«Театр уж полон, ложи блещут…»
—Игорь Александрович, — обращаюсь к декану театрального факультета ХГАК, режиссеру, заслуженному деятелю искусств Украины, профессору Игорю Борису, — в программе фестиваля вы обнародовали такой список театральных объединений, что невольно стыдишься: в городе они не очень известны, однако на фестивале показали себя весьма достойно. Это учебный театр ХГАК; Театр теней Харьковского государственного училища культуры; Театр-студия Альтер Ску; самостоятельные работы по произведениям Т. Яблонской и других авторов; физический театр, импровизация, перфоманс, мастер-классы; лаборатория телесных образов; экспериментальная мастерская театральных исследований; дипломные спектакли; фестиваль чтецов ХГАК «Белые ландыши»; курсовые работы — инсценировки классики; спектакли анимационного курса ХНУИ им. Котляревского; круглый стол «Научно-практический диалог, традиции и новаторство в современном театре и кино»; школа современных сценических направлений; даже само открытие фестиваля имело оригинальное авторское название «На крыльях искусства», а закрытие — «Театр мысли «Вольный полет». Маэстро, в рамках половины академического часа расскажите, пожалуйста, хоть о некоторых. Похвастайте! Говорят, есть чем…
—Хвастать, конечно, не хорошо, но, как вы говорите, если есть чем, почему нет? Слова похвалы творческого человека не только балуют, главное — учат, призывают задуматься, окрыляют. Да, на базе ХГАК состоялся Второй фестиваль театрального искусства под названием «Театр будущего», в рамках которого, как и в прошлом году, был также конкурс чтецов «Белые ландыши». Но в отличие от прошлого года, в фестивале приняли участие и ученики лицеев искусств Харькова, театральных классов харьковских гимназий, ХГУК. Своим заданием мы сочли привлечение молодежи города к системе понимания главного: если я хочу стать профессиональным актером и режиссером, то должен уже в гимназии, колледже, училище, институте доказывать право на представление собственной индивидуальности. С одной стороны, с другой, — это и обозрение, как бы сопоставление достигнутого. Но не соревнование, не конфликт, не противостояние, это диалог во времени между творческими мастерскими, собственными творческими учебными программами, воплощенными в экспериментальные и академические спектакли. Участие брали 2, 3, 4, 5 курсы. Интересными, например, стали дипломные спектакли творческой мастерской педагогов засл. арт. Украины и мастера сцены П. Кучина и его жены — засл. арт. Украины В. Кучиной по определенной форме обучения — «Майская ночь» по Гоголю и «Дядя Ваня» по Чехову на языке оригинала. Эти спектакли привлекли внимание, поскольку всем хотелось увидеть известное произведение в результате прочтения, предложенного нашим учебным процессом. Также исполнители-пятикурсники — специалисты и магистры театрального искусства — показали небезынтересную вещь: режиссеры-дипломники ХНУИ Е. Димитрова и Н. Мостепалова показали свои дипломные спектакли моей творческой мастерской по специализации «режиссер драматического театра» с актерами-исполнителями ХГАК. Такое объединение двух вузов — режиссеров драмы ХНУИ и режиссеров и актеров ХГАК дало весьма положительный результат: серьезный, психологический, неореалистический моноспектакль по Ж. Кокто «Человеческий голос», в нашей интерпретации он называется «Остановка на зеленый свет», и еще более сложный и интересный спектакль «Урок» по Э. Ионеско, представляющий собой театр-парадокс, театр абсурда, экзистенции, сюрреализма. Суть этих спектаклей в том, что в них исследуется система обучения в ХГАК, ведь студенты, которые учатся у нас на 5 курсе, имеют отдельную программу обучения. То есть 4 года они учатся в мастерской, скажем, Кучиных, потом уходят и вновь поступают, но у нас, в отличие от других вузов искусств, имеется отдельная программа, то есть для продолжения обучения студенты попадают в другую творческую мастерскую. Дает ли это результат? Конечно! Ибо мы проходим сложнейший вариант, ставя Ф. Кафку, разные произведения Б. Славомира, С. Беккета, Ж.-П. Сартра др. Это современное сюрреалистическое мышление. Вызвало ли это интерес? Думаю, да, поскольку после была дискуссия, обсуждение увиденного.
Новое направление в работе фестиваля — сам факт прихода к нам кукольного отделения ХНУИ, спектакли мастерской О. Дмитриевой — главного режиссера Харьковского театра кукол им. В. Афанасьева и заслуженного деятеля искусств Украины, профессора кафедры режиссуры этого вуза А. Инюточкина. Заметными были и показы спектаклей творческой мастерской засл. арт. Украины М. Струнниковой, когда-то учившейся у меня, и аспиранта ХГАК, актера Театра для детей и юношества В. Мизяка. Далее, предвосхищая ваш вопрос, объясняю, чем отличается наша, ХГАК творческая мастерская, от других и, собственно, почему она была создана? Мы разрешаем эксперименты, этим отличаемся от других вузов Харькова, Львова, Киева, Днепропетровска, Одессы, словом, тех, где есть базовое обучение театральной режиссуре и актерскому мастерству. Дело в том, что когда ректор, доктор исторических наук, профессор Василий Николаевич Шейко и педагоги нашей кафедры решили открыть профессиональное обучение актеров драматического театра и кино, а также режиссеров драматического театра в 2001 году, встал вопрос: зачем это делать? Мы понимали, что должны не просто открыть еще одно направление, а найти систему современного, синтетического, полифонического, если хотите, образования актеров. Так, на 1 курсе у нас проходят все, что и в других вузах, базу: систему Станиславского, логику, реалистический театр; со 2 курса у нас изучают другие театральные школы, что после внедряется в работу мастерских, — скажем, вахтанговский метод, брехтовский, курбасовский.
—Но неужели в других театральных вузах Украины не так?! По‑моему, так и должно быть!
—Мало ли что должно быть! В Украине должно быть много чего: развитая экономика, социальная политика, гуманитарная система образования, но мы их не видим. Поэтому 15 лет назад при поддержке нашего ректора Василия Николаевича, кстати, он же является председателем оргкомитета фестиваля, мы решили усовершенствовать учебный процесс. Потому у нас и рождаются такие необычные вещи — самостоятельные работы студентов, где они пробуют себя, экспериментируют. Ведь нельзя же в ХХІ веке загонять в прокрустово ложе будущего режиссера или актера. Нет! Сегодня студенту нужны не только базовые знания, но и шанс раскрыться, иметь возможность выбора из всего существующего профессионального не только в своей стране, но и в России, Европе, Америке, других странах. Поэтому я утверждаю: невозможно выпускнику сказать: «Вот после окончания учебы вы будете экспериментировать и делать, что и как захотите, а сейчас — так, как учились 20, 30 и 40 лет назад». Нет! Жизнь не стоит на месте, и мы не можем отставать и быть музеем, и спасибо нашему ректору: он это понимает и поддерживает. В этом и состоит мое утверждение: мы — другие! Я бы не назвал это выпадом, альтернативой, мы просто другие в хорошем смысле слова, ибо наши выпускники могут спокойно войти не только в какие-либо украинские государственные, академические, частные театры, театры-студии, экспериментальные театральные лаборатории, причем разных жанров, но и реализовать себя в Европе, иначе говоря, стать конкурентоспособными. Оказавшись, скажем, в Германии, они уже будут знать Б. Брехта, в Польше — Е. Гратовского; в Америке знать, кто такой М. Чехов и его последователи, а в России обязательно будут знакомыми с работами Е. Вахтангова и В. Мейерхольда, изучив их здесь, а не потратив на это время и деньги за границей. Также они сумеют представить там Л. Курбаса; при этом я называю только самые главные направления, но, понятно, чем шире познания будут у наших выпускников, тем лучше. Природа существования актера меняется, его мировоззрение, интеллектуальный уровень, иное мышление — их нужно развивать. А это и голос, и тело, и пластика — всевозможное сценическое разнообразие, которое нужно знать, уметь и, конечно, понимать. Это очень сложно, но этому необходимо учиться.
