Украина прощается со Ступкой
Сколько регалий для одного человека и все заслуженно. Директор Национального академического драматического театра им. Ивана Франко Богдан Сильвестрович Ступка умер на 71 году жизни после продолжительной болезни.
Прощание с актером состоится во вторник, 24 июля в Национальном академическом театре имени Франко. Богдан Ступка будет похоронен на киевском Байковом кладбище.
Не стало взрывного артиста, с бьющим через край темпераментом. Творчески честного и чистого. А что самое редкое — всегда разного. Иного под кого ни загримируй — все равно уши выдадут. А Ступка чуть иначе повернется, прищурится, поведет морщинкой, сменит темпоритм — и уже иной образ, да не просто — а наполненный до одури, творящий вокруг себя целую историю.
Как он «доставал» режиссеров бесконечными саморепетициями перед криком «мотор!», все не мог наиграться. «Вхождение в образ» было его стихией. До съемок, во время, после. Мастер самого непростого амплуа — этакого «плохого/хорошего героя», знак которого намеренно размыт. Его герои часто были сложнее, простите, режиссерской задумки. И неспроста его психофизическую Вселенную сравнивали с Михаилом Ульяновым, Евгением Матвеевым… за калибр, подчинение себе практически любой роли.
Последние годы Ступка был худруком драмтеатра имени Ивана Франко в Киеве, играющего классику на украинском языке. И сейчас, несмотря на отпуска, театр погружается в глубокий траур — начинается подготовка к прощанию… Всю жизнь верил «в корни», в преданность родной земле, а потому не переехал в Москву (даже когда вовсю приглашали в Театр им. Моссовета). Это его, кстати, в чем-то роднит с Николаем Колядой, который также не променял родной Екатеринбург на столичные «прелести». Театралы помнят «Старосветскую любовь» Валерия Фокина по пьесе Коляды, в которой одного из «милых гоголевских старичков» как раз играл Ступка: «Боже мой, — говорит Коляда, — я и не знал… сижу сейчас на даче без Интернета. Господи, вы меня просто убили. Ну что ж сказать… Потрясающий человек. Играл в спектакле вроде седой и старенький, но в нем все время жил большой ребенок, на него такое удовольствие было смотреть! Придуривался, баловался, чудо! Я всегда говорю своим студентам — «смотрите на Богдана Ступку; а как только в вас умрет ребенок — вон из профессии!».
…Известный художник-постановщик Виктория Севрюкова относительно недавно работала со Ступкой в его последнем московском спектакле — в чеховском «Вишневом саде» режиссера Вадима Дубровицкого: «Вы знаете, как ни странно, с Богданом Сильвестровичем я именно там, в Украине, познакомилась: после института как художник была на стажировке в театре им. Франко. Первое ощущение после просмотра «Украденного счастья» (звездная роль Ступки) — потрясение, как будто я попала в самый центр Европы: заплаканные зрители, расходившиеся в полнейшей тишине после аплодисментов… Великолепный артист! И вот прошло 20 лет. Мы встретились снова; не знала, что он серьезно болен, с большим трудом ходил уже».
Ступка вносил в каждый спектакль ощущение праздника. Костюм он препарировал, не просто примерял на себя, но выбирал, как змея кожу, для своего персонажа. Подпитывался от партнеров. Был ансамблистом, не мог не существовать в команде. И это огромное достоинство: притирался к человеку, понимал, что надо обменяться с тобой молекулами.
Вне сцены это был невероятно веселый и легкий человек с таким тихим украинским юмором, который фактически сродни английскому. Не наглому… вот он сказал шутку, и сам не меняется в лице, хотя другие лежат. Ощущение себя в центре компании. Всегда. Ступка — это живой воздух. Более того — международный воздух. Потому что артист космического порядка.
…Владимир Бортко сравнил Богдана Ступку с драгоценной скрипкой: «Бывают люди, которые родились для определенных ролей. Именно так случилось с Богданом Сильвестровичем и Тарасом Бульбой. Нам и в голову не пришло устраивать какие-нибудь пробы. Когда умирает актер, умирает не только он. Умирают сразу все его герои. В том числе и Тарас Бульба. Хотя, с другой стороны — как раз это не умирает, это остается.
Как музыкант играет на скрипке, так актер играет сам на себе. Актер и есть та самая скрипка. Скрипки бывают разные. Бывают с фабрики, где их делают похожими одна на другую. А бывает скрипка Страдивари. Так вот Ступка был скрипкой Страдивари.
Вместе с Богданом Сильвестровичем в «Тарасе Бульбе» мы играли концерт на заданную тему, но между тактами он всегда солировал, импровизировал, не сбиваясь с заданной темы. Тем интереснее вам потом было на это смотреть, а мне — при этом присутствовать. Так и проявляются таланты. И я должен сказать, со своей ролью он справился блистательно. Более того, я думаю, если бы Николай Васильевич Гоголь был жив, он бы тоже не обиделся выбору актера на роль Тараса Бульбы».
О съемках вспоминает артист Игорь Петренко: «Когда встречаешься с людьми подобной величины, то сначала даже не очень понимаешь, как себя с ними вести. Думаешь: наверное, это люди, перед которыми ты должен падать ниц. Но, как ни странно, Богдан Сильвестрович произвел впечатление очень открытого, душевного, мудрого человека. В нем природой было заложено желание помогать, делать пространство вокруг себя легче и позитивнее. В первую очередь меня поразила его простота, несмотря на все его регалии: известный артист, руководитель театра, государственный деятель, только что отошедший от обязанностей министра культуры Украины. И все же в первую очередь он был человеком. И блестящим партнером, что для актера в работе всегда является приоритетом. На «Тарасе Бульбе» он совсем не жалел себя, не старался с мудростью распределять силы, отдавал себя процессу полностью. Не уходил дремать во время перерывов, а оставался с людьми, пытаясь всех подбодрить, вдохновить. Как настоящий Тарас Бульба всегда был в эпицентре событий, так и Ступка во время съемок собирал вокруг себя партнеров, обычных прохожих, артистов массовых сцен, костюмера, водителя или гримера. Как мегачеловек, организовывал пространство вокруг себя, и оно расцветало. И он сам этим жил и дышал».
Справка:
Богдан Ступка родился в 1941 году, в прошлом году ему исполнилось 70 лет. Он был лауреатом Государственной премии СССР 1980 года – за исполнение ролей в спектаклях «Дикий ангел» Коломийца и «Дядя Ваня» Чехова в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре имени Ивана Франко.
Ступка был актером театра и кино, он работал в Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко, снялся более чем в 90 фильмах.
Ступка известен, в частности, по ролям в картинах «Белая птица с чёрной отметиной», «От Буга до Вислы». «Тарас Шевченко. Завещание», «Молитва о гетмане Мазепе», где он сыграл Мазепу.
Среди последних ролей – заглавная роль в фильме «Тарас Бульба».
Ступка был лауреатом многих премий, в том числе российских – «Хрустальная Турандот», «Ника», «Золотой орёл», «Триумф».
В 1999-2001 годах он был министром культуры и искусств в правительстве Виктора Ющенко.