TIME, LIFE and FORTUNE

21.03.2018 07:42   -
Автор:
«Санин»
Отцом иллюстратора Бориса Арцыбашева был известный писатель Михаил Арцыбашев (1878–1927 гг). Человеком он был необычным и, пожалуй, его судьба могла бы стать сюжетом для романа. Он перенес трепанацию черепа из-за тяжелой формы туберкулеза, в молодости пережил неудавшееся самоубийство, из-за чего практически ничего не слышал. Ходил в студенческом костюме, хоть и студентом никогда не был.
Его перу принадлежит множество рассказов, романов, повестей и пьес. Наибольшую известность ему принес роман «Санин» (1907). Роман вышел в журнале «Современный мир» в 1907 г., публиковался он частями. Поднял такой шум в прессе, что последняя часть рукописи была конфискована полицией, притом, как шутили в обществе, «полицейские умерли от стыда». Писателю пришлось ее переписывать. Роман был крайне диаметрально воспринят обществом. Молодежью он был подхвачен, как знамя, старшим же поколением смешан с грязью и запрещен официальными властями.
«Санин» — гремучая смесь Достоевского, Тургенева, Бунина. Краеугольным камнем романа становится главный герой, мораль которого резко противоречит устоям общества. Главная его идея: все, что приносит наслаждение себе и другим, но никому не вредит — естественно. Санин очень умен, до предела искренен и не привязан ни к чему материальному, как бродячий философ. Он насмехается над устаревшими нормами морали и условностями, как над шелухой уходящей эпохи и проходит сквозь них, как горячий нож сквозь масло. Он крайне любит жизнь во всех ее проявлениях и ненавидит все, что ее ограничивает, калечит и убивает. Арцыбашев натуралистичен, в книге много смертей, притом описываются они так, словно писатель сам их переживал. Роман захватывает с первых страниц, и по мере прочтения остается лишь сожалеть, что скоро история закончится и читатель расстанется с удивительным героем.
К сожалению, писатель не был идеальным отцом и бросил жену с ребенком. Этим ребенком и был будущий великий иллюстратор.
Борис Арцыбашев
Он родился 25 мая 1899 г. в Харькове. Его отец рано развелся с женой и с семьей не поддерживал особых контактов, хотя сын Борис отца очень любил и восхищался его талантом. Более того, перед Первой мировой Михаил рекомендовал сыну уехать из страны и изменить фамилию, чтобы к нему не клеилась репутация отца, одновременно известная и очень скандальная.
Базовые навыки рисования Арцыбашев получил в студии княгини Тенишевой в Петербурге, где учились Добужинский, Билибин, Серебрякова. Позже он начнет изучать юриспруденцию в Киевском университете, но в 1917 году революция прервала образование Арцыбашева. В 1918‑м Борис служил в Киеве в армии Скоропадского, после его свержения пытался присоединиться к рядам Белой армии на юге Украины, но был захвачен большевиками. Борису удалось бежать из плена. В 1919 году он эмигрировал в США, не разговаривая по-английски и имея в кармане лишь 14 центов в турецкой валюте.
Борис начинал с нуля — он устроился нарезать этикетки в типографию, потом стал дизайнером бутылок. Вскоре он получил заказ на роспись стен эмигрантского ресторана The Russian Inn. На них обратил внимание арт-критик и художник Ги Де Буа, что стало поворотным в карьере Арцыбашева-младшего. Михаил Фокин пригласил его на должность художника декораций для своего балета в Нью-Йорке.
Параллельно Борис также рисовал иллюстрации для книг. Уже в ранних его работах прослеживается сюрреалистические антропоморфные механизмы, которые станут фирменной чертой. Например, иллюстрации к сборнику сказок Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», опубликованные в 1922 г. в Нью-Йорке в английском переводе под названием «Верочкины сказки». В 1926‑м Арцыбашев получает гражданство США, в 1930‑м — женится на Элизабет Снайдер.
Впоследствии Арцыбашев нарисует иллюстрации более чем к 50 книгам. Его работы были отмечены престижными медалями Джона Ньюбери, среди них Дхан Мукерджи, «Гай Нек, история голубя», и медалью Калдекотта. Некоторые из книг он напишет сам. Первой его детской книгой стал «Бедный Шайдулла», опубликованная в 1931‑м. В 1937‑м его книга «Семь Симеонов» — вариация народной сказки — была удостоена нескольких премий, в том числе престижной награды книжного фестиваля «Нью-Йорк Геральд Трибьюн».
Изначально Арцыбашев работал в манере монохромных плоских гравюр, но потом переключился на объемные цветные работы. Как вспоминал сам Арцыбашев, на его мировоззрение больше всего повлияли картины Босха, Питер Брейгеля-старшего и старинные иконы, которые он видел в детстве.
Журналы и реклама
Настоящая известность пришла к нему в 1930-х, когда он переключился на коммерческие журнальные иллюстрации и рекламную работу. В 1934‑м Арцыбашев получает должность в журнале Time. Он начинает рисовать рекламные материалы для журнала. В то время «Тайм» публиковал только фотографии, но через некоторое время его обложки сменили формат на рисованные иллюстрации и Арцыбашев был одним из первых, кому доверили их рисовать. С 1941‑го по 1965‑й он нарисовал более 200 обложек журнала Time, Fortune и Life. Это были времена тяжелых и переломных событий для человечества — Вторая мировая, начало Холодной войны и резкий скачок в научно-техническом прогрессе. Обложки пестрели изображениями выдающихся личностей — ученых, политиков и военных. Говорят, Арцыбашеву достаточно было минуту посмотреть на фотографию, чтобы уловить эмоции человека и нарисовать его портрет.
Работал Арцыбашев и с рекламными материалами для таких брендов, как Xerox, Shell Oil, PanAm, Casco Power Tools, Parke-Davis, Scotch Tape, Alcoa Steamship Lines, Parker Pens.
Большинство картин Арцыбашева, которые он рисовал в отрыве от коммерческих заказов, проникнуты сюрреалистичными «механочеловеческими» сюжетами, в которых оживают машины и механизмы. Это соответствовало духу эпохи и стремительному развитию научно-технического прогресса. Он был пацифистом и старался высмеивать военщину, но вместе с тем во время Второй мировой работал с Госдепартаментом над агитационными плакатами.
В 1954‑м Арцыбашев издал книгу своих иллюстраций «Как я вижу», которая получила хорошие отзывы искусствоведов и критиков. Ужасы войны еще были свежи в памяти людей, он отметил в ней, что «в людях порой очень мало остается человеческого, кроме внешнего вида. Но так как ученые, проведя множество экспериментов на лабораторных мышах, доказали, что и они могут накопить достаточный опыт для выхода из лабиринта, у меня есть большая надежда на будущее. У нас еще есть время учиться. В конце концов, в качестве вида мы моложе мышей».
Борис Арцыбашев рисовал до конца жизни и ушел из жизни 16 июля 1965 года в городе Лайм, штат Коннектикут.
По материалам проекта «Харьков манящий»