Впечатлениями делится заведующий кафедрой, профессор Харьковского национального университета искусств, заслуженный деятель искусств Украины Александр Инюточкин.
— Александр Александрович, Вам выпала честь представлять искусство театра кукол за рубежом, расскажите, как Вы оказались в составе участников международного фестиваля и какие творческие коллективы отстаивали право на победу в Белостоке?
— Сначала следует оговориться, что это не совсем привычный фестиваль, а своеобразное продолжение учебного процесса, поэтому не избирался состав жюри, а значит — и не определялись номинации и награды. Харьковский национальный университет искусств в лице нашей кафедры является постоянным участником всех девяти фестивалей, проходивших в Белостоке.
А поскольку фестиваль проходит как биеннале (то есть один раз в два года), то наше сотрудничество с ним длится на протяжении вот уже 18 лет. Для того чтобы принять участие в следующем смотре-конкурсе, конечно же, необходимо постоянно доказывать своё право на это новыми достижениями.
Творческий форум доказал, что кукольный театр — не только куклы, но и искусство, основанное на использовании новых технологий. В Белосток съезжаются будущие кукловоды, режиссеры и художники со всего мира, чтобы представить новые формы обучения мастерству театра кукол. Здесь, на стыке различных культурных традиций, обсуждается ряд вопросов и острых проблем, касающихся перспектив развития театра анимации.
— Какие учебные спектакли были представлены в Польше?
Особый интерес вызвал монолог Агафьи Тихоновны из гоголевской «Женитьбы», исполненный Анастасией Гордеевой. В немой диалог с Агафьей вступали Дмитрий Бондаренко, Александр Волков и Никита Перцев.
— Интерес вызвал у кого?
— У участников IX Международного фестиваля, который представляли творческие вузы из Словакии, Чехии, Словении, Германии, Македонии, Венгрии, Латвии, России, Греции, Израиля и две театральные школы Польши.
— Как участники фестиваля оценили спектакль «Василина» заслуженной артистки АР Крым Оксаны Дмитриевой в сценическом оформлении Натальи Денисовой?
— Спектакль IV бакалаврского курса поставлен по известной народной сказке. Создан он приемом сочетания «живого плана» и кукол — сицилианских марионеток. Действие насыщено ритуальными и обрядовыми композициями, много песен, аутентичного фольклора, в котором ярко выражается ментальная особенность украинского народного творчества. После «Монологов» и «Василины» с предложением о сотрудничестве к нам обратились представители Братиславской театральной академии.
— В чем суть такого сотрудничества?
— Сегодня переговоры с руководством Братиславской академии ведет декан театрального факультета ХНУИ, кандидат искусствоведения Яна Партола. Пока что обговариваются процесс обмена учебными программами, проведение совместных мастер-классов с педагогами и студентами этих учебных заведений. Возможно, будет происходить взаимообмен студенческими спектаклями.
— Каковы были условия проживания репетиционного процесса?
— Поселили нас в комфортабельной гостинице «Ибис», где было всё необходимое, в том числе и трехразовое питание. Репетиции проходили на базе Белостокского филиала варшавской театральной академии им. А. Зельверовича. Вспомогательные службы максимально обеспечили нам полноценный репетиционный период и показ спектаклей.
— Если организаторы фестиваля отказались от жюри, то работал ли экспертный совет профессионалов? Кто оценивал качество студенческих спектаклей?
— Самой высокой оценкой были для нас бурные аплодисменты и неоднократные вызовы исполнителей на поклон. Со студентами активно общались театральные критики и коллеги из разных стран. Кстати, проходили аналитические разборы спектаклей в узком кругу, таким же образом обсуждались предложения о дальнейшем сотрудничестве с творческими вузами Германии, Франции и Словакии.
— В чем польза международных биеннале для учебного процесса, осуществляемых на Вашей кафедре?
— Сегодня театры кукол развиваются интенсивно, появляется много разных направлений по всем видам и техническим особенностям театральных кукол. Меня в первую очередь озаботило то, что практически во всех представленных на фестивале школах доминирует «живой план».
— А почему Вас это волнует?
— Потому что искусство, которому мое поколение кукловодов себя посвятило, называется театром анимации. Кстати, сегодня многие драматические театры используют средства выразительности, присущие именно театру кукол. В этом я не усматриваю ничего дурного, так как использование куклы на драматической сцене только обогащает приемы этого вида постановочной деятельности. Но когда живой план начинает поглощать искусство играющей куклы, то в этом мною усматривается отрицательная тенденция. Происходит разбалансирование двух видов сценической деятельности и в результате искусство театра кукол становится вспомогательным приемом для живого плана. Этого нельзя допускать.
— Какая из представленных на фестивале школ наиболее близка Вашему пониманию сути искусства театра анимации?
— Конечно же, венгерский «Картонный коллаж», греческий театр со спектаклем «Жираф», польское «Метро» и франко-норвежское действо «Пироман». Перечисленные спектакли — неоспоримое доказательство того, что театр анимации является самодостаточным искусством, способным отстаивать свою позицию относительно искусства живого драматического театра.
По материалам timeua.info
Алексанадр Анничев