Тот самый Марк Захаров

13.10.2014 07:24   -
Автор:
Вчера, 13 октября, отметил свой 81-й день рождения легендарный режиссер, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров.
Сам виновник торжества говорит, что «не хочется никакого парада и шума. День рождения пройдет в узком-узком кругу с очень близкими людьми».
Детство
Марк Анатольевич родился 13 октября 1933 года в Москве в семье педагогов. Они жили в коммунальной квартире на Красной Пресне.
Отец Марка Анатольевича учился в Воронеже в кадетском корпусе. Он был участником Гражданской войны. После того, как вернулся, работал в военно-физкультурной среде. Мать Марка всегда хотела быть актрисой. Она училась в студии Завадского театральному мастерству. Когда родился Марк, все вроде бы, было хорошо. Но спустя год, отца арестовали и отправили в ссылку на три года. Мать все бросила и поехала вслед за мужем. После отцу запрещено было долго проживать в Москве. Мать Марка трудилась изо всех сил. Были такие моменты, когда юный Марк долгое время не видел родителей, воспитывался у бабушки Софьи, что по материнской линии. Софья Николаевна, в свою очередь, работала заведующей детским домом. В своих воспоминаниях Марк Анатольевич говорит: «Моя жизнь была похожа на рай… множество игрушек, узкопленочный кинопроектор, велосипед, витаминизированное питание, книги с яркими картинками».
В 1943 году семья Захаровых вернулась в Москву — холодную и голодную. Началась «бесперспективная, трудная жизнь». Отец прошел всю войну, после фронта служил в Московском гарнизоне, а вскоре опять был выслан как судимый по статье. Мать работала в детских драмкружках преподавателем. Марк с ранних лет увлекся театром, особенно ему нравился Кукольный театр Образцова. В подростковом возрасте записался в драмкружок — сначала тот, который вела мама, затем в театральный коллектив Москворецкого дома пионеров на Большой полянке, куда он ходил вместе с Андреем Тарковским.
Учеба
После окончания школы, стоял выбор, какую специальность выбрать, кем быть в будущем. Были варианты: военно-инженерная академия, архитектурный институт, МИСИ имени Куйбышева. Когда в военной академии узнали, кто отец Марка и что он был в ссылке, сразу же отказали в поступлении. В МИСИ Захаров не прошел.
Но матери Марка приснился сон, что сын поступил учиться на актера. И Захаров, не раздумывая, поехал сдавать экзамены в школу-студию МХАТ. Здесь он читал «Вересковый мед». Комиссии молодой человек не понравился. Ему сказали, пробовать себя в других сферах.
Расстроенный юноша, рассказал все матери. Та, в свою очередь, запретила унывать. Она помогла выучить ему «Песнь о купце Калашникове», с которой он и поступил на первый курс в ГИТИС.
Преподавателями Захарова были известные Раевский, Лесли, Лобанов. О последнем Захаров сказал: «Этот педагог, преподававший нам актерское мастерство всего один семестр на втором курсе, потряс, перевернул во мне все вверх дном… Лобанов на всю жизнь подарил мне уверенность в себе, на его репетициях я впервые и как бы изнутри, всеми клетками мозга, внутренним слухом, кожей ощутил, что такое театр и что такое наша древняя лицедейская профессия… Он создал на нашем курсе никогда прежде и никогда после не встречавшуюся атмосферу глубинного режиссерского исследования, терпкую питательную среду для наших молодых мозгов, зону всеобщей и повышенной творческой интенсивности».
Начинающему актеру давали второстепенные роли уже на втором курсе. Он играл в театрах им. Маяковского и им. Ермоловой.

«Отдыхать по-настоящему не умею. Если пять дней ничего не делаю, то начинаю потихоньку сходить с ума», — рассказывал Захаров. По признанию худрука «Ленкома», свободного времени у него практически нет. Среди своих увлечений Захаров выделял литературу, в числе любимых книг называя сочинения Николая Бердяева и Пола Джонсона.

Первые шаги
А по окончании института он по распределению попал в Пермский драматический театр. Здесь успешно развивал актерский талант, а также писал стихи, организовывал «капустники», занимался рисованием. Довольно быстро Захаров обнаружил в себе дар руководителя. Он мог привлечь и удержать внимание. Марк Анатольевич решил не бросать этого занятия, и с 1956 года всерьез увлекся режиссурой.
Первый спектакль был вскоре режиссирован — постановка «Аристократы» по пьесе Погодина. Дебют пришелся по душе, и Захаров продолжил заниматься постановками спектаклей. В 1959 году он вернулся из Перми в Москву, да уже не один, а с супругой — Ниной Лапшиновой. Некоторое время работал в театре имени Гоголя, а затем перешел в Эстрадный театр миниатюр.
Эстрадный запомнился тем, что позволил Захарову приобрести ценный писательский опыт — Марк Анатольевич создавал собственные миниатюры, по которым ставил спектакли, а также писал диалоги и сценки для постановок. Постановки выходили очень удачно, с некоторыми из них Захаров даже гастролировал за рубежом. Было решено оставить актерство и полностью посвятить себя режиссуре.
С 1965 года трудился режиссером в Московском театре сатиры. Первым его спектаклем на сцене этого театра стала постановка «Доходное место». Складывалось, естественно, все очень непросто. Даже Татьяна Пельтцер, в будущем любимейшая актриса Захарова, выслушав рассуждения молодого режиссера о новом спектакле, не удержалась от замечания: «И чего это вы в режиссуру то подались? Как только человек ничего не умеет делать — так сразу в режиссуру! Чего ради? Писали бы лучше юмористические рассказы!»
Премьера «Доходного места» состоялась в 1967 году. Спектакль имел невероятный успех. Но по идеологическим соображениям был вскоре запрещен, как и следующая постановка «Банкет». Потом в той же «Сатире» он поставил спектакли, жанр которых сегодня принято называть мюзиклом, — «Темп 29» и «Проснись и пой!».
О Захарове заговорили. Однако занять нишу «молодого и многообещающего» ему помог… секретарь ЦК КПСС по идеологии М. Суслов.
После запрещения «Доходного места» Захаров начал работу над спектаклем «Разгром» по роману А. Фадеева. Его пригласил худрук Театра им. Маяковского А. Гончаров.
После одного-двух показов на публике «Разгром» постигла участь «Доходного места». Но вдова Фадеева — знаменитая актриса Художественного театра Ангелина Степанова позвонила Суслову и попросила его посмотреть «Разгром». «Серый кардинал» посмотрел спектакль и… остался доволен. А на следующий день в «Правде» появилась статья о «большом идейно-политическом успехе театра и зрелой режиссуре М. Захарова».

Небезынтересно будет знать, что Марк Захаров — соавтор сценария культового фильма «Белое солнце пустыни». Ему также принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова.

Ленком
Но важнейший этап в жизни и карьере Марка Анатольевича начался в 1973 году, когда он перешел в Ленком — театр Ленинского комсомола, где вскоре был назначен главным режиссером. После ухода Анатолия Эфроса Ленком переживал не лучшие времена. Захарову удалось не только вернуть театр к жизни, но и вывести на новую ступень развития.
Итак, в 1973‑м году Марка Захарова назначили главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола. Сам режиссер вспоминает так об этом: «Существовала определенная квота на беспартийных руководителей театров, и я в нее не попал. Знакомый, работавший по ведомству культуры, порекомендовал: мол, если хочешь получить самостоятельную работу, а не вечно быть под кем-то из худруков, пиши заявление. Действительно, через день после истечения кандидатского стажа мне позвонили, велели надеть скромный галстук и явиться на бюро Московского горкома партии, где меня утвердили главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола. А в 1973‑1974 годах произошло стихийное обновление: и директор пришел новый, и вскоре пришел Евгений Леонов, и из Саратова я пригласил неизвестного мне артиста Янковского, которого Леонов очень хвалил. С четвертого курса института я пригласил в театр Александра Абдулова. В 1974 году на сцену вышел «Тиль». Ну и далее — началась та история, которая продолжается сегодня».
Работу в театре Марк Анатольевич с 1983 года совмещает с преподавательской деятельностью, в настоящее время он — профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС).
Марк Захаров — автор многих статей и публикаций по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвященных проблемам современной режиссуры. Народный артист СССР и заслуженный деятель искусств РСФСР — Марк Захаров является лауреатом Государственной премии СССР, трех Государственных премий РФ, премии имени К. Станиславского, премий «Хрустальная Турандот» и «Триумф». Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», он награжден орденами Дружбы народов, Святого Станислава и другими наградами.
* * *
В сентябре этого года Марк Захаров после неудачного падения дома был доставлен в Боткинскую больницу с травмой ноги. Затем было принято решение перевести его на лечение в Германию.
«В мюнхенской клинике Марку Анатольевичу была сделана операция на тазобедренном суставе, которую Захаров перенес хорошо», — рассказал директор «Ленкома» Марк Варшавер. По его словам, процесс реабилитации тоже прошел успешно.
В конце сентября Захаров вернулся домой. А уже с 15 октября труппа «Ленкома» начинает репетиции нового спектакля. «Это будет такой сплав под названием «Вальпургиева ночь», сценическая версия творчества Венедикта Ерофеева, в основе которой удивительное произведение в русской литературе — его поэма «Москва — Петушки», его разные пьесы, его проза для журнала «Вече» и, наконец, его дневники», — раскрывает секрет режиссер.
… Марк Захаров любит повторять, что главное в его жизни, его достояние и гордость — это звездная плеяда актеров театра «Ленком» — В. Ларионов, Е. Фадеева, М. Лифанова, И. Чурикова, А. Абдулов, Л. Броневой, А. Джигарханян, А. Збруев, Ю. Колычев, Н. Караченцов, О. Янковский, А. Лазарев, С. Степанченко, Т. Кравченко, М. Миронова, О. Железняк и другие.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА