Украинская соль на немецких колесах
Замысел
Присоединилась благодаря новому, только что созданному театру «Соль», который образован недавно из выпускников мастерской режиссера Леонида Садовского театрального факультета Харьковского университета искусств имени И. П. Котляревского. Они сразу решили: «Вся соль — в международном сотрудничестве». Под таким названием в нашей газете совсем недавно было опубликовано интервью театроведа Юлии Щукиной с педагогом Марией Бораковской. Она тогда сообщила, что первый спектакль театра «Соль» готовится на выигранный харьковчанами грант министерства культуры Германии.
Премьерный показ спектакля состоялся в Театре для детей и юношества 7 и 8 октября. Это был совместный международный проект харьковского театра «Соль» и немецкого театра Wheels («Колеса», Берлин). Играют две труппы: украинская и немецкая; каждая — на своем родном языке. Актеры демонстрируют богатое искусство мимики, жестикуляции, сценического движения, чтобы оставаться в системе коммуникации со зрителем.
По жанру спектакль определен как украино-немецкий мюзикл Neverending Forest Songs! («Бесконечные лесные песни»). В нем действительно много песен и танцев. Большинство песен исполняются на английском языке. Расчет организаторов спектакля — их работа будет доступна многим международным аудиториям. Например, вскоре этот спектакль повезут в Германию. Можно предвидеть его успех у англоязычной аудитории.
В основе спектакля не лежит литературное произведение. Мюзикл создан самими актерами и отражает их мировосприятие. Но у отдельных сторон общего замысла авторы все же существуют: идея принадлежит Максу Дамиану, сценарий создала Юлита Ран, музыку написали Макс Авксентьев и Олег Копелюк, стихи — Макс Авксентьев.
Воплощение
В спектакле все символично. Символика проста, но ёмка. Человечество, состоящее из двух племён (Свои и Чужие), живёт под воздействием двух начал — Ангела (Альтруизм) и Демона (Агрессия). Природа даёт человечеству пищу, но её уже недостаточно (аллюзия на одну из современных проблем современного человечества). И потому пища — только для своих. Но Чужие, взывая к Милосердию, просят поделиться (аллюзия на ситуацию с беженцами, которая приобретает международные масштабы). Эта просьба сначала вызывает неприятие, но, в конце концов, побеждает альтруизм (ибо он лежит в основе человеческого общежития) вопреки попыткам Демона Агрессии разделять людей на своих и чужих. Два племени, несмотря на разные языки и разные культуры, преодолевают в себе состояние отчуждения, поскольку ими движет Любовь, которая убирает межкультурные границы и приводит к состоянию Понимания и Приятия.
Белый ангел поет заключительную песню и просит Бога не судить строго людей: они еще молоды и недостаточно ясно понимают, что такое добро, а что — зло.
Когда актеры выходят к рампе, все вдохновлены идеей: человечество способно самоорганизоваться для решения возникающих перед ним вопросов. Вспомнилось, что колесо — символ вечности, как колесо, вращается в пространстве наша Вселенная. Солью называют смысл произведения или отраженного в нем жизненного явления. Так как же без нее, без соли?
Хочется верить, что театр «Соль» станет ещё одним творческим коллективом, пробуждающим Мысль и Чувство, направленное на созидание гуманистической концепции мира.