Судьба режиссера
Сергей Бондарчук появился на свет в селе Белозерка (современная Херсонская область, Украина) 25 сентября 1920 года. Его отец придерживался коммунистических взглядов и был председателем колхоза, мать работала там же. Через несколько лет в семье родилась дочка Тамара.
Вскоре после рождения детей семья перебралась в Таганрог, а затем в Ейск. Здесь прошли детские и юношеские годы Сергея. После окончания школы отец настоял на том, чтобы сын пошел учиться на инженера. Однако Бондарчук‑младший был категорически против. С детства он участвовал в художественной самодеятельности и мечтал стать артистом. В результате Сергей поссорился с отцом и, ничего не сказав, отправился в Москву.
Приехав в столицу, Бондарчук и его друг подали документы в театральное училище и стали ждать экзаменов. Несколько дней они ночевали на лавочках, а когда наступил день сдачи, то вдруг испугались и забрали документы назад. Друг уехал домой, а Сергей, не желавший видеть отца, отправился в Ростов-на-Дону. Здесь ему посчастливилось поступить в театральное училище.
Начало начал
В 1941 году Бондарчука призвали в армию. Год он прослужил в театре Красной Армии в Грозном, а затем был призван на фронт. Сергей прошел все ужасы войны и демобилизовался лишь в 1946 году. Этот опыт наложил отпечаток на все творчество режиссера.
Вернувшись к мирной жизни, Сергей закончил актерский факультет ВГИКа и стал полноправным актером. О карьере режиссера он даже и не думал.
В 1948 году произошло два важных события в жизни Бондарчука: он впервые появился на экране в роли Валько в картине «Молодая гвардия» и женился на актрисе Инне Макаровой. Это был уже второй брак для Сергея. Впервые он женился еще до войны, но брак оказался неудачным.
В мае 1950 года в семье Бондарчуков родилась девочка Наталья. Впоследствии она пойдет по стопам отца и станет режиссером. В работе у Сергея тоже все было хорошо. В 1950 году он сыграл в фильме «Кавалер Золотой Звезды», а через год исполнил главную роль в картине «Тарас Шевченко» (1951). Кинолента пришлась по душе самому Сталину, и в 1952 году Бондарчук получил звание народного артиста СССР. Это был беспрецедентный случай: в 32 года еще никто не достигал таких высот.
Вскоре Бондарчук доказал, что действительно имеет незаурядный талант. Его игра в фильме «Отелло» (1955) была по достоинству оценена не только в СССР, но и на международных фестивалях. Успех картины был огромен. Она стала кульминацией его актерской деятельности, своеобразным итогом первой половины жизни.
Режиссерский дебют
Во время съемок «Отелло» Сергей Бондарчук познакомился с актрисой Ириной Скобцевой. У них завязались романтические отношения. Жена быстро раскусила Сергея, но скандалов не закатывала. Они разошлись мирно, и в 1959 году Бондарчук женился на Скобцевой.
Имея уже достаточно большой вес в кинематографических кругах, Сергей Бондарчук решил попробовать свои силы в режиссуре.
В 1959 году состоялся его дебют «Судьба человека». Кстати, этот фильм сняли в очень короткий срок, всего за 74 дня. И он имел большой успех у зрителей, заняв пятое место в прокате, а Сергей получил Ленинскую премию.
Это событие заметно изменило его жизнь в лучшую сторону. Бондарчук получил новую квартиру, а его авторитет стал еще большим. Вскоре он снова стал папой: на свет появились дочка Алена и сын Федор.
Фильм-рекордсмен
Над своей главной работой — эпопеей «Война и мир» (1968) — Сергей Бондарчук работал семь лет. Роль Пьера Безухова он сыграл сам, роль Элен отдал жене, а на роль Наташи Ростовой утвердил дебютантку Людмилу Савельеву.
Первая часть эпопеи была закончена в 1965 году и показана на Московском фестивале. Это было грандиозное зрелище, которого еще не знал мировой кинематограф. В картине участвовали 120 тысяч статистов, и это событие было занесено в Книгу Рекордов Гиннесса. По части батальных сцен Бондарчуку не было равных в мире. Этот фильм, получивший в 1968 году «Оскар» в категории «лучшая иностранная работа», до сих пор остается одним из самых дорогих в истории кино.
Кстати, Бондарчук был одним из немногих деятелей культуры, которым было разрешено сниматься и снимать за границей. Например, Сергей Федорович сыграл в фильмах «Битва при Неретве» (1969) югославского режиссера Велько Булайича и «В Риме была ночь» (1960) итальянского мастера Роберто Росселлини.
В 1970–1980‑х годах Сергей Бондарчук снял целый ряд важных картин. Среди них стоит отметить фильм «Они сражались за Родину» (1975), который получил награду на фестивале в Карловых Варах. В этой работе Бондарчук отошел от помпезно-официозного изображения войны, показав драматические и горькие сцены сражений.
В 1978 году режиссер перенес на экран любимую повесть Чехова, поставив фильм «Степь».
Тихий Дон
Еще одной важной работой в карьере Бондарчука стала картина «Тихий Дон» (1994) по известному роману Шолохова. Режиссер вынашивал идею этого проекта еще с 60‑х годов, но приступил к ее реализации только в конце 80‑х. Он заручился поддержкой английских и итальянских продюсеров, но закончить работу над картиной не удалось.
Когда был отснят весь материал, представители итальянской стороны сообщили, что деньги закончились. Монтаж фильма был закончен только в 2006 году благодаря сыну режиссера Федору Бондарчуку.
Вспоминает вдова режиссера Ирина Скобцева: «Он очень серьезно воспринимал искусство кинематографа. Это не означает, что он отрицал развлекательное кино — он сам мечтал сняться в комедии. Очень ценил талант Леонида Гайдая. Но на вопрос, кто был сильнее в Сергее Федоровиче — гражданин или художник, не задумываясь, отвечаю: гражданин.
Именно его гражданская позиция и определяла выбор. Он душой и сердцем отвечал за каждый свой фильм — так был убежден в том, что художник должен служить добру и людям. Не случайно он мечтал в одном мощном проекте объединить лучших режиссеров мира. Ему хотелось вложить весь свой потенциал, ум и эмоции в экранизацию «Божественной комедии» Данте. Мы даже получили в Ватикане благословление Иоанна Павла II. Но осуществить этот грандиозный замысел Сергей Федорович не успел. История с «Тихим Доном» его подкосила.
… 90‑е годы — непонятное время. Но Сергею Федоровичу к трудностям было не привыкать. Он всю жизнь каждой постановки добивался с большим трудом. И про «Судьбу человека» говорили: мол, как из маленького рассказа, опубликованного в газете «Правда», может получиться кино? И «Степь» он пробивал с великим трудом. И в «Тихом Доне» в итоге отказали. Поэтому и согласился, когда свои услуги предложили итальянцы. Но то, что получилось — да еще со столь недобросовестными продюсерами, — совсем не совпадает с видением Сергея Федоровича. В фильме лишь несколько сцен, которые он успел смонтировать сам».
«Тихий Дон» стал последней работой великого мастера.
***
20 октября 1994 года Сергей Бондарчук скончался от инфаркта. Похоронили советского режиссера и актера на Новодевичьем кладбище.
Кинорежиссура стала семейным делом Бондарчуков. По стопам отца пошли дочь от первого брака Наталья и сын от второго брака Федор. К слову, Федор Бондарчук добился в кинематографе заметных успехов, став одним из самых влиятельных режиссеров.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА