Увидеть счастье в простых вещах
«Чевенгур» — постановка для взрослых по одному из наиболее сложных, серьезных и спорных романов русского-советского писателя А. Платонова, написанных в середине двадцатых годов прошлого столетия. По одной из литературоведческих теорий, роман «Чевенгур» является первой частью философской трилогии, в которую включают еще повести «Котлован» и «Джан». В первой редакции роман носил название «Строители весны». Но при жизни автора роман никогда не издавался в полном объеме, в печать выходил отдельными фрагментами, носившими разные названия.
По словам авторов спектакля — творческого тандема режиссера-постановщика Оксаны Дмитриевой и художника-постановщика Натальи Денисовой — главной задачей постановки было следование за автором в понимании того, что делает человека счастливым. А это поиск ответов на сакраментальный вопрос.
«Вкус гливкого мякиша от серого хлеба во рту. Безмерное ощущение надежды — от слепящего света солнца в глаза. Под жестким дощатым дном сырой телеги слышен мерный скрип тяжелых деревянных колес, оббитых проржавелым металлом. Узловатые суставы загрубленных непосильной работой, истертых в кровь рук. Не то мужских, не то женских. Лица, источенные ветрами и зноем. В грубых изломах губ читается неустроенный быт, за остротой линий скул прячется упрямая вера в будущее. В светлое будущее. Настоящее, справедливое, равное и спокойное. Губерния, в которой живут абсолютно счастливые люди, питающиеся мякотью земли и соком дождевых туч. Где-то здесь живет Бог. Простой человек, среди людей. Здесь — Чевенгур».
Кукольный план исполняют всего семь артистов театра: Вячеслав Гиндин, Геннадий Гуриненко, Александр Коваль, Александр Маркин, Артем Вусик, Ольга Коваль и Ольга Мохленко. В качестве композитора для новой постановки был приглашен участник культовой харьковской группы «Оркестр ЧЕ» Олег Каданов. Также в спектакле звучат фрагменты композиций российского композитора и скрипача Алексея Айги.
К премьере приурочена выставка фотографий Марины Мариич, расположенная в выставочных фойе театра. Представлены работы, в основном портретного жанра, объединенные под платоновским названием «Сила Солнца». По замыслу, в композиции выставки должна просматриваться идея, что суетность бытия приходяща и надо уметь видеть настоящее, успевать всматриваться в лица, живущих ныне.
Следующий показ «Чевенгура» ожидает харьковского зрителя 24 ноября.