Тот самый Янковский

21.02.2018 07:37   -
Автор:
Олег Янковский родился в городе Джезказган Казахской ССР 23 февраля 1944 года.
У его родителей Ивана Павловича и Марины Ивановны Янковских в семье было трое сыновей — Ростислав, Николай и младший Олег. Род Янковских принадлежит к потомственным дворянам, но этот факт документального подтверждения не имеет.
Отец актера, Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван), до революции 1917 года был гвардейским офицером, в Первую мировую войну был награжден офицерским Георгиевским крестом. Во время Брусиловского прорыва он был тяжело ранен, служил вместе с Тухачевским, который тоже начинал карьеру в Семеновском полку. В начале 1930‑х годов Иван Янковский был арестован, а в 1936 году освобожден. В 1937 году Иван Павлович был снова арестован, — как утверждал сам Олег Янковский, — «погорел» за то, что «был другом Тухачевского», но вскоре снова освобожден.
Детство Олег Янковский провел в Джезказгане. Как и все мальчишки, он гонял футбольный мяч с дворовыми друзьями и очень стеснялся аристократичной бабушки, которая ходила с элегантной прической, брошкой на кофточке и с пенсне. Семья, состоятельная когда-то, жила впроголодь. Мама стала бухгалтером и содержала всю семью. Жили в 14‑метровой комнате. Несмотря на нищету, семья сохранила богатую библиотеку, говорила на иностранных языках, читала взахлеб, а по вечерам принимала гостей — ссыльную интеллигенцию.
Юность
Со временем Янковские перебрались в Саратов. В молодости мама Янковского грезила балетом, но родители даже думать запретили о пачках. Тягу к сцене Марина Ивановна смогла передать своим сыновьям. Старший сын окончил театральное училище в Саратове и стал играть в Русском театре в Минске. Позже он забрал к себе 14‑летнего Олега, чтобы снять с мамы хоть часть материальных проблем. В Минске Олег Янковский и дебютировал на сцене. Тогда надо было заменить заболевшего исполнителя одной эпизодической роли. Но такой ответственности Олег не придал значение. Он в этом возрасте видел себя футбольным нападающим или вратарем. А однажды даже проспал свой выход на сцену.
Он по-прежнему грезил футболом, которым увлекся, еще живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время в одной команде с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учебе, и старший брат категорически запретил Олегу играть в футбол. Марина Ивановна переживала из-за отъезда сыновей, и как только появилась возможность, Олег вернулся в Саратов, где окончил учебу в школе № 67. После школы Олег собирался поступать в медицинский институт. Но что-то неведомое опять отправило Олега на сцену. Он увидел объявление о наборе в театральное училище, вспомнил минский опыт и решил рискнуть. Но очень разочаровался, когда узнал, что экзамены окончены. Янковский пошел к директору узнать об условиях зачисления, не успел объяснить ему ситуацию, как тот заявил, что Олег принят. Так решилась его судьба. Однако осенью такая странная ситуация прояснилась. Оказывается, средний брат Николай грезил театром. Он уже работал сталеваром на заводе, но мечты о сцене не давали ему покоя. Он пришел поступать в театральный, не сказав родственникам. Но когда узнал, что вместо него случайно приняли Олега — просто промолчал.
Любовь
Мама воспитала в Янковских преданность семье. «Если решил жениться, то уж на всю жизнь», — говорила Марина Ивановна.
Николай Янковский рассказывал: «Олег познакомился с Людмилой на втором курсе училища, она училась курсом старше. Она действительно была очень красивая, высокая, стройная. И умненькая. Олег сумел добиться ее внимания, у него какое-то нутро, всегда честный, бесхитростный, но ранимый, а вот он умел завлечь, заинтересовать. И когда они на курсе посмотрели друг на друга, что-то вспыхнуло. А Люда тоже бесхитростная, и как-то отгораживала от всех компаний, от этих актерских склок. И берегли друг друга. Вот это, я думаю, их сблизило. А потом и свадьбу сыграли скромненькую, родственники два-три человека да друзья. Из Волгограда привезли колбасы, вина… Саратов‑то нищий был в плане питания. Люда на свадьбе была в костюмчике, а мы с Олегом, кстати, делились костюмами, женились-то с разницей в полгода».
После училища Людмилу Зорину пригласили в Саратовский драмтеатр. Смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега, которого взяли в театр в 1965 году по настоянию жены, тогда говорили: «Это — муж самой Зориной». Но однажды Людмиле, как когда-то Николаю Янковскому, пришлось пожертвовать своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в создание семьи — развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались «крепкие тылы». Этот брак стал образцом верности, любви и дружбы. Позднее Янковский говорил о жене: «Я испытываю чувство вины, что не помог ей совместить роли в жизни и на сцене, но лучшая ее роль — это та, которую она играет, — роль жены и матери…»
10 октября 1968 года у Олега Янковского родился сын, которого родители назвали Филипп. И этот год стал для Олега Янковского вдвойне счастливым — его пригласили сниматься в кино.
Кинодебют
Как-то на гастролях Саратовского театра Янковский пошел обедать в гостиничный ресторан. А за соседним столиком сидели Владимир Басов со своей супругой Валентиной Титовой и членами съемочной группы фильма «Щит и меч». Они обсуждали, где взять артиста на роль Генриха Шварцкопфа. И тут Титова кивнула на Янковского со словами «Смотри, вот сидит типичный арийский молодой человек, но он наверное филолог или физик». Уточнить, так ли это на самом деле, не поленился один из ассистентов. Почти сразу Янковскому также досталась роль красноармейца Андрея Некрасова в картине «Служили два товарища» Евгения Карелова. Кстати, Олегу сначала хотели отдать роль белого офицера Бруснецова, но режиссер решил иначе. Бруснецова сыграл Владимир Высоцкий.
Популярность буквально свалилась на голову Янковского после выхода картин «Служили два товарища» и «Щит и меч». Изменилось его положение в театре. На актера обратили внимание и стали давать серьезные роли современного репертуара («Человек со стороны») и классического («Таланты и поклонники» и «Стакан воды»). Но самая выдающаяся роль — князь Мышкин в постановке «Идиот».
В 1973 году Олег Янковский отправился работать в Московский театр Ленинского комсомола. На новом месте Олег Янковский сразу стал ведущим актером. Лучшие его работы того времени: «Парень из нашего города», «Автоград-XXI», «Революционный этюд», «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Варвар и еретик», «Гамлет» и «Чайка».
Успех
Кинорежиссеры заметили талантливого актера и стали предлагать работу. На съемках фильма «Гонщики» в 1972 году Янковский попал в аварию: машина с актером и оператором перевернулась и полетела кувырком. Оператора выбросило, а на Янковском сгорела куртка. Сам актер даже царапин не заработал.
Самая заметная работа Олега в 70‑х — отец в картине «Зеркало» Андрея Тарковского. Туда актер попал совершенно случайно, поскольку имел сходство с папой режиссера. Чуть позже, в 1983 году, Тарковский опять позвал Янковского — в драму «Ностальгия». Кстати, в 70‑е актер много снимался. Он получал разноплановые роли: в «Премии», «Обратной связи», «Звезде пленительного счастья», «Чужих письмах», «Сладкой женщине», «Повороте», «Слове для защиты».
В 1976 году режиссер Марк Захаров должен был приступить к съемкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Кинокартина задумывалась как легкая, милая комедия, но Марку Захарову не нравилась эта пьеса, он считал ее легковесной и не видел в ней философского подтекста. Сценарий был переписан. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского, но перед началом съемок актера сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации. Когда Марк Захаров пришел в больницу к Янковскому, актер сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссер ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать».
Через год последовала роль в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Но этой работы Янковский едва не лишился. Сценарист никак не хотел видеть в Олеге чудака. В 1983 году была работа в сатирической комедии «Дом, который построил Свифт». Картина была не такой удачной, как предыдущие. Он был похож на «Чудо» и «Мюнхгаузена», но смотрелся не с таким интересом. Зато интереснее стал герой Янковского в притче «Убить Дракона» в 1989 году.
Слава
На 80‑е годы приходится расцвет творчества Олега Янковского как актера. Он играет не только у Захарова, но и у других режиссеров. Его копилка пополнилась фильмами Романа Балаяна: «Полеты во сне и наяву» в 1983 году, «Поцелуй» в том же году, «Храни меня, мой талисман» в 1987 году, «Филер» в 1988 году. А также драме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой в 1981 году и мелодраме «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна в 1982 году. В начале 90‑х годов прошлого века Янковскому достаются яркие и разные роли: в картине «Паспорт» Георгия Данелии и драме «Цареубийца» Карена Шахназарова. В это время актер принципиально перестал сниматься, поскольку настоящих профессионалов начали отодвигать в сторону — всех волновал финансовый вопрос, и картины штамповали по 400 штук в год. А Янковский на плохие фильмы не соглашался, поэтому уехал на полгода в Париж по приглашению Клода Режи. Он очень напряженно работал в международном театральном проекте. И именно во Франции актер узнал, что получил звание народного артиста СССР — за неделю до развала Советского Союза. Затем было очень мало ролей в фильмах: самые интересные — «Роковые яйца» в 1995 году, «Первая любовь» тогда же и «Ревизор» спустя год. Но особого удовлетворения от этих работ актер не испытывал. С 1993 года он возглавил сочинский «Кинотавр».
В 2000 году Олег Янковский снял свою первую картину «Приходи на меня посмотреть» и сыграл в ней главную роль. Это рождественская сказка хоть и с банальным сюжетом, но была тепло встречена зрителями. Спустя два года актер снялся в «Любовнике» Валерия Тодоровского. Роль стала одной из лучших за последние несколько лет. Впрочем, сам Янковский признавался, что картина ему очень дорога. Далее актер сыграл в лентах «Бедный бедный Павел», «Без вины виноватые», «Доктор Живаго». Яркий персонаж был в картине «Стиляги». Роль хоть и маленькая — отец Фреда — но зажигательная и запоминающаяся.
Уход
В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован в отделение неотложной кардиологии одной из столичных клиник. Врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца и назначили медикаментозный курс лечения.
В клинике актер признался, что боли беспокоят его уже несколько месяцев, но он не придавал этому значения. Несмотря на плохое самочувствие Олега Янковского, в Ленкоме прошел спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актер мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства, стабилизирующие работу сердца.
Выйдя из клиники, актер вернулся к прежнему образу жизни, и только в конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актер сильно похудел, жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище. После того как появились серьезные симптомы заболевания, врачи назначили биопсию, и диагноз подтвердил самые худшие опасения — рак поджелудочной железы был выявлен на поздней стадии.
В конце января 2009 года актер вылетел в немецкий Эссен для лечения у специалиста по терапевтическим методам лечения рака немецкого онколога профессора Мартина Шулера. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву. В феврале актер вернулся в театр и 10 апреля 2009 года последний раз вышел на подмостки, чтобы сыграть в спектакле «Женитьба»…
В конце апреля состояние актера ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику.
Олег Янковский скончался 20 мая 2009 года.
…Последней его работой в театре стала роль моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по пьесе Гоголя, поставленного Марком Захаровым на сцене Ленкома. 18 февраля 2009 года актер в последний раз вышел в этой роли на сцену.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА