Тот самый Вицин
Он мог бы запомниться нам Гоголем, которого играл. Или Гамлетом, которого чуть не сыграл, — великий Козинцев хотел отдать главную роль в своем знаменитом фильме не Смоктуновскому, а именно Вицину. Но подоспел Гайдай. И страна безоговорочно, молниеносно влюбилась в нервного, сентиментального и слабовольного героя-ипохондрика.
«Тот самый Вицин, тот самый Трус», который вечно кутается в теплые вещи и верещит пронзительным высоким голосом в компании Балбеса и Бывалого, прожил 84 года. При жизни редко давал интервью. Любил повторять: «Убить можно и любовью, и славой». Он рано понял: если популярность подкрадывается, надо бежать. И бежал. Изображая на экране выпивох, он в жизни не пил, не курил, рьяно занимался йогой…
Начало
В паспорте и на могиле Вицина написана дата рождения 23 апреля 1917 года. На самом деле он родился в 1918 году. Изменения в официальные метрики были внесены по настоянию его матери, которая пошла на такой шаг, чтобы отправить сына в хорошую оздоровительную лесную школу, в которую будущий актер не проходил по возрасту.
Официальное место рождения актера — Петроград — тоже выдумка. Он появился на свет в Финляндии в селении Териоки, которое потом отошло к СССР. Но разве народный артист великой страны мог родиться за границей?! Конечно, нет! Поэтому биографию подправили. Когда Георгию Вицину было всего восемь месяцев, его родители переехали в Москву, и вся дальнейшая судьба актера была связана именно с этим городом. Окончив общеобразовательную школу, актер поступил в училище Малого театра, в котором, однако, проучился недолго и был отчислен с весьма интересной формулировкой «за легкомысленное отношение к учебе». Данный жизненный эпизод не смутил Георгия и лишь только еще больше упрочил его решимость стать профессиональным актером.
На следующий год после отчисления он подал документы в три театральные студии, в каждую из которых был принят. Выбирая из трех вариантов, Георгий выбрал престижное Московское театральное училище им. Е. Вахтангова. Однако год спустя по невыясненным обстоятельствам перевелся в студию МХАТ-2. В данном месте актер проучился до самого конца. Получив диплом в 1936 году, Георгий Вицин поступил на работу в театр-студию Н. П. Хмелева (который впоследствии был преобразован в Театр им. М. Ермоловой). В этом месте Вицин в общей сложности проработал тридцать три года.
Творчество
Творчество Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева «Белинский», играл в драматических спектаклях театра Ермоловой, снимался в самых разножанровых фильмах и прославился в роли «запасного игрока» Васи Веснушкина. Кинематографу приглянулся этот герой — застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному эталону был снят фильм «Она вас любит», где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью. Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя «с легким налетом иронии».
Но тут начался второй период творчества Вицина — «эпоха Труса». Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым-Моргуновым и Балбесом-Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Георгий Вицин в кинематограф пришел вторым после своего основного партнера по комедийной бригаде — Моргунова. Это было в год Великой Победы. Тогда в сорок пятом вышел замечательный фильм-серия Юткевича «Здравствуй, Москва», где будущая знаменитость сыграла небольшую роль железнодорожника. В это время Георгий Вицин имел за плечами непревзойденную мхатовскую школу и десятилетний опыт театрального актера. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится комедийный, да еще какой! Григорий Козинцев, планировавший Вицина на роль Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Но судьба-злодейка выбрала правильное решение, и гениальный актер Георгий Вицин предпочел комедию.
Трус Вицина был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).
Неожиданно актер выступил в роли отпетого уголовника в «Джентльменах удачи». Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю — здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей «масочной линии». К сожалению, ему мало предлагалось таких ролей со «взрывчатым» вторым планом, подобной папаше из комедии «Не может быть!». Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили.
Чемпион по озвучиванию мультфильмов, Георгий Вицин много работал голосом. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьезной. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.
Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).
За кадром
Как отмечают друзья актера, Георгий Вицин всю жизнь был страстно увлечен изобразительным искусством. Он прекрасно рисовал карикатуры, а также добился определенных успехов в живописи, скульптуре и графике. В начале девяностых Вицин много гастролировал по России, выступая с известными монологами и разыгрывая с другими персонажами легендарной троицы различные отрывки из фильмов Гайдая. Однако столь плотный рабочий график никогда не приносил актеру каких-то ощутимых дивидендов. Отдав свою просторную квартиру единственной дочери Наташе, Вицин перебрался в обычную «хрущевку», которую покидал достаточно редко. В последние годы жизни Георгий Михайлович жил как отшельник, выходя из дома лишь для того, чтобы немного прогуляться и покормить голубей. Несмотря на скромные условия жизни, от помощи друзей и знакомых он всегда отказывался. Единственным человеком, который всегда находился рядом с постаревшим и больным актером, была его супруга Тамара Федоровна.
Кстати, Тамара — вторая жена Вицина. Первой его большой любовью стала актриса Дина Тополева — жена народного артиста СССР Николая Хмелева, учителя и наставника актера. Эта любовная история в 1936 году потрясла всю театральную Москву. Ему было 19 лет, ей — 35, но она ответила ему взаимностью и ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, но официально так и не расписались.
Казалось бы, после такого предательства театральной карьере актера должен был наступить конец. Однако Хмелев простил жену и своего ученика Вицина и по-прежнему давал ему новые роли. Кстати, когда актер уже был женат, а актриса осталась одна и сильно болела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Мало того, в то время законная супруга Тамара Федоровна во всем поддерживала мужа.
«Со своей официальной супругой Вицин тоже встретился в Театре им. М. Ермоловой, — рассказывал директор Музея трех актеров Владимир Цукерман. — Тамара Мичурина, племянница знаменитого селекционера, работала там бутафором. По рассказам самой Тамары Федоровны, их знакомство состоялось на Пасху. Она пришла в реквизиторскую, куда народ принес куличи и пасху. И в кабинет вошел Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришел похристосоваться», — сказал он. Они трижды поцеловались, заглянули друг другу в глаза… и начали встречаться».
«Как он красиво ухаживал за будущей супругой! — вспоминал сценарист гайдаевских комедий Яков Костюковский. — Тамара была женщиной аппетитной. Вицину всегда нравились такие, он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик».
Любопытные факты
—Георгий Вицин сыграл более ста ролей в кино. Зрители полюбили его за Труса, а ему больше других нравилась роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи» (1955 год) режиссера Яна Фрида. «В Англии вышла статья, очень приятная для меня, где было написано, что я точно ухватил английское чувство юмора, — говорил актер в одном из интервью. — Но Би-би-си почему-то назвала меня «Выпин». Возможно, телекомпания предсказала мои будущие «пьяные» кинороли?»
—В юности Вицин часто исполнял роли стариков, а в зрелом возрасте — юношей. В фильме «Максим Перепелица» он играл деда Мусия, который по сценарию был на 30 лет его старше. А в 38 лет снялся в «Запасном игроке», где исполнил роль 18-летнего Васи Веснушкина. Молодого, 28-летнего, оболтуса в «Женитьбе Бальзаминова» Георгий Михайлович тоже сыграл уже в зрелом возрасте — в 48 лет. Сценарий был написан под него, но фильм начали снимать спустя десять лет. Естественно, за это время актер постарел. «Я сам себя загримировал, — рассказывал Вицин. — Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлевку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Режиссер посмотрел на мои художества и сказал: «Буду снимать!» Из-за столь сложного грима сам Вицин называл картину «Женитьбой Бальзамированного».
—Вицин очень серьезно занимался йогой. Стоял на голове, принимал позу лотоса, не ел мяса, регулярно медитировал. Кстати, к йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они познакомились на «Джентльменах удачи». Актеры тогда подружились: оба в кино играли дурачков, а в жизни были интеллигентными, начитанными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии (йога тогда была запрещена) он передал Вицину.
—Однажды Вицина узнали в очереди, стали уступать место. «Я не Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!».
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА