«У причала» Евгения Спицевича
В изобразительном искусстве Украины второй половины XX — начала XXI века видное место занимает творчество живописца, графика, педагога, журналиста, талантливого и самобытного представителя Харьковской художественной школы Евгения Андреевича Спицевича. За шестьдесят лет активной работы в многоплановом творческом диапазоне художнику удалось создать огромное число произведений живописи, графики, иллюстраций, рисунков для изорепортажей, а 37 лет преподавания рисунка, живописи и композиции в стенах Харьковского государственного художественного училища позволили раскрыться его педагогическому таланту.
Художественная галерея им. Генриха Семирадского, в рамках проекта Станислава Решетило «Галерея митців Слобожанського краю» начинает представление многогранного творчества Е. Спицевича в графике. На выставке представлены линогравюры (более 50 работ), а также книжная графика и отдельные рисунки из огромного количества его изорепортажей со всех уголков страны. В графике представлена основная тема портов, также стройки Братской и Киевской ГЭС, пейзажи, портреты, военная тема.
Свой путь становления как художника Е. Спицевич прошел в творческой среде Слобожанского края, а также в г. Херсоне. Еще в восьмилетнем возрасте в родном городе он посещает художественную студию, в стенах которой состоялась его первая персональная выставка детских рисунков и акварелей (которые юный художник сделал на Азовском море в г. Мариуполе) во время летних каникул. После года обучения на архитектурном отделении Харьковского строительного техникума Е. Спицевич поступает в Харьковское государственное художественное училище на отделение живописи, которое успешно оканчивает с перерывом на службу в армии. Ещё в стенах училища он заявляет о себе как живописец, создает одну из лучших своих постановочных картин «В мастерской художника. Обнаженная натура», которая на протяжении десятилетий использовалась в учебном процессе как образец постановки. Его дипломная работа «Колхозное стадо», получив высокую оценку специалистов, представляется на выставку в г. Киеве, где она также была отмечена среди лучших работ. Затем он осваивает навыки художественного мастерства на факультете графики Харьковского художественно-промышленного института. Здесь закладывается фундамент профессиональных качеств художника — графика. Осваивая все виды графики, художник все чаще отдает предпочтение линогравюре с характерным для нее лаконизмом, четкостью, звучным контрастом густо-черного и ярко-белого. Она становится основной формой его творческого самовыражения в графике. Пять листов линогравюр стали основой его дипломной работы «Порт на Азове». Каждый лист имел свое название: «Утро в порту», «Смена идет», «Отец и сын», «Портрет портовика», «Прохладное утро». Впоследствии эти работы были закуплены Министерством культуры и Художественным фондом Украины.
После успешной защиты дипломной работы Е. Спицевич переезжает в г. Херсон. Здесь в течение восьми лет он работает художником Художественного фонда, преподает графику в студии, а также, продолжая сотрудничать с редакциями и издательствами на постоянной основе, пробует себя в новом качестве, осваивая и совершенствуя книжную графику. Он иллюстрирует в основном научную фантастику, которая ему особенно хорошо удавалась. Среди иллюстрированных художником книг «Зоряні кораблі» І. Єфремова (1965 р.), «Чарівні окуляри» П. Брока, (1966 р.), «Восьме коло пекла», К. Боруня (1968 р.), «Глибокий мінус» В. Михайлова (1970 р.), «Чорні журавлі всесвіту» В. Михайлова (1970 р.) и др. Была продолжена работа над новыми сериями линогравюр, часть из которых закупают Министерство культуры и Художественный фонд Украины.
Выставочная деятельность Е. А. Спицевича, начатая в 1959 году, продолжается до настоящего времени. За это время его эстампы и живописные работы экспонировались на более чем 125 выставках, в том числе и персональных. Это областные, республиканские, всесоюзные, всеукраинские и международные выставки (Болгария, г. Варна, 1968 г.; Япония, 1977 г., передвижная выставка; Франция, г. Лион, 1983 г.).
Работы Е. А. Спицевича сохраняются в художественных музеях Харькова, Чернигова, Чугуева и др., находятся в частных коллекциях в России, США, Германии, Франции, Канады, Японии, Израиля, Польши и др.
Станислав Решетило