—Игорь Александрович, простите, но ведь вы сами в советское время этому научились. Значит, было, где и у кого…
—Да, в советское время мы получали прекрасное базовое образование, но больше в жизни приобретали те, кто не был ленивым! Помню, М. Чехова я купил за 25 советских рублей в 1968 году и буквально проглотил. «Записками вахтанговской школы», которая не была еще распространена в начале 70‑х, мы обменивались со студентами Училища им. Щукина; изучать лабораторию Жегратовского нас посылали во Вроцлав, на стажировку — тех, неленивых, активных студентов, если ты вращался не только в кругу советской системы Станиславского и Немировича-Данченко и направления реалистическо-психологического театра. Смотреть и сопоставлять можно было и смотря фильмы Феллини, Бергмана, Бедара, Пазолини, Тарковского, начинающего Миколайчука, к сожалению рано ушедшего из жизни, а также спектакли Театра на Таганке, театра Маткявичуса, театров в Паневежисе, Тарту, я уж не говорю о Берлин-ансамбле Брехта, школы Дюлена, Бюнуэля, список, как говорится, можно продолжать. Но, повторяю, только человек неленивый познавал сам. Да, программы были другими, нас больше учили реализму, однако были педагоги! У меня, спасибо, царствие небесное, это М. Верхацкий, ассистент Курбаса в Киевском институте театрального искусства им. Карпенко-Карого, где я учился, и И. Молостова, однокурсница Эфроса — вот вам мое соединение школ, которое вышло из системы российской классической драматургии и школы Курбаса. Естественно, что на этом противопоставлении возможен был поиск: а что ты сможешь понять, найти, сделать? И мы делали! К примеру, с моим однокурсником, теперь одним из ведущих актеров Украины А. Хостикоевым, — «Вестсайдскую историю», я был режиссером-четверокурсником, а И. Молостова художественным руководителем курса, причем, как говорят, «замахивались мы не только на Вильяма нашего Шекспира», но и на Чехова, Карпенко-Карого, других. Да, у нас не было сюрреализма и абсурда, до этого нужно было доходить самим. А сегодня смешно останавливаться на каком-то одном из методов, необходимо движение, что мы и внедряем в наши учебные программы. В результате рождаются такие маленькие театры, как «Комната Т» — театр-студия выпускников ХГАК, где преподает О. Волкова, или воспитываются такие студенты, как Л. Верховенская, победившая на Всеукраинском профессиональном конкурсе чтецов в Киеве, куда съехалось более 50 участников, и где председателем жюри была нар. арт. СССР, знаменитая киноактриса Раиса Недашковская.
—Маэстро, при таких достижениях, инновациях и творческих планах, грех не попросить чего-нибудь у сильных мира сего, — пожалуйста!..
—Не попросить, — обратиться к власти нашего города, области, министерству культуры с инициативой возобновить в Харьковском регионе единственный в Украине международный театральный фестиваль, последний раз отыгравший в 1993 году. Поводов предостаточно: в 2017‑м исполнится 130 лет со дня рождения Курбаса и 80 со времени его гибели; 100 лет Молодому украинскому театру и 95 рожденному в Харькове театру «Березиль». Мы бы пригласили в, безусловно, театральную Первую столицу хотя бы представителей театров с мировым именем и показали молодежи, а значит научили ее, действительно стоящему.
«Не доверяйте первому побуждению, — сказал давным-давно Морис Талейран, — оно почти всегда благородно», но… закончить сказанное хочется все-таки по-своему: поверьте, поверьте и запомните эти новые имена, может быть, когда-нибудь вы станете гордиться тем, что узнали о них первыми из статьи в газете «Харьковские известия». Носители же их, став знаменитыми, не забудут alma mater и своих педагогов.

Випуск № 145 (1060) від 04.12.2025





