"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Успех и забвение легенды – газета «Харьковские известия»

Среди других ее достижений — плита с отпечатком руки на звездной набережной Круазет, внесенной в список культурного наследия Франции; портрет работы великого Пабло Пикассо; названная в ее честь аллея роз в Париже; премия «Живая легенда Канн 1990». Такой чести, помимо нее, были удостоены только Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.
ДЕТСТВО
Актриса, фильмы с участием которой включены в золотой фонд кино, родилась в городе на Неве 4 мая 1934 года. Ее мама, Зинаида Левина, была инженером, отец, Евгений Самойлов, — известным актером, кумиром публики. Вскоре после ее рождения его пригласили в труппу Театра Мейерхольда, и в 1937 году их семейство перебралось в столицу. В 1945 году появился на свет брат Татьяны Алексей.
Детство Тани Самойловой пришлось на военные годы, полные лишений. Она переболела тифом, корью и дифтерией, но чудом осталась жива, наверное, благодаря врожденному жизнелюбию. С 3-го класса школы она занималась балетом. В некоторых источниках говорится, что якобы Майя Плисецкая приглашала ее учиться в балетную школу при Большом театре. На самом деле это не так: мама Татьяны очень хотела, чтобы она была балериной и договорилась о ее просмотре, но девочку забраковали. Впрочем, она была этому рада, так как мечтала об актерстве. С раннего возраста страстно любила сцену, пересматривала все спектакли Театра Маяковского, где в то время служил ее отец.
ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ
В 1953 году девушку приняли в Театральное училище им. Щукина. Через 2 года она дебютировала в кино, воплотив на экране образ Марии в киноленте «Мексиканец» по Джеку Лондону. Съемки картины проходили в Одессе, а партнерами начинающей актрисы были такие отечественные кинозвезды, как Борис Андреев, Олег Стриженов, Даниил Сагал, Надежда Румянцева, Георгий Вицин, Евгений Моргунов.
В 1956 году артистка окончила училище и поступила в институт театрального искусства им. А. Луначарского, на курс Сергея Юткевича. Спустя год произошло знаковое событие в ее творческой жизни — она сыграла в ленте «Летят журавли». Во время работы над главной ролью Вероники девушка заболела туберкулезом, но не прекратила сниматься. Задыхаясь, держась на уколах, она всё же выходила на съёмочную площадку почти полгода, практически без выходных. Работать приходилось с раннего утра до полуночи.
Кинолента, повествующая о юной девушке, потерявшей в годы войны всех родных и изменившей ушедшему на фронт жениху с его другом, не понравилась главе государства. Соответствующими были и рецензии критиков. Но на кинофоруме в Каннах 24-летнюю Татьяну ожидал ошеломительный успех. Она сумела затмить саму Софи Лорен, которой прочили тогда награду за роль Анны в киноленте «Любовь под вязами». От «русской богини» и фильма был в восторге Пабло Пикассо. После просмотра он заявил, что сегодня Татьяна — еще просто прекрасная женщина, но завтра станет всемирной звездой. Венцом триумфа было приглашение артистки в Голливуд сыграть с Жераром Филипом в «Анне Карениной». Увы, руководители Госкино «отечественное достояние» за океан не отпустили.
ЗВЕЗДА ЗАПАДА
Несмотря на феноменальный успех в Каннах, массы предложений на киносъемки у Самойловой не было. В основном она работала на театральной сцене. С 1958 по 1959 годы служила в Театре Маяковского. Играла, в частности, Лилю Брегман в постановке о строителях Московского метрополитена «Дальняя дорога» по одноименной пьесе Арбузова (Антона в ней играл ее отец, Евгений Самойлов). Позже она была занята в Театре Вахтангова, в «Современнике», в Театре-студии киноактера.
В начале 1960-х по приглашению западных режиссеров артистка была задействована в ряде иностранных проектов. Так, в советско-французской комедийной ленте «Леон Гаррос ищет друга» она блистала в ключевой роли певицы, невесты полярного летчика. Затем воплотила на экране заглавный образ разведчицы-радистки в венгерской военной картине «Альба Регия». Потом снова перерыв до 1964 года. И снова о Самойловой вспомнили на Западе. Джузеппе де Сантис — знаменитый итальянский режиссёр — пригласил советскую актрису сняться хотя и не в главной, но очень яркой роли в военной драме «Они шли на Восток». И снова героиня Самойловой в чём-то даже затмила Софи Лорен, которой достался центральный образ.
За эту работу актриса, чью игру признавали гениальной на Западе, получила солидный гонорар. Она приехала домой на Опеле и с отличным гардеробом, отчего отношение к ней, кажется, ещё больше испортилось. Ей завидовали, о ней сплетничали, её недолюбливали чиновники «от культуры».
И СНОВА ТРИУМФ
Очередное яркое появление артистки на большом экране состоялось в 1967 году, когда была выпущена «Анна Каренина» Александра Зархи. В мировом прокате лента стала 16-й по счету постановкой знаменитого произведения Льва Толстого, всего же их насчитывалось уже больше 30. До и после этого Анну играли такие блистательные суперзвезды, как Грета Гарбо, Вивьен Ли, Алла Тарасова, Жаклин Биссет, Софи Марсо, Кира Найтли и другие. Но героиня Самойловой многими критиками до сих пор считается эталонной и непревзойденной, хотя режиссера и отговаривали от ее кандидатуры, мотивируя это тем, что для образа истинной аристократки она несколько полновата, маленького роста и к тому же с раскосыми глазами.
НЕ У ДЕЛ
После «Анны Карениной» актриса ждала шквала предложений от режиссёров. Но, увы. Впереди были годы забвения. Самойлову лишь изредка приглашали на небольшие роли. Возможно, творческая биография Татьяны Самойловой сложилась бы совсем иначе, если бы она ответила согласием на предложения голливудских режиссёров.
А так актриса исчезла с экранов где-то с середины 1970-х. Лишь в конце 1990-х она появилась в картине «24 часа», в 2004-м — в «Московской саге», в 2005-м — в киноленте «Далеко от Сансет-бульвара», образном жизнеописании Любови Орловой. Последней работой звезды стала роль Маргариты в драме «Нирвана» (2008).
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первое сильное чувство накрыло Татьяну ещё в театральном училище: Вася Лановой, лирический красавец, ей в пару. Ничего им, видимо, друг от друга не нужно было, кроме любви. Хорошо, что быт обеспечили родители молодой жены. Но, как во всякой паре, где повседневное не слишком важно, дети так и не родились. Самойлова страдала от этого, потом выздоравливала от наваждения: лечилась самой жизнью и кино, которое для неё тоже была жизнь. Ребёнка она родила только годы спустя. Когда вышла замуж второй раз за Эдуарда Машковича, администратораТеатра-студии киноактера. Он был моложе ее на 15 лет и несвободен, но эти обстоятельства не остановили кинозвезду. В браке с ним и появился на свет единственный сын артистки, которого назвали Дмитрием. Однако, как оказалось, Эдуард использовал актрису в корыстных целях — хотел, чтобы она его содержала. Это обстоятельство уничтожило их брак, и в 1973-м они развелись. Митя рос без отца, точнее, Татьянин папа стал ему отцом. Пробовала Самойлова и ещё раза два создать семью, но навсегда опять не вышло.
* * *
В прессе распространялись слухи о запоях великой артистки, некогда покорившей публику своей игрой и лучистым взглядом карих глаз, о булимии и психических расстройствах. Хотя страдала она в основном только от одного страшного недуга под названием одиночество. Татьяна Евгеньевна покинула этот мир в день своего 80-летнего юбилея — 4 мая 2014 года. Причина смерти — болезнь сердца.