"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Та самая Золушка

Янина Болеславовна Жеймо родилась в Волковыске (Гродненская область Белоруси) 29 мая 1909 года в семье цирковых артистов. Детство Яни прошло под знаком праздника и нужды. Цирковых заработков не хватало, отец болел, с раннего детства ей пришлось подрабатывать. С трёхлетнего возраста она выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком и даже… преподавала балет (ученикам много старше её).
В 1923 году, в день своего рождения, отец умер. Мама осталась с четырьмя дочерьми. В цирке работать они уже не могли — развалился номер. Кончился очередной контракт, семья осталась в Петрограде. Кормила их эстрада, номера придумывались с ходу, если было надо, брались даже за то, чего прежде не умели, например, выучились играть на ксилофонах. У Эли и Яни был коронный номер — «Музыкальные эксцентрики». Об этом времени своей жизни Янина Жеймо писала: «Странно — я нормально росла до четырнадцати лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». Маленький рост — казалось бы, трагедия для молоденькой девушки — сослужит ей впоследствии верную актёрскую службу, но отчасти и ограничит диапазон её амплуа вечным приговором: травести.
Дебют в кино
В пятнадцать лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактёра» (ФЭКС) в актёрскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга, будущих знаменитых советских режиссёров. В Москве и Петрограде середины двадцатых годов было открыто множество киношкол. Что-то реально сделавшими оказались лишь три, в том числе ФЭКС. Жеймо улыбнулась судьба. Ко времени поступления в ФЭКС её актёрский стаж насчитывал двенадцать лет — гораздо больше, чем у экзаменаторов, повергнутых этим известием в шок. Учёба не была безоблачной, но упорство девушки сделало своё дело…
В 1925 году состоялся дебют Янины Жеймо в кино. Она сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича».
Кстати, в этой картине Янина снялась вместе со своим первым мужем Андреем Костричкиным (с ним она познакомилась в ФЭКСе). Их совместная жизнь оказалась недолгой, несмотря на рождение дочери, которую назвали в честь мамы Яниной. Впоследствии Янина‑младшая всю жизнь проработала литобработчиком на «Мосфильме».
Тем временем у Янины Жеймо началась вторая профессиональная жизнь. Цирк и эстрада постепенно стали отходить в прошлое. Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии «Братишка».
Взлет
Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься.
Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли её почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме «Разбудите Леночку» (1934). Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести (за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в своё время была Янина Жеймо) не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой». По словам Григория Козинцева: «Разбудите Леночку», и более поздний фильм «Приключения Корзинкиной» были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке».
Это было время наибольшей её популярности (особенно после фильма «Подруги»). Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Сейчас эти рассказы звучат странно, потому что фильмы, принесшие ей ту известность, нам практически неизвестны.
Ещё до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Её новым супругом стал знаменитый режиссёр Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше.
Война
Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим её гадать на картах, что её дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера.
Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство.
Вот только там её никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком…
Янина не простила мужу измены и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леонид Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил её, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться.
Золушка
Еще одним чудом в ее жизни стали съемки в фильме «Золушка», которые начались на «Ленфильме» в 1944 году. Нужно отметить, что съемочная группа выглядела в глазах властей очень сомнительно, и в другой ситуации им просто не позволили бы работать вместе. Второй режиссер Михаил Шапиро был женат на родственнице Льва Троцкого. Композитор Антонио Спадовеккиа — был по национальности итальянец. Фаина Раневская — подруга опальной поэтессы Анны Ахматовой. Алексей Консовский — из семьи «врагов народа». Василий Меркурьев был женат на дочери «чуждого советским гражданам» режиссера Всеволода Мейерхольда. Сценарист Евгений Шварц — друг репрессированных поэтов Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. Помимо прочего, Янину Жеймо недолюбливал Сталин, который считал, что миниатюрной женщине не место в советском кинематографе, в котором должны блистать только такие красавицы, как Любовь Орлова.
До съемок в этой картине Янина Жеймо и Алексей Консовский, снявшийся в фильме в роли Принца, вместе работали на съемках картины «Шел солдат с фронта», и на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были иные амплуа, нежели в «Золушке». Янине Жеймо было 37 лет, и она была старше обеих своих экранных сестер. Консовский был младше Жеймо на три года.
В послевоенном Ленинграде почти не осталось мебели и тряпок, сожжeнных в блокаду, тем более — не было роскошного реквизита. Часть того, что оказалось возможным найти, из дома принесли актeры, что-то было позаимствовано в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля. Единственная деталь, которую костюмеры делали на заказ, — хрустальные туфельки 31‑го размера для маленькой ножки актрисы. Но эта обувь предназначалась лишь для сцен с общим планом. Танцевала и ходила по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на хрустальные.
Дочь актрисы Янина Костричкина рассказывала: «Не все хотели видеть маму в роли Золушки. Вокруг нее плелись интриги. Многих пугал ее возраст: дескать, в 37 сыграть 16-летнюю — нереально! На эту роль втайне от мамы пробовали балерину Марию Мазун, которой на тот момент не исполнилось и 20. Но миловидную и обаятельную девушку не утвердил худсовет. Танцовщица не обладала и половиной маминого актерского профессионализма. Шварц видел свою Золушку вовсе не бездушной смазливой куклой в стиле голливудских красоток, а хотел показать, что внутреннее очарование гораздо ценнее внешнего. Так, с большим трудом, на картину взяли маму. Фильм имел колоссальный успех. А после его выхода на экраны Шварц в знак признательности за отменную игру подарил Жеймо котенка, который сразу же стал любимцем всей семьи».
Роль Золушки принесла огромную популярность актрисе. Евгений Шварц вспоминал: «Картина появилась на экранах 8 мая 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» — простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная…»
В 2009 году фильм «Золушка» был реставрирован.
Конец карьеры
В период малокартинья, начавшийся после «Золушки», Янина Жеймо участвовала в дублировании зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов. Дубляж — работа специфическая, не каждый актёр даже с хорошими голосовыми данными к ней пригоден. Но голос Жеймо, говорившей за Герду в «Снежной королеве» или за героиню в фильме «Марти», нежный, спокойный, робкий и в то же время гордый, забыть невозможно. Кино отвергло её облик — она отдала ему свой голос.
В своих дневниках Евгений Шварц написал: «Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все её существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть».
Свою последнюю роль она сыграла в 1954 году в фильме «Два друга», когда ей было только 45 лет.
В 1957 году Янина с мужем уехала в Польшу, в Варшаву. Там она прожила последние тридцать лет своей пятой жизни, сугубо частной, о которой известно не много. Она выучила язык, дружила с известным польским киноведом-классиком, Ежи Теплицем… было даже несколько предложений сниматься, но по разным причинам они не были приняты. Казалось бы, странно. Но ведь не всегда главное — соглашаться на что угодно, только бы сняться, мелькнуть, напомнить о себе. Особенно для актрисы, всегда игравшей героинь своего, а не чужого времени.
Умерла актриса 29 декабря 1987 года в Варшаве. Похоронена на Востряковском кладбище в Москве.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА