"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Судьба человека

Сергей Бондарчук родился в селе Белозерка (современная Херсонская область, Украина) 25 сентября 1920 года. Его отец был председателем колхоза, мать работала там же. Через несколько лет в семье родилась дочка Тамара.
Вскоре после рождения детей семья перебралась в Таганрог, а затем в Ейск. Здесь прошли детские и юношеские годы Сергея. После окончания школы отец настоял на том, чтобы сын пошел учиться на инженера. Однако Бондарчук‑младший был категорически против. С детства он участвовал в художественной самодеятельности и мечтал стать артистом. В результате Сергей поссорился с отцом и, ничего не сказав, отправился в Москву.
Приехав в столицу, Бондарчук и его друг подали документы в театральное училище и стали ждать экзаменов. Несколько дней они ночевали на лавочках, а когда наступил день сдачи, то вдруг испугались и забрали документы. Друг уехал домой, а Сергей, не желавший видеть отца, отправился в Ростов-на-Дону. Здесь ему посчастливилось поступить в театральное училище.
Начало начал
В 1941 году Бондарчука призвали в армию. Год он прослужил в театре Красной армии в Грозном, а затем был призван на фронт. Сергей прошел все ужасы войны и демобилизовался лишь в 1946 году. Этот опыт наложил отпечаток на все творчество режиссера.
Вернувшись к мирной жизни, Сергей окончил актерский факультет ВГИКа и стал полноправным актером. О карьере режиссера он даже и не думал.
В 1948 году произошло два важных события в жизни Бондарчука: он впервые появился на экране в роли Валько в картине «Молодая гвардия» и женился на актрисе Инне Макаровой. Это был уже второй брак для Сергея. Впервые он женился еще до войны, но брак оказался неудачным.
В мае 1950 года в семье Бондарчука родилась девочка Наталья. Впоследствии она пойдет по стопам отца и станет режиссером. В работе у Сергея тоже все было хорошо. В 1950 году он сыграл в фильме «Кавалер Золотой Звезды», а через год исполнил главную роль в картине «Тарас Шевченко» (1951). За нее в 1952 году Бондарчук получил звание «Народный артист СССР». Это был беспрецедентный случай: в 32 года еще никто не достигал таких высот.
Вскоре Бондарчук доказал, что действительно имеет незаурядный талант. Его игра в фильме «Отелло» (1955) была по достоинству оценена не только в Союзе, но и на международных фестивалях. Успех картины был огромен. Она стала кульминацией его актерской деятельности, своеобразным итогом первой половины жизни.
Режиссерский дебют
Во время съемок «Отелло» Сергей Бондарчук познакомился с актрисой Ириной Скобцевой. У них завязались романтические отношения. Жена быстро раскусила Сергея, но скандалов не закатывала. Они разошлись мирно, и в 1959 году Бондарчук женился на Скобцевой.
Имея уже достаточно большой вес в кинематографических кругах, Сергей Бондарчук решил попробовать свои силы в режиссуре. И в 1957 году он приступает к съемкам фильма «Судьба человека».
Желание экранизировать рассказ М. Шолохова сразу же стало для Сергея Бондарчука больше чем мечтой — целью жизни. «Поначалу у него (Шолохова. — Прим. ред.) было недоверие ко мне — человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? — вспоминал Сергей Федорович. — Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил».
В декабре этого же года Сергей Бондарчук представил в худсовет «Мосфильма» сценарий картины, написанный драматургами Ю. Лукиным и Ф. Шахмагоновым, и получил добро на съемки.
Сразу же вслед за этим Бондарчук занялся поиском актеров. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Другие роли в картине достались: Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приемного сына Андрея Соколова Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай. Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придет немало детей, решил отправиться туда. Оказалось — не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Полунина, который пришел в Дом кино с отцом. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссер тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на съемки.
Съемки картины происходили в течение всего 1958 года. Поездить пришлось немало. Встречу Соколова с Ванечкой снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской (родины Шолохова), эпизоды довоенной жизни Соколова — в Воронеже, эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком — в Тамбове, пленение Соколова и расстрел советских солдат — в окрестностях сел Терновка и Губарево, каменоломню фашистского концлагеря — в Ростовской области, прибытие на вокзал эшелонов с пленными — в Калининграде, а психологический поединок Соколова и Мюллера — в павильоне «Мосфильма».
Фильм режиссера-дебютанта стал легендой отечественного кино. Народное признание совпало с официальным. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача — и режиссерская, и актерская.
Фильм-рекордсмен
Над своей главной работой — эпопеей «Война и мир» (1968) — Сергей Бондарчук работал семь лет. Роль Пьера Безухова он сыграл сам, роль Элен отдал жене, а на роль Наташи Ростовой утвердил дебютантку Людмилу Савельеву.
Первая часть эпопеи была закончена в 1965 году и показана на Московском фестивале. Это было грандиозное зрелище, которого еще не знал мировой кинематограф. В картине участвовали 120 тысяч статистов, и это событие было занесено в Книгу Рекордов Гиннесса. По части батальных сцен Бондарчуку не было равных в мире. Этот фильм, получивший в 1968 году «Оскар» в категории «лучшая иностранная работа», до сих пор остается одним из самых дорогих в истории кино.
Кстати, съемки первой серии «Войны и мира» продолжались более двух лет.
Любопытно, как работал с актерами Сергей Бондарчук. Вот воспоминания актрисы Людмилы Савельевой: «Однажды мне надо было сыграть очень тяжелую сцену: Наташе не дали бежать с Курагиным, она лежит, закрыв голову руками, не хочет жить, рядом — тетка Ахросимова. Сергей Федорович сделал очень много дублей, обращая внимание лишь на актрису, которая играла Ахросимову. Ей говорит: «Умница», а мне — ни слова. Я же не знаю, как играть истерику, как нужно плакать. И, в конце концов, обиженная, расстроенная, я выдала истерику самую настоящую. И тогда стали меня снимать. Только потом я поняла, что Сергей Федорович этого как раз и добивался». Бондарчук был одним из немногих деятелей культуры, которым было разрешено сниматься и снимать за границей. Например, Сергей Федорович сыграл в фильмах «Битва при Неретве» (1969) югославского режиссера Велько Булайича и «В Риме была ночь» (1960) итальянского мастера Роберто Росселлини.
В 1970–1980‑х годах Сергей Бондарчук снял целый ряд важных картин. Среди них стоит отметить фильм «Они сражались за Родину» (1975), который получил награду на фестивале в Карловых Варах. В этой работе Бондарчук отошел от помпезно-официозного изображения войны, показав драматические и горькие сцены сражений.
В 1978 году режиссер перенес на экран любимую повесть Чехова, поставив фильм «Степь».
Тихий Дон
Еще одной важной работой в карьере Бондарчука стала картина «Тихий Дон» (1994) по известному роману Шолохова. Режиссер вынашивал идею этого проекта еще с 60‑х годов, но приступил к ее реализации только в конце 80‑х. Он заручился поддержкой английских и итальянских продюсеров, но закончить работу над картиной не удалось. Когда был отснят весь материал, представители итальянской стороны сообщили, что деньги закончились. Монтаж фильма был закончен только в 2006 году благодаря сыну режиссера Федору Бондарчуку.
Вспоминает вдова режиссера Ирина Скобцева: «Он очень серьезно воспринимал искусство кинематографа. Это не означает, что он отрицал развлекательное кино — он сам мечтал сняться в комедии. Очень ценил талант Леонида Гайдая. Но на вопрос, кто был сильнее в Сергее Федоровиче — гражданин или художник, не задумываясь, отвечаю: гражданин. Именно его гражданская позиция и определяла выбор. Он душой и сердцем отвечал за каждый свой фильм — так был убежден в том, что художник должен служить добру и людям. Не случайно он мечтал в одном мощном проекте объединить лучших режиссеров мира. Ему хотелось вложить весь свой потенциал, ум и эмоции в экранизацию «Божественной комедии» Данте. Мы даже получили в Ватикане благословление Иоанна Павла II. Но осуществить этот грандиозный замысел Сергей Федорович не успел. История с «Тихим Доном» его подкосила.
… 90‑е годы — непонятное время. Но Сергею Федоровичу к трудностям было не привыкать. Он всю жизнь каждой постановки добивался с большим трудом. И про «Судьбу человека» говорили: мол, как из маленького рассказа, опубликованного в газете «Правда», может получиться кино? И «Степь» он пробивал с великим трудом. И в «Тихом Доне» в итоге отказали. Поэтому и согласился, когда свои услуги предложили итальянцы. Но то, что получилось — да еще со столь недобросовестными продюсерами, — совсем не совпадает с видением Сергея Федоровича. В фильме лишь несколько сцен, которые он успел смонтировать сам».
«Тихий Дон» стал последней работой великого мастера.
* * *
20 октября 1994 года Сергей Бондарчук скончался от инфаркта. Похоронили советского режиссера и актера на Новодевичьем кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА