Украинские музыканты возродили фолктронику
В изначальном понимании фолктроника – это микс электроники и, собственно, фолка. Того, что в разные годы исполняли музыканты от Боба Дилана до группы Fleet Foxes. Родоначальниками стиля стали смелые экспериментаторы Animal Collective, мало известная группа Tunng и британский электронный продюсер Four Tet, сменивший за карьеру с десяток имен и стилей. Термин понравился прессе. Ему сразу нашли широкое применение: все, что на стыке электроника + этническая, народная музыка, фольклор = фолктроника. Куда проще, чем оперировать давним и очень широким термином world music, который когда-то придумал Питер Гэбриел.
Со временем оказалось, что подобных артистов в современной музыке не так уж много. Спекуляций экзотикой Востока – в достатке. Выставочной африканской этники для искушенных европейцев – того больше. А вот так, чтобы вникнуть до конца и всерьез, пропустить через себя наследие нескольких прежних поколений и выдать что-то полное магии, интимной глубины – под силу не каждому.
Позже сама собой возникла закономерность. Хорошую «фолктронику» следует искать там, где есть горы и крупные портовые города. Горы – тишина, холод и созидание. Вне суеты рождаются иные сочетания звуков. Недаром многие немецкие электронщики (Pantha Du Prince, Mano Le Tough) отправляются на период записи новых альбомов в заснеженные Альпы, а многочисленные всемирно известные чилийские продюсеры в Анды.
Именно в горах, в Карпатах впервые появились многие народные инструменты – основа украинского фольклора. Дрымба, варган, трембита. Сигнальные инструменты пастухов, деревянные работы местных мастеров. Можно вспомнить, по меньшей мере, 50 украинских народных инструментов, которые сохранились сегодня и которые в умелых руках могут по-прежнему актуально звучать.
Впечатляющее, уникальное, многообразное наследие. Очевидно, что появление украинской фолктроник-сцены было лишь делом времени. Первые попытки создавать современную музыку с элементами этники были еще 15-20 лет назад. Ярче всех на этом поприще проявила себя певица Катя Чили. Ее дебютный альбом «Русалки in da house», вышедший в 1998 году можно назвать точкой отсчета для украинской фолктроник-сцены.
Первым по-настоящему впечатляющим прорывом стала группа ДахаБраха, придумавшая собственный оригинальный стиль этно-хаос. В 2006 году вышел дебютный альбом группы, а за ним еще череда релизов – этнические напевы, множество живых инструментов (от укулеле и диджериту до бугая и флейты), смелые электронные аранжировки (вплоть до драм-н-бейса). Группа практически сразу получила мировую известность и в 2015 году выступила в эфире едва ли не самого важного музыкального ТВ-шоу мира – Later… with Jools Holland на BBC Radio Two.
Впрочем, даже, несмотря на международную известность, в Украине ДахаБраха долгое время оставались нишевым явлением – проектом для глубокого, искушенного слушателя. Вывести украинскую фолктронику из андеграунда в мейнстрим первыми удалось проекту ONUKA. Сложились все звезды. В прошлом участница дип-хаус трио Tomato Jaws, внучка известного мастера народных инструментов – Ната Жижченко как никто другой разбиралась в украинском музыкальном фольклоре. В модный, сверх качественный электронный саунд ее идеи обернул Женя Филатов (он же The Maneken). Дебютный альбом ONUKA стал громким прорывом в 2014 году.
За три года команда ONUKA вывела базовую идею фолктроники на совершенно новый уровень. Концерты с оркестром народных инструментов НАОНИ, нашумевшее выступление в интервал-акте Евровидения и, наконец, новый альбом, который увидит свет осенью 2017 года. Последний сингл проекта под названием Vsesvit ONUKA записали совместно с одним из родоначальников стиля – французским коллективом Deep Forest. Его основатель Эрик Муке одним из первых понял, что на стыке этнической музыки и электроники могут рождаться произведения, которые полюбят миллионы людей во всем мире.
Примечательно, что украинская фолктроник-сцена, привлекая внимания все большего количества слушателей, со временем послужила стимулом для рождения нового, уникального в своем роде фестиваля.
Так, осенью 2016 года появился Polyana Music Festival – атмосферный фестиваль в Закарпатье. Артистам, объединяющим в своей музыке этнику и электронную музыку, организаторы Polyana уделяют особое внимание. Фестиваль проходит в буквальном смысле на поляне неподалеку от села с одноименным названием, в окружении дикой природы: горы, лес, звездное небо и шум горного ручья неподалеку.
В таком антураже музыка артистов вроде ONUKA, АтмАсфера, YUKO или Deep Forest (один из хедлайнеров 2016 года) раскрывается совершенно иначе. Природа и звуки музыки становятся единым целым.
В сентябре 2017 года (8-10-го) Polyana Music Festival пройдет второй раз в своей истории. К полному составу из лучших артистов украинской фолктроник-сцены, организаторы добавили колорита соседних стран. Прежде всего, культовый румынский брасс-бэнд Fanfare Ciocarlia – амбасадоры балканского саунда во всем мире. Их музыка звучит в фильме Борат Саши Барона Коэна, а британские электронщики Basement Jaxx любят сэмплировать их партии духовых в своих ни на что не похожих клубных хитах. В компанию к ним – эксцентричные латыши Beissoul & Einius и многие другие.
Вдохновители Polyana Music Festival говорят, что делают фестиваль не только для украинской аудитории, но и для гостей из соседних стран – Румынии, Венгрии, Польши. Так, через Polyana Music Festival украинская фолктроника множит свою аудиторию и делает еще один уверенный шаг в тому, чтобы стать значимым международным феноменом. После попадания ДахаБраха в саундтрек к третьему сезону сериала Фарго, а EP ONUKA на первое место британского электронного чарта iTunes – эта цель кажется вполне реальной.
Подготовила Ольга Тараб