Учивший сопереживать

03.02.2014 09:10   -
Автор:
Игорь Кваша родился 4 февраля 1933 года в Москве. Спустя восемь лет началась Великая Отечественная война. Защищать страну отправился и его отец Владимир Ильич. С войны он не вернулся — погиб под Ленинградом… Мама будущего актера, Дора Захаровна — сурдопедагог и дефектолог, выпускница Московского медико-педологического института Наркомздрава СССР.
Школа, где учился Игорь, находилась на Арбате — сначала в Плотниковом, а потом в Дурновском переулке. В те годы практиковалось раздельное обучение, и Игорь Владимирович любил вспоминать, как они с мальчишками хулиганили: устраивали драки, взрывали патроны. Он учился нормально до 7‑го класса. Потом стал заниматься в театральной студии и школу забросил. Чудовищно прогуливал уроки, «выплывал» за счет шпаргалок и подсказок. Увлечение театром началось еще в детском саду, в Сибири, в Ленинске-Кузнецком, куда его семью эвакуировали из Москвы в 1941 году. Игорь Кваша уехал туда вместе с мамой, которая продолжала работать. Юный актер сыграл главную роль в постановке сказки «Морозко». Этот спектакль играли при полном аншлаге в городском театре и даже в госпитале перед ранеными. Уже спустя годы, учась в школе, Игорь читал стихи на школьных вечерах, а потом пошел в городской Дом пионеров на улице Стопани. Там была замечательная театральная студия, из которой вышло очень много известных людей — Ролан Быков, Владимир Андреев, Виктор Соколов, Борис Рыцарев, Лев Круглый. Все мысли Кваши занимал театр, точные науки его не воодушевляли. В Доме пионеров был очень дружный коллектив и мальчик после уроков сразу мчался туда.
После школы Игорь Кваша поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1955 году. После чего в течение двух лет играл на сцене МХАТа им. М. Горького.
В 1957 году Квашу пригласили в создававшийся театр «Современник». Вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым они стали основателями театра. Сцене «Современника» Игорь Кваша отдал большую часть своей жизни. Своей блистательной игрой, интуитивным, подсознательным чувством каждой роли он очень быстро покорил зрителей.
За долгие годы актер сыграл в огромном количестве спектаклей, наверное, процентах в 70 от репертуара театра. В его театральном репертуаре были: Гаев в «Вишневом саде» А. П. Чехова, Рассказчик в «Балалайкин и К°» М. Е. Салтыкова-Щедрина, Папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, Фальстаф в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира, Лестер в спектакле «Играем… Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт»), Пьетро в «Титуле» Александра Галина, Саймон в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа, Степан Верховенский в «Бесах» Ф. М. Достоевского.
Все спектакли с его участием смотрелись на одном дыхании. Восторженные зрители нередко даже прерывали реплики актера аплодисментами. Любовь зрителей к актеру была так огромна, что порой доводилось слышать у окошка кассы такие реплики: «А Кваша играет? Сегодня нет? Тогда я подожду… Я хочу только на Квашу!»
Пробовал он себя и в качестве режиссера. Им были поставлены: «Кабала святош» и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова, «Кот домашний средней пушистости» Войновича и Горина, «Балалайкин и Ко» Салтыкова-Щедрина.

«У меня почти к каждой роли особое отношение. Бывают, конечно, совсем проходные роли — когда ты играешь, но это не является для тебя каким-то знаковым событием. Ты просто понимаешь: это надо сделать, надо сыграть. А бывают роли, сами играющие для тебя определенную роль, — работая над ними, ты глубоко влезаешь, вникаешь в себя и в какие-то события. Бывает, что работа над ролью влияет на твои взгляды».
Игорь Кваша

 Кино и радио

Не меньшую популярность принесли Игорю Кваше и кинороли, хотя сам он считал себя более театральным актером, нежели актером кино. Игорь Владимирович говорил: «Театр у меня всегда был на первом месте. Меня довольно часто приглашали на пробы, но я отказывался — считал, что кино может помешать моей работе в театре».
Дебютировал он в 1961 году ролью бойца Сени в военной драме Ильи Гурина «В трудный час». А первой большой работой актера стала роль молодого Карла Маркса в фильме Григория Рошаля «Год как жизнь». Игорь Владимирович признавался, что играл эту роль с интересом: «Это был человек незаурядный, из тех, кто миры переворачивает. Он и перевернул мир». В дальнейшем режиссеры не раз приглашали Квашу на роль Маркса.
Замечательными работами актер отметился в 70‑е и 80‑е годы. Именно тогда на экраны вышли: комедия «Соломенная шляпка», спортивная драма «Жребий», мелодрама «Просто Саша», приключенческий детектив «Сыщик», кинопритча «Тот самый Мюнгхаузен», сказка «Сказки старого волшебника», комедия «Человек с бульвара Капуцинов». И везде его герои были разными, неповторимыми. Все они имели свое лицо, свой характер, свою судьбу. Они удивляли и раздражали, заставляли сочувствовать и ненавидеть…
Сам актер своей лучшей работой в кино считал роль Сталина в фильме Юрия Сорокина о Максиме Горьком «Под знаком Скорпиона», вышедшем на экраны в 1995 году. «Наверное, это единственная моя работа, на которую я могу смотреть со стороны, как будто это не я на экране», — признавался Игорь Владимирович.
С огромным удовольствием Игорь Владимирович вспоминал свою работу на радио. Судьба оказалась благосклонна к актеру — ему посчастливилось работать с замечательными людьми, которые очень любят свою профессию. Кваше на радио предлагали хорошие материалы, он не читал к праздникам патриотические стихи, а имел возможность выбрать произведения по душе. Любимый автор актера — А. С. Пушкин. Его проза простая и прозрачная, она написана такими простыми фразами, что трудно сразу освоить этот стиль, приходилось много думать над ней, работать. Зато какое наслаждение доставляло Кваше чтение «Пиковой дамы». Еще удавалось исполнить такие замечательные произведения, как «Облако в штанах» В. Маяковского, «Двенадцать» А. Блока, многое из М. Ю. Лермонтова, Г. Мопассана. И все это было сделано между репетициями спектаклей, так как молодость — это особая пора, когда можно успеть воплотить в реальность массу вещей, мечтать по ночам и работать над новыми идеями. Известный цикл поэтических передач, сделанных Игорем Квашой, — это еще и радиозапись романов «Белая гвардия» М. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Пастернака.
Но актер успевал работать и в поэтических программах на телевидении, записывал пластинки со стихами А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака. Многие его работы можно считать достижениями, так как в то время не все позволялось читать перед широкой аудиторией. Игорь Владимирович хотел включить в программу только раннего Маяковского, который был запрещен. В основном предлагали «Стихи о советском паспорте», «Пароход и человек». А эти произведения Кваша читать не хотел. К счастью, в то время главным редактором литературно-драматических программ на телевидении был Н. П. Карцов. Он сам увлекался Маяковским, защитил по нему кандидатскую диссертацию и просто обожал поэта. Поэтому именно Николай Карцов «пробил» огромную передачу «Ранний Маяковский». Игорь Владимирович был очень увлечен этой работой, приносил книги, сам придумал декорацию.

В 2007 году была издана книга Игоря Кваши под названием «Точка возврата», в которой он подробно вспоминает о детстве и юности, о спектаклях и репетициях, о колоритном театральном быте, насыщая повествование яркими и точными деталями, в том числе и подлинными документами.

Жди меня

С 1998 года, помимо работы в театре «Современник», он стал ведущим телевизионной передачи «Жди меня». Сам Игорь Владимирович рассказывал, что попал он туда случайно. Но, думается, есть все же какое-то провидение, что именно такой открытый, душевный человек стал ведущим этой передачи.
К чужому горю Игорь Владимирович относился с неподдельным переживанием и искренностью, пропуская через свое сердце невероятное количество трагедий и драм совершенно посторонних ему людей. Однажды в одном из выпусков «Жди меня» он настолько растрогался, что ушел за кулисы прямо во время съемок, проплакав там несколько минут. Потом Кваша попросил режиссеров вырезать этот эпизод, но зрители, увидев запнувшегося и отвернувшегося ведущего, все равно уловили ту невероятную муку, которую в тот момент он испытал.
Вот что в одном из интервью о передаче говорил сам актер: «Вести передачу несложно, самое сложное — это нервное напряжение. Невозможно отделить себя от переживаний людей, которые приходят в студию. Сложность-то как раз эмоциональная. Например, когда уже взрослые люди очень хотят найти своих биологических родителей. Они выросли в прекрасной семье, а в младенчестве их сдала в детский дом мать-алкоголичка. Некоторые вещи начинают раздражать — например, бомжи, которые не сообщают матерям, где они, и бедная женщина годами мучается, не зная, есть ли у нее еще ребенок, жив ли он. Я понимаю, что поведение такого ребенка тоже основано на глубинных проблемах и трагедиях. И все же как можно просто не сказать матери, что ты жив? Есть у меня друг, очень хороший хирург, который всегда мучается вопросом: как не переживать сильно за больных во время операции? Он расстраивался и страдал так, что дело могло кончиться инсультом или инфарктом. Но и я не знаю, как можно отстраняться от чужого горя. Но самое главное в этой программе, это то, что люди смотрят ее и учатся быть добрее, учатся сопереживать. Это как раз то, что советская власть старательно выбивала из людей. Это сейчас очень важно возобновить, когда столько насилия и жестокости».

Семья

Первая жена Игоря Кваши — актриса Светлана Николаевна Мизери.
Вторая жена (с 1956 года) — Татьяна Семеновна Путиевская, врач-рентгенолог и ученый, сестра режиссера Петра Штейна, дочь художника кино и театра Семена Манделяи, падчерица писателя Александра Штейна.
Сын — Владимир Кваша, пошел по стопам матери и стал врачом. Однако затем, из-за финансовых трудностей, он оставил профессию и занялся бизнесом.
***
Скончался народный артист России на 80‑м году жизни 30 августа 2012 года в Москве от продолжительной болезни. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА