С этими вопросами я пришла на концерт кафедры композиции и инструментовки ХНУИ им. И. П. Котляревского, где собрались ценители музыки. Их небольшое количество как раз и говорило о том, что проблема востребованности современных музыкальных опусов действительно актуальна.
Харьков издавна считается одним из культурных центров Украины. Известно, что со становлением харьковской композиторской школы, охватывающей более 100 лет, связана выдающаяся эпоха развития украинской музыкальной классики. Харьковские композиторы выделились в мощную художественную когорту, которая по сей день оказывает большое влияние на нашу музыкальную культуру. Прежде всего, стоит вспомнить имя Семена Семеновича Богатырева, наследника школы Н. А. Римского-Корсакова, который заложил основу академического образования в Харькове (в сфере музыкальной науки и композиции). Активное участие в становлении харьковской композиторской школы брали ученики С. С. Богатырева — В. Т. Борисов, Д. Л. Клебанов, В. А. Барабашов, О. И. Стеблянко. Выходцами из Харьковской консерватории также являются такие великие композиторы с мировыми именами, как И. Дунаевский, В. Бибик, А. Штогаренко, В. Губаренко, А. Щетинский и многие другие. Эти фамилии действительно о многом говорят. Но почему на концертах из произведений И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, С. Рахманинова (список можно продолжать) негде яблоку упасть, а концерты современных авторов, в том числе и харьковских, посещают исключительно ценители? Вопрос очень деликатный…
Нельзя сказать, что музыка харьковских композиторов вообще не известна публике. Да, она исполняется, но исключительно как составная часть более обширных программ. Бывают, конечно, также авторские вечера отдельных композиторов. Но, к сожалению, очень редко организовываются концерты, где была бы представлена композиторская школа в целом. Как оказалось, столетие университета — хороший повод провести подобное мероприятие исключительно из сочинений харьковских авторов, который стал бы одним из «пазлов» целостной картинки современного состояния композиторской школы в нашем городе. Поэтому концерт, состоявшийся недавно в большом зале университета искусств, можно назвать уникальным в своем роде, поскольку на суд слушателей была представлена разностилевая музыка трех поколений харьковских авторов.
Обрамлением вечера стали произведения корифеев нашей композиторской школы: одного из самых известных украинских композиторов-шестидесятников, мастера, писавшего в свое время «запрещенную» музыку, — Валентина Саввича Бибика (ученик Д. Клебанова), и продолжателя традиций украинского лирико-эпического симфонизма — Валентина Тихоновича Борисова (ученик С. Богатырева). В исполнении Анастасии Быки (фортепиано), Инны Успенской (скрипка), Артема Литовченко (виолончель) прозвучал авангардный «Маленький концерт» для фортепианного трио В. Бибика, написанный в 1976 году. В колористических приемах игры струнных (pizzicato, glissando, con legno), фрагментарной мелодике, резкой сменой настроений в этом Трио ярко отразился стилевой облик композитора в целом. Две части из Струнного квартета (f moll) В. Борисова претворили в жизнь Надежда Здоровица (первая скрипка), Анастасия Здоровица (вторая скрипка), Надежда Сафина (альт), Татули Абуладзе (виолончель). Оригинальная, яркая, колоритная оркестровка произведения напомнила хорошо всем известные квартеты Й. Гайдна, партии всех участников были одновременно рельефны и сбалансированы по звучанию, что редко приходится слышать.
Какой он — современный композитор? «Псих-одиночка», который много курит и литрами пьет кофе, исключительно ночью сочиняя музыку, жалуясь на неоцененность его шедевров? Разумеется, нет… Композитор обязан быть универсалом, поскольку этого требует сам мир и общество, в котором мы живем. Сегодня это многогранная личность — педагог, лектор, критик, исполнитель. Ярким примером такого музыканта-универсала является народный артист Украины, профессор, заведующий кафедрой композиции и инструментовки ХНУИ им. И. П. Котляревского, выпускник класса Д. Л. Клебанова — Владимир Михайлович Птушкин. Публике было предоставлено его «Трио для фортепиано, скрипки и виолончели» в исполнении Анастасии Будко (скрипка), Елены Прокудовой (виолончель) и самого композитора (фортепиано). Трехчастный цикл отличила насыщенность образов и драматичность концепции. Музыка этого трио наверняка является отражением характера самого автора — такая же харизматичная и умиротворенно-спокойная.
Вокальные жанры были продемонстрированы опусами композиторов молодой генерации — уже четвертого поколения «богатыревцев». Так называл потомков С. Богатырева харьковский музыковед Т. Кравцов. Премьерным стало исполнение цикла на стихи И. Малковича, написанное Анной Савченко (выпускница класса В. М. Золотухина) специально к 100-летию университета. Глубокое сопрано Натальи Поликарповой усилило восприятие философского сочинения о житейских трудностях простого человека. Партию фортепиано с покоряюще легким мастерством исполнил Василий Крамаренко. Эти же музыканты не менее искусно донесли слушателям чувственную и тонкую музыку Оксаны Похило (выпускница класса В. М. Птушкина), в частности ее вокальный цикл «Сокровенное» на слова А. Деревянко.
Сферу музыки для инструмента solo представили сочинения учеников В. Т. Борисова — Сергея Турнеева и Валентины Дробязгиной.
Владислав Петрик с удивительной чуткостью выразил линеарность композиторского мышления в «Пяти рефлексиях» для кларнета solo Сергея Турнеева. Философские части цикла отражают различные эмоциональные состояния через призму определенных жанровых качеств: настроение, вальс, песня, движение, вариации.
Совсем иной по характеру оказалась музыка Валентины Дробязгиной. В исполнении Марии Бондаренко прозвучала ее одночастная соната для фортепиано. Слушатель не только с интересом наблюдал за живостью и харизматичностью игры пианистки, но и наслаждался естественной красотой музыки. Несмотря на то, что воздушность и пространственность фортепианной ткани вызвала ассоциации с колористической техникой К. Дебюсси, почерк В. Дробязгиной весьма оригинален. Плавные переходы от медитативной статики до стремительно-подвижных и техничных эпизодов, благодаря мастерству исполнительницы, подчеркивали выстроенность и цельность драматургии произведения.
За два часа концерта была прослушана музыка трех разных поколений авторов, поэтому картина общего состояния современной академичной музыки в Харькове наконец-то прорисована — она активно живет и развивается. И несмотря на то, что сейчас на кафедре работает всего пять педагогов, с уверенностью можно сказать, что молодежь находится в крепких руках профессионалов …
Что же касается «особой творческой генерации», то пока, лично для себя, я не до конца вижу границы харьковской композиторской школы. Не потому, что не в состоянии увидеть эти отличия, а прежде всего из-за того, что каждый отдельный композитор является самобытной личностью и найти общие черты нескольких авторов, даже учившихся в одной консерватории и у одного профессора, задача не из легких. Думаю, в наше время столь жесткая маркировка композиторских школ, как «харьковская», «одесская», «киевская», весьма условна. Конечно, педагогические ориентиры и уроки композиционного мастерства дают о себе знать и через сто лет. Но как они ассимилируются, меняют свои формы, испытывая к тому же влияние глобализации! Вот о чем подумалось на первом из концертов серии «Музыка харьковских композиторов». Второй состоится в воскресенье, 15 октября. Возможно, он даст и другие ответы на полемические вопросы?
Леся Герасименко
Фото — Людмила Казакова