Сумерки. Жанры, вкусы, рубрикатор
В экспозиции выставки более 70 работ разных жанров: живопись, графика, скульптура, произведения дизайнеров, фотохудожников — представителей коллектива клуба, среди которых известные и в Харькове и за его пределами, и любители, аматоры. Не менее важно то, что на выставке представлены полотна из частных собраний и фондов Харьковского художественного музея. Главное же, как тема ночи объединяет участников клуба и культурно-делового центра «Рубаненко и партнеры» в творчестве. Уже побывавшие на выставке оценили ее по достоинству, отметили старания каждого автора. А к восприятию ночи как времени вдохновения и размышлений, мечтания и иллюзий, смею надеяться, подтолкнет вас сей рассказ. Поможет в этом — ни за что не догадаетесь! — самое что ни на есть научное объяснение: каким бывает темное время суток, то есть ночь; какова она в наших широтах; как видоизменяется и сколько у нее стадий; чем обусловлено влияние одной из них — сумерек — на творческие натуры; какие яркие эпитеты для описания этого явления находят даже люди науки.
Директор Харьковского планетария им. Ю. Гагарина Галина Железняк:
— Ночь — это отсутствие света, темное время суток. Ночь бывает разной, поскольку зависит от продолжительности светлого и темного времени суток и от высоты солнца над горизонтом. Ключевыми точками являются дни солнцестояний: зимнего — 21 декабря, когда продолжительность ночи колоссальна, а светлое время всего лишь 8 ч. 4 мин. для наших широт, и летнего — 22 июня, когда продолжительность светлого времени суток 16 ч. 4 мин. Майская ночь, находящаяся в преддверии волшебной короткой лучезарной летней ночи, будет всегда наполнена мистикой распускающихся цветов, которые набирают свою буйную силу в этот период. Солнце, начиная с периода весеннего равноденствия, все выше забирается над горизонтом. Оно идет по высокой дуге и медленно опускает свой светящийся диск под горизонт, не падая вниз резко, а как бы скользя, уходя постепенно все глубже в пучины тьмы. Когда солнце глубоко зайдет под горизонт, наступит именно та волшебная ночь, когда ярко сияют звезды и мистическим кажется свет зодиака. Такие ночи воспевают поэты, художники, музыканты. Особенно интересно «предночье». Эти периоды времени зовутся сумерками. Выделяется три типа сумерек: гражданские, навигационные и астрономические. Именно в гражданских сумерках, которые длятся около 40 мин. после того, как диск солнца уйдет под горизонт, начинается мистика ночи. В гражданских сумерках хорошо видны светящиеся горизонты, окрашенные в алые, желтоватые, оранжевые тона. В это время можно наблюдать ярчайшую планету Венера. Навигационные сумерки, когда появляются первые звезды, во все времена служили путешественникам компасом, указателем направлений. В них художники изображают светящиеся облака, легкой дымкой окутывающие нашу планету, и созвездия — Лев, Лебедь, Лира, Вега, Альтаир, Орел. Наконец, когда солнце, скользя под горизонтом, углубится в свое путешествие достаточно далеко, небо потемнеет, в этом черном бархате засияет Млечный Путь — наша Галактика. Прекрасно, что художники оставили нам на полотнах волшебство ночи вне города, где не мешает свет фонарей и красота Вселенной видна во всем своем удивительном многообразии — это астрономические сумерки, которые всегда восхищают нас, обращают к поэтической мысли. А еще в северных и южных широтах, которые мы называем приполярными, вблизи Северного полюса и Южного, на 20 град. от полюсов существует понятие «полярная ночь», когда солнце не выходит украшать небеса на протяжении нескольких недель. Такая картина наблюдается зимой, а в конце мая — начале июня здесь время белых ночей, когда вопреки привычным традициям средних широт солнце не покидает небеса, на полюсах же на несколько недель оно остается над горизонтом. У нас в средней полосе солнце ненадолго заходит, и в это прекрасное темное время суток все вдохновение и желание отобразить красоту окружающего мира воплощается в творчестве. Когда затихает день с его заботами, успокаивается планета, люди настраиваются на космическую волну и говорят, что могут слушать голос Вселенной. Этим качеством, конечно, обладают творческие натуры, поэтому когда мы стоим перед полотнами художников, мы как будто присутствуем в то время и в том месте, где они работали, вместе с ними впитываем все очарование бесконечно прекрасной теплой летней ночи.
Председатель правления харьковской организации Национального союза художников Украины, секретарь по регионам Национального союза художников Украины, народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, премии им. И. Репина, академик, профессор, почетный гражданин Харьковской области Виктор Ковтун:
— Скажу главное: мне нравится все, что делает творческий клуб «Гостиная на Дворянской» вместе с корпорацией «Рубаненко и партнеры», начиная с первого проекта, первой выставки. Помню, лет 10 назад, когда все только начиналось, один большой человек сказал: «Зачем это им надо?» А вот надо! Мы с Леонидом Ивановичем знакомы с 1989 года, когда еще был Московский райисполком, и все, кто хотел, мог сделать доброе дело. Они сделали! Все их дела — добрые, все программы — культурные, в том числе нынешняя «Ночные сюжеты». Ну это же здорово: ночной Харьков в разнообразных жанрах. И серьезно. Поэтому, извините, прошибает оттого, что люди с таким благородством и воодушевлением воплощают в жизнь задуманное. Я всегда буду участвовать в их выставках. Не из-за того, что мы близкие друзья, а потому, что хочу участвовать в благородном деле. И не я один, другие мои коллеги, как видите, тоже с радостью откликаются на приглашение — и это имена!
Петр Мчедлов‑Петросян, ст. научный сотрудник Института теоретической физики им. А. Ахиезера:
— Сам факт того, что мои работы, выставленные сейчас в экспозиции «Ночные сюжеты» в «Гостиной на Дворянской», конечно, для меня честь, потому что я оказался рядом с профессионалами, не будучи в фотографии таковым. Эти работы — некое воспоминание о моей юбилейной выставке, которая была в 2010 году тоже в Гостиной, благодаря предложению и поддержке четы Рубаненко. Могу сказать, что мне было очень приятно вспомнить настроение, связанное с той выставкой. Она называлась «Обретение свободы» и отражала мое восприятие когда-то закрытого мира, впечатление от поездок, от увиденного в странах, в которые смог попасть только после распада Советского Союза, поскольку был невыездной и т. д. И вот когда я наконец увидел это все, каждая улица, каждая площадь воспринимались мной, как маленькая личная победа. Сие настроение, как мне кажется, удалось отразить в фотографиях Лондона, Нюрнберга, других городов, а новое ощущение, ощущение обретения свободы, диктовало выбор сюжетов. И вот сейчас было очень приятно увидеть свои фотографии-воспоминания об этом, тем более что они все-таки оказались достойными того, чтобы быть в ряду с работами профессионалов.
Людмила Рубаненко, хозяйка Гостиной:
— Идея создать выставку на тему ночи у нас родилась в год, когда был юбилей Куинджи. Ранее я видела в оригиналах его работы «Ночь на Днепре» в Симферопольском художественном музее и «Украинская ночь» в Витебске. Тогда «Ночи» Куинджи заворожили меня, очень захотелось сделать выставку на тему ночных сюжетов у себя, и в этом году мы решили, что Ночь музеев должна быть ознаменована коллективной выставкой творческого клуба, посвященной теме ночи, причем в произведениях участников Гостиной и их коллекций. Так, Валерий Грубарь и Карина Мовсесян, Александр Плотников и Вера Крылова из своих домашних собраний представили работы. Конечно, подключился и Харьковский художественный музей, который подобрал из своих фондов ночные пейзажи. Получилась очень интересная выставка, но, пожалуй, главным ее открытием для меня стал художник, который первым был представлен к званию «Народный художник Украинской ССР» в 1946 году, Григорий Светлицкий. Две его работы из музейной коллекции на нашей выставке, одной — «Марусина хата» — в этом году исполнилось 100 лет, вторая — «Последний бал», — скажу без стеснения, меня просто заворожила. На ней изображено село, посреди него дворянский особняк. Ситуация явно накануне Октябрьской революции, в имении еще горят окна, за ними шумит и веселится бал…
Отдельно хочу сказать, что выставку посетила удивительная женщина, потомок рода Голицыных, княжна Екатерина Голицына, приехавшая из Франции. Здесь же состоялась встреча с представителями знаменитых харьковских дворянских фамилий ушедшего века, такими как Бекетовы, Багалеи, Капнисты. У нас на глазах удивительная сюжетная дворянская атмосфера перетекла в атмосферу ночи, ее таинства, необъяснимого колдовства, объединенная с сюжетами национальными, гоголевскими — как в работах Михаила Попова, Евгения Егорова. С ними перекликаются и архитектурные пейзажи Харькова, в частности наш знаменитый памятник Шевченко в ночное время, причем эта знаменитая работа скульптора Манизера представлена в… не скажу в скольких экземплярах! Приходите — подсчитаете. Обращают на себя внимание фотографии полярных ночей в Норвегии Владимира Оглоблина и как бы перекликающиеся с ними работы Петра Мчедлова-Петросяна, привезенные из Франции. Скульптор Александр Ридный представил работу под названием «Парикмахер ночи», в чем-то она, может быть, пасмурная, угрожающая, но вместе с тем притягательная. Великолепны работы Владимира Скипенко, очень интересны плакаты Евгения Маслова, графика Светланы Дуденко и Елены Борисовой, живопись Юрия Любавина, Виктора Чауса, Александра Шеховцова, Юрия Шкодовского, Марии Безнощенко-Лучковской, фотоработы Олега Малеваного, Владимира Бысова, Игоря Лаптева, вышивка Татьяны Блиновой; о зеленой луне и колокольчиках из произведений супругов Веры и Виктора Чурсиных можно говорить бесконечно, а Тарас Шигимага представил натюрморты с тайным смыслом. Один — «Вечерняя усталость», о художнике, завершающем свой нелегкий дневной труд, второй — «Ужин во время Поста», где для семьи из семи человек лежат только 7 ложек, 7 кусочков хлеба и миска с постной едой… В общем, выставка настолько разнообразна, что интересное, поверьте, можно рассказать о каждом авторе! Но, как известно, лучше всего о нем говорят его произведения.
Владимир Оглоблин, фотограф, член Союза фотохудожников Украины:
— То, что новый проект в нашем творческом клубе оказался названным «Ночные сюжеты», для меня было неожиданно. Но в то же время я обрадовался, понял: ночь можно представить в разных вариациях и предложил полярную. В Норвегии несколько лет назад я снимал такую ночь с очень красивым цветом. Сначала предположил, что получится просто мрак космический, а оказалось, что так называемый переотраженный свет в северных широтах очень интересен, от бледно-розового, малинового, бордового до какого-то глубокого синего, как японцы говорят, цвета тайных глубин. Он-то у меня и возник, поэтому представленная серия — панорамы полярной ночи. Мне стало интересно, как задуманное будет совмещаться? Оказалось, все возможно. Когда есть общая идея, концепция, подобные работы могут рядом не просто существовать, жить. Ну и кроме того, было интересно, как другие фотографы, художники, зрители видят ночь. В общем, внес свою каплю в море ночи. Не скрою, мне интересно и то, как люди воспринимали мои работы. По отзывам, вроде бы все благополучно, значит, не напрасно я бродил в ночном холоде. В следующий раз придумаю что-нибудь еще…