Осенью 2017 года четверо украинских и четверо британских художников работали в незнакомом для них пространстве: украинцы — в Ливерпуле, британцы — в Харькове и Киеве. Результаты своих художественных поисков они представили на открытии выставки 16 марта. Выставка состоит из ряда инсталляций, видеоработ, документаций перформансов, фотографий и аудиорассказов.
Ключевой темой арт-резиденций стали понятия «обмен» (именно так с английского переводится swap) и «диалог». Новое окружение — с чужими культурными кодами, языковым барьером и инфраструктурными неожиданностями — заставляло художников и художниц искать способы договориться, понять и принять.
«Я все время ходил по городу и думал: «Боже, каким образом все это работает?!» Никак не мог отделаться от мысли, что Харьков — это некий экспериментальный город, — говорит британский художник Стивен Шихан. — Вместе с тем пространство было хоть и непонятным, но дружественным. А люди — люди такие же, как везде.
Я оказался в совершенно незнакомом языковом окружении, непонятные даже надписи, потому что кириллические, и, лишенный «языкового шума», я должен был исследовать пространство исключительно визуально. А когда ты не говоришь, а действуешь только глазами, ты открываешь тонкие нюансы, которых не видишь в обычной жизни».
Его коллега, Вики Торн­тон, также говорит, что Киев, в котором пришлось работать, тоже ощущался как пространство непонятное, но дружественное: «Киев дал мне ощущение скорости, открытости пространства и свободы действий: все, что я делала как художница, принималось. И удивительным было то, что люди действительно заботятся о тебе. Все мои работы — это результат заботы и сотрудничества многих малознакомых мне людей».
Оба художника соглашаются: когда ты едешь в новое место на арт-резиденцию, должен ехать без стереотипов и предубеждений. И тогда пространство тебе максимально откроется.
Харьковская фотохудожница Полина Карпова, которая пытается исследовать человеческую красоту в индустриальном пейзаже, рассказывает, что для нее самым сложным вызовом являлось не столько найти моделей, сколько самой стать заметной в пространстве: «У меня было впечатление, что меня никто не видит. Девушки-скауз* выглядят очень ярко, будто без меры. Они фанатеют от шопинга, от всего красочного, от тусовок. Я же, наоборот, вообще не делаю макияж и не ношу столь заметной одежды. В конце концов я попросила свою новую знакомую сделать мне мейк-ап «как у местных» — и тогда, в этой маске, я почувствовала себя замеченной».
(*Скауз — акцент и диалект английского языка, распространенный в Ливерпуле и в прилегающих к нему местностях Мерсисайд. Этим же словом сегодня называют и местных жителей.)
Украинские участники арт-резиденций говорят, что больше всего в Ливерпуле поразило то, как стремительно этот город превратился в один из крупнейших мировых культурных центров, где развитие культуры стало решающим фактором и в экономике, и в самой динамике городской жизни. Долгое время портовый Ливерпуль имел единую большую культурную приманку — музей «Битлз», а последние два десятилетия взорвался рядом мощных культурных институтов и проектов. Начать хотя бы с ливерпульской биеннале (существует с 2004 года), которая является одним из ключевых событий в мире современного искусства.
«Одна из задач резиденций — вывести художников за пределы зоны комфорта, поставить их перед вызовом, заставить решать неожиданные для них задачи, — говорит сокуратор выставки и программный менеджер художественных проектов Британского Совета в Украине Илья Заболотный. — И Ливерпуль для украинцев, и Харьков и Киев для британцев — это настоящий вызов, но они с ним справились, все подобрали какие-то свои ключи к новым для себя городов. Очень интересно вглядываться в то, как эти попытки понять пространство отразились в различных работах наших участников и участниц».
Директор «ЕрмиловЦентр» Наталья Иванова говорит, что для «Ермилова» принимать резидентов становится уже привычным форматом работы: «Мне интересно наблюдать за тем, как завязываются контакты, рождается дружба — причем и просто человеческая, и» цеховая «, дружба художников. Как люди, которые приехали без всякого представления друг о друге, начинают делать совместные творческие проекты, помогать друг другу. Как по мне, это один из лучших способов взаимного познания и избавления от стереотипов».
SWAP: UK/Ukraine — ежегодная программа резиденций Британского Совета в Украине для художников и кураторов. Программа реализуется в сотрудничестве с ливерпульской биеннале, самым масштабным фестивалем современного искусства в Соединенном Королевстве, и наиболее инновационными и экспериментальными художественными институциями в Украине.
С момента запуска программы в 2016 году Британский Совет поддержал 20 резиденций (18 для художников и 2 для кураторов) в Ливерпуле, Киеве, Харькове, Ужгороде, в с. Музычи и на полуострове Бирючий в Азовском море. SWAP имеет целью объединить художников из обеих стран и поддерживать их развитие в международной среде. Также программа предоставляет художникам время на исследования, рефлексию и изучение художественных традиций Великобритании и Украины. Во второй итерации программы резиденций приняли участие восемь художников из Украины и Великобритании (Полина Карпова, Мария Куликовская, Антон Лапов, Вова Воротнев; Кунг Хва Шон, Стивен Шихан, Вики Торнтон, Адам Волкер).