Травести, ставшая героиней
Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске в семье актеров — ее мама Юлия Александровна была ведущей актрисой, а отец, Меджид Салехович Ахеджаков — главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина. Родители не хотели, чтобы дочь пошла по их стопам, мечтали, чтобы она получила профессию надежную — врача или инженера.
Но Лия упорно стремилась к актерству. И хотя в приемной комиссии одного из московских театральных вузов ей сказали, что ей никогда не быть актрисой, она не сдавалась. Лия Ахеджакова поступила в Московский институт цветных металлов и золота, параллельно играла в самодеятельных спектаклях, а затем поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году.
Из интервью Лии Ахеджаковой: «Я выросла в провинциальном театре в послевоенные годы. Вот там — каждый месяц — новый спектакль, а иначе не выживешь — голод. Папа — режиссер этого театра, мама — ведущая актриса, «героиня». Послевоенный провинциальный театр: голодные актеры, дети, тещи, мамы, тазы, кастрюли, переезды, юг. Мама в кринолине, в белом парике, с накрашенными ресницами. Дикая жара! Я выросла в любви и ненависти к каторжному актерскому труду. И все-таки осталась на всю жизнь любовь к театру, к провинциальным артистам, к кулисам, к вечным гастролям».
Театральная карьера
На протяжении 16 лет, с 1960 по 1977 год, Лия Ахеджакова работала в Московском ТЮЗе. Из интервью Лии Ахеджаковой: «В ТЮЗе я проработала целых 16 лет. И хотя мой репертуар был весьма однообразен: куры, птички, зайцы, поросята, ослик Иа-Иа и тому подобные персонажи, я просто не могу забыть то время». Конечно, были и интересные работы. Среди них Бабушка в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе, Пеппи («Пеппи Длинныйчулок» по Астрид Линдгрен) и др.
В 1977 году она приняла решение оставить ТЮЗ и перешла в театр «Современник», где довольно долго (семь лет!) ролей не было. Однако именно здесь она сыграла свои знаменитые театральные роли. Одна из
них — в спектакле Романа Виктюка «Квартира Коломбины», где ей довелось сыграть четыре главные роли, с этого спектакля началось сотрудничество с Романом Виктюком, которое продлилось почти десять лет.
Невероятные и такие узнаваемые героини Лии Ахеджаковой существуют в каком-то своем фантасмагорическом измерении, где слезы, смех, юмор и трагедия сплетены в цельную художественную ткань. По ее признанию, именно «Квартира Коломбины» стала самым трудным спектаклем в ее жизни. Умирала мама, она приехала из больницы играть спектакль. И думала о том, что «мама играла Сюзанну, когда умирала бабушка, ее мама. А я играю Коломбину»… После спектакля в лифте ей сказали, что мать умерла…
Еще один звездный спектакль Лии Ахеджаковой — «Крутой маршрут», который Галина Волчек поставила по книге Евгении Гинзбург. Лия Ахеджакова сыграла роль Зины-татарки, жены одного из руководителей Татарии, который стал жертвой террора середины тридцатых годов. Зина, уже находясь в камере, была совершенно уверена, что товарищ Сталин не знает о том, что происходит в стране и ответственность за аресты невинных людей лежит на плечах других людей — например, на Ежове.
Но своим любимым режиссёром она считает А. В. Эфроса, хотя работала с ним один раз. Эфрос, в ее представлении, — тонкий психоаналитик: он умел подобрать «ключик» к каждому, с кем работал. Уроки Эфроса Лия Меджидовна считает бесценными для себя, помнит его потрясающие спектакли, его репетиции и «мастер-класс» с молодыми актёрами Москвы.
Кроме этого, актриса задействована во многих антрепризных постановках, в частности, в спектакле «Персидская сирень», по пьесе Николая Коляды.
Из интервью Николая Коляды: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».
Из любимых театральных работ — неутомимая сводня Селестина в одноименном спектакле и Пульхерия Ивановна в «Старосветских помещиках» («Пришла в театр, мечтая о Джульетте, а сыграла Пульхерию Ивановну»).
Кинокарьера
С 1973 года Лия Ахеджакова начинает сниматься в кино в эпизодических ролях. Ее дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно.
Режиссером, открывшим актрису для кино, стал Эльдар Рязанов, сотрудничество с которым продолжается почти 40 лет.
Из интервью Лии Ахеджаковой: «Успех очень часто зависит от случая. Вот как тут, например. Звонит мне Рязанов. Мне, совершенно неизвестной актрисе. И предлагает сняться в маленькой роли в «Иронии судьбы». Я читаю и вижу, что играть там в общем-то нечего. Тем не менее поехала на встречу с Эльдаром Александровичем. И сказала ему: «Эльдар Александрович, я вас обожаю, но сниматься не хочу. Я хочу дождаться, когда вы напишете для меня роль». А он говорит: «Лучше сняться у хорошего режиссера в крошечной роли, чем в главной у какого-нибудь…» Уговорил. А дальше уже был «Служебный роман», потом он написал для меня роль в «Гараже», потом были «Небеса обетованные» и «Старые клячи». Роль секретарши Верочки в «Служебном романе» Рязанов специально выстраивал под Ахеджакову. Обычная секретарша стала одним из самых ярких персонажей фильма, неожиданным, прелестным. Маленькая (ее рост всего 150 см), смешная актриса умеет в своих киноролях подняться от смешного к трагическому, от мелкого к великому, запомниться в эпизоде и роли второго плана.
Важным для актрисы стал фильм «Старые клячи», где она сыграла вместе со своим отцом. Она много снималась, но для зрителей, в основном, остается «рязановской актрисой». Так, за роль в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные», признанной фильмом года, она, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 года. А в 2006 году Лия Ахеджакова снялась в фильме «Изображая жертву» режиссера Кирилла Серебренникова и получила за эту неожиданную роль «Нику».
Личная жизнь
Актриса отличается активной гражданской позицией, часто дает интервью по политическим вопросам, выступала против суда над Ходорковским, критикует действия власти, подписала открытое письмо с просьбой прекратить травлю и издевательства над Андреем Макаревичем.
Лия Меджидовна трижды была замужем. Первый муж — актер Малого театра Валерий Носик, второй супруг — художник Борис Кочейшвили. В третий раз Лия Ахеджакова вышла замуж в 2001 году, в возрасте 63 лет, за фотохудожника Владимира Персиянова.
Много лет близкой подругой Ахеджаковой является актриса Алла Будницкая. И более 20 лет артистки живут в одном доме, который построили своими силами.
«Строительство нам далось очень нелегко, — рассказала в интервью Алла Будницкая. — Как только мы с Лией чудом купили участок у друзей, как только вырубили лес, проложили дорогу и вырыли котлован, случился страшный кризис — грянул 1993 год. Работы никакой, денег, естественно, тоже нет… Пригодилось моё умение хорошо вязать. Я организовала «собственное производство». Начала вязать вещи по эскизам модных фирм. Отправляла изделия в Париж, где они очень неплохо шли, и в Нью-Йорк. За кофту мне давали аж 100 долларов! По тем временам — невероятно большая сумма!
Дом делим пополам с Лией. Стройка растянулась на несколько лет. Летом строили, зимой останавливались, пытались заработать. Я убедила Лиечку сделать высокие потолки — видела в Париже, как это красиво. Она была в шоке: «Ты представляешь, сколько на это уйдёт кирпича?!» Тогда всё было дефицитом. Мы с Ахеджаковой выступали с концертами на 23 февраля и 8 Марта в строительных организациях, и нам выписывали по госцене кирпич, пергамин. Комичная история вышла с унитазами. Сидим с Лией в строительной конторе, нам оформляют накладную на пергамин — и вдруг: «А вам унитазы не нужны?» — «Нужны, конечно!!!» Когда их установили, оказалось, что они… маленькие, предназначены для детского сада! Но три года у нас простояли. (Смеётся.) Как только была построена крыша и вставлены окна на первом этаже, мы с Лией поставили здесь раскладушки и стали жить. Не было ни мебели, ничего… Только плитка, на которой мы кипятили чайник и жарили себе яичницу».
* * *
Она не очень любит современное кино и всякие ремейки, а ещё утверждает, что у неё плохой характер.
«Да, у меня паршивый характер. От того, что мне не нравится, я отказываюсь сразу. Я принципиально не снимаюсь во всякого рода «продолжениях» и «много лет спустя»… Например, меня не было в «Иронии судьбы-2», в «Служебном романе. Наше время», — говорит актриса.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА