении солистки Национальной оперы Украины Аллы Поздняк (меццо-сопрано) — выпускницы Харьковского государственного института искусств им. И. П. Котляревского. Шедевр XVIII века — ария Нерис из оперы «Медея» Луиджи Керубини был прекрасно исполнен певицей совместно с артистом оркестра Национальной оперы — фаготистом Сергеем Михайловым. Также прозвучал один из популярных оперных номеров ХХ века — виртуозная ария принцессы де Буйон из оперы «Адриана Лекуврер» Франческо Чилеа. Ее исполнение было настолько ярким, что зал не хотел отпускать певицу. Но для Аллы Поздняк этот вечер и не был прощальным — на следующий день она с успехом спела одну из главных женских партий из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в постановке ХНАТОБа.
Завершило концерт выступление Екатерины Титовой — выпускницы Харьковской средней специальной музыкальной школы-интерната, которая продолжила свое образование в музыкальных вузах России, Германии, Великобритании и Италии. Сейчас Екатерина — лауреат более 20 престижных конкурсов. Она концертирует в Европе и США: только в нынешнем сезоне Титова выступала на престижных концертных площадках Европы, среди которых Берлинская филармония и зал «Тонхалле» в Цюрихе. Исполнила пианистка совместно с оркестром Харьковского национального академического театра оперы и балета один из самых часто исполняемых шедевров в истории мировой музыки — второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Есть надежда, что прошедший с большим успехом фестиваль «Зеркальная струя» станет ежегодным, а участники первого фестиваля приедут еще. И к ним присоединятся другие выдающиеся музыканты, чьей родиной был и остается Харьков — культурная столица Украины, подарившая миру много талантов.
Вера Мовчан,
кандидат искусствоведения.
Фото: Александр Чепалов