Украинская соль на немецких колесах

10.10.2016 07:28   -
Автор:
Замысел
Присоединилась благодаря новому, только что созданному театру «Соль», который образован недавно из выпускников мастерской режиссера Леонида Садовского театрального факультета Харьковского университета искусств имени И. П. Котляревского. Они сразу решили: «Вся соль — в международном сотрудничестве». Под таким названием в нашей газете совсем недавно было опубликовано интервью театроведа Юлии Щукиной с педагогом Марией Бораковской. Она тогда сообщила, что первый спектакль театра «Соль» готовится на выигранный харьковчанами грант министерства культуры Германии.
Премьерный показ спектакля состоялся в Театре для детей и юношества 7 и 8 октября. Это был совместный международный проект харьковского театра «Соль» и немецкого театра Wheels («Колеса», Берлин). Играют две труппы: украинская и немецкая; каждая — на своем родном языке. Актеры демонстрируют богатое искусство мимики, жестикуляции, сценического движения, чтобы оставаться в системе коммуникации со зрителем.
По жанру спектакль определен как украино-немецкий мюзикл Neverending Forest Songs! («Бесконечные лесные песни»). В нем действительно много песен и танцев. Большинство песен исполняются на английском языке. Расчет организаторов спектакля — их работа будет доступна многим международным аудиториям. Например, вскоре этот спектакль повезут в Германию. Можно предвидеть его успех у англоязычной аудитории.
В основе спектакля не лежит литературное произведение. Мюзикл создан самими актерами и отражает их мировосприятие. Но у отдельных сторон общего замысла авторы все же существуют: идея принадлежит Максу Дамиану, сценарий создала Юлита Ран, музыку написали Макс Авксентьев и Олег Копелюк, стихи — Макс Авксентьев.
Воплощение
В спектакле все символично. Символика проста, но ёмка. Человечество, состоящее из двух племён (Свои и Чужие), живёт под воздействием двух начал — Ангела (Альтруизм) и Демона (Агрессия). Природа даёт человечеству пищу, но её уже недостаточно (аллюзия на одну из современных проблем современного человечества). И потому пища — только для своих. Но Чужие, взывая к Милосердию, просят поделиться (аллюзия на ситуацию с беженцами, которая приобретает международные масштабы). Эта просьба сначала вызывает неприятие, но, в конце концов, побеждает альтруизм (ибо он лежит в основе человеческого общежития) вопреки попыткам Демона Агрессии разделять людей на своих и чужих. Два племени, несмотря на разные языки и разные культуры, преодолевают в себе состояние отчуждения, поскольку ими движет Любовь, которая убирает межкультурные границы и приводит к состоянию Понимания и Приятия.
Белый ангел поет заключительную песню и просит Бога не судить строго людей: они еще молоды и недостаточно ясно понимают, что такое добро, а что — зло.
Когда актеры выходят к рампе, все вдохновлены идеей: человечество способно самоорганизоваться для решения возникающих перед ним вопросов. Вспомнилось, что колесо — символ вечности, как колесо, вращается в пространстве наша Вселенная. Солью называют смысл произведения или отраженного в нем жизненного явления. Так как же без нее, без соли?
Хочется верить, что театр «Соль» станет ещё одним творческим коллективом, пробуждающим Мысль и Чувство, направленное на созидание гуманистической концепции мира